Светлана Чубарова
Паспорт мини-музея «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование музея: мини-музей «Насекомые»
Профиль музея: познавательный.
Цель: расширить знания детей о насекомых (внешний вид, повадки, размножение) и дать представления о взаимосвязи живого организма со средой обитания;
Задачи мини-музея :
1. Обогащение предметно — развивающей среды ДОУ.
2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
3. Расширение кругозора дошкольников.
4. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Публикация «Паспорт мини-музея „Насекомые“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Оформление групп, участков, музеи
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
5. Развивать и поддерживать интерес детей к жизни насекомых.
6. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
7. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
8. Расширение представления детей об окружающем мире.
9. Закрепить и расширить знания детей о многообразии мира насекомых, среде их обитания.
10. Развитие речи дошкольников, знакомство со сказками о насекомых.
11. Воспитание бережного, заботливого отношения к животному миру, формирование эмоционального отношения к насекомым.
12. Познакомить дошкольников с отличительными особенностями строения насекомых.
Принципы:
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы ребенка;
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Руководитель музея: Чубарова Светлана Васильевна – педагог первой квалификации.
Структура управления музеем:
Руководитель музея планирует координирует, контролирует работу в музее.
Положение о мини-музее «Насекомые»
1. Общие положения.
1.1. Музей является тематически систематизированным собранием подлинных предметов, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами. Работа музея связана с различными формами образовательного процесса дошкольного учреждения.
2. Цели и задачи:
2.1. Музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников, формированию у них естественно-научных и начальных исторических представлений.
2.2. Задачами музея являются:
• Участие в совершенствовании образовательного процесса в ДОУ
• Развитие познавательных интересов
• Проведение культурно-просветительской работы среди воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей.
3. Содержание и формы работы
3.1. Организаторы музея проводят следующую работу:
• изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея;
• систематически пополняет фонды музея путем активного поиска, использует различные формы поисковой работы
• организует сохранность музейных предметов, организует их учет;
• создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
• проводит экскурсионно-лекторскую работу для воспитанников дошкольного учреждения;
• оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
4. Руководство работой музея
4.1. Работа музея организуется на основе самоуправления. Педагогическое руководство работой музея и его организаторов осуществляется старшим воспитателем или воспитателем назначенным приказом заведующего.
4.2. Педагогический совет рассматривает и утверждает тематические планы работы, обсуждает вопросы деятельности музея, организует подготовку экскурсоводов.
5. Учет и обеспечение сохранности фондов
5.1. Фонды музея делятся на основные (подлинные предметы и документы) и вспомогательные (схемы, копии, «самоделки» и т. д.)
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится мини-музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире. Музейная педагогика способствует приобщению к музеям подрастающего поколения, творческому развитию личности. Поэтому на сегодняшний день её рассматривают как инновационную педагогическую технологию, средства и методы которой включают культурное наследие в систему образования, преодолевают разрыв между образованием и культурой, интеллектуальным и нравственным содержанием личности.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса; способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада. Мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.
Формы деятельности:
- фондовая;
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Экспозиция расположена на открытых стеллажах и доступны для детей. Экспонаты созданы педагогом детского сада Чубаровой С. В. Мини-музей оформлен в группе № 8.