Маслова Елена
Паспорт мини-музея «По дороге к искусству»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт мини – музея
«По дороге к искусству»
Профиль музея: познавательный
Выполнила: Маслова Е. Н.
Паспортные данные мини - музея
Задачи:
• Приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю;
• Способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, познавательные интересы;
Публикация «Паспорт мини-музея „По дороге к искусству“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Темочки
• Выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства;
• Приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозициями художественных музеев;
• Формировать интерес к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства;
• Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
• Повышать культурный уровень педагогов и родителей;
• Формирование у дошкольников представления о музее.
Цели:
• Привлечение внимания родителей к музеям;
• Создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;
• Обогащение развивающей среды группы, ДОУ
• Использование новых форм работы с детьми и их родителями.
Расположение:
Мини - музей занимает стеллажи и навесную полку на центральной стене группы.
«Через красивое к человечному -
такова закономерность воспитания»
В. А. Сухомлинский
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Отмечано, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Время наше сложное - это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнили жестокость. По сути своей это - чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная, сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно – прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия - нести в мир Детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно – прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку. предметы с гжельской росписью и т. д.
В основе инновационной работы нашей группы - глубокое убеждение в том, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим. Тогда культура естественным образом формирует сознание
ребёнка, как бы «прорастает» в нём и становиться потребностью. И в школьном возрасте посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос в атмосфере творчества.
Разделы и экспонаты:
В мини – музее представлены разные виды экспонатов декоративно – прикладного искусства :
• Хохломская роспись
• Гжель роспись
• Матрешки семеновской, сергиево – посадской росписи
• Богородские игрушки
• Изделия из бересты
• Поделки из дерева, из атласных лент (канзаши, сделанные родителями
Задачи работы с детьми в мини – музее :
• Знакомство с экспонатами;
• Формирование у дошкольников представления о музее;
• Приобщать дошкольников к культурно - эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире;
• Развивать познавательные интересы к истории создания декоративных изделий;
• Выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства;
• Вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ;
• Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта;
• Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций.
Формы деятельности:
• Наглядность
• Доступность
• Динамичность
Музейные экспонаты собраны по разным принципам:
• Принцип интеграции
Где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д.
• Принцип деятельности
Музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее : рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.
• Принцип культуросообразности
Музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, социуму).
• Принцип гуманизации
Музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок - педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
• Принцип разнообразия
Экспонаты музея разнообразны, например, «Народная деревянная игрушка» (матрёшки, богородские игрушки, фарфоровые, «Декоративно-прикладное искусство» - посуда, игрушки и разнообразные предметы представляющие хохлому, городец, гжель, жостово.
• Принцип экологичности
Все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
• Принцип безопасности
Мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Ребёнок свободно достаёт до любого уголка музея.
• Принцип непрерывности
Музей, являясь частью образовательного пространства группы, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Принцип партнёрства
Музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.
Залог успешного и востребованного хорошего мини-музея - его интерактивность в нашей группе. Детям разрешаем рассмотреть вблизи игрушку, посуду, картины - они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея, рассказанные игровым персонажем: Домовенком Кузей, Лесовичком, помогут по-другому сформировать интерес и донести до детей материал доступно.