Асланова Сабина
Паспорт экологической тропы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт экологической тропы
Пояснительная записка
Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
Публикация «Паспорт экологической тропы» размещена в разделах
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Цель создания экологической тропы : развитие экологического сознания дошкольников.
Задачи создания экологической тропы :
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
4) Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.
Правила поведения на экологической тропе
Я сорвал цветок –
И он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня
на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться
к красоте
можно только сердцем.
П. Гвездослав
1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!
2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.
7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Этапы создания экологической тропы
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление картосхемы тропинки разного назначения : в помощь воспитателям (См. Приложение 1); для детей (См. Приложение 2). Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.
Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов: нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому.
3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости. Мудрая Сова (См. Приложение 3).
4. Составление паспорта экологической тропы.
5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.
6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
• Экологические беседы;
• Наблюдения;
• Элементарные опыты;
• Экскурсии;
• Целевые прогулки;
• Экологические конкурсы, викторины;
• Решение экологических ситуативных задач;
• Чтение художественной литературы;
• Обсуждение и проигрывание ситуаций;
• Трудовой десант;
• Труд в природе;
• «Красная книга природы»;
• Коллекционирование;
• Экологические досуги, развлечения, праздники;
• Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
• Театрализации, инсценировки.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе
• Взросло-детские проекты;
• Изготовление рисунков, поделок;
• Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
• Участие в конкурсах
• Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
• Фотовыставки;
• Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
7. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.
В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.
8. Разработка маршрута экологической тропы.
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях (См. Приложение 1).
Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они специально созданы нами на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога
Объекты экологической тропы
1. Альпинарий
Информация об объекте
Альпинарий – ландшафтная композиция, как правило, высотная, которую устраивают на естественном или искусственном рельефе в сочетании с подпорными стенками, небольшими водными устройствами. Для альпинария присущ подбор растений горных ландшафтов.
Созданный нами «альпинарий» представляет собой фрагмент горного пейзажа с искусственным водоемом, сухим ручьем и различными растениями. Дополняет ландшафтную композицию мостик, мельница, фигурки животных и птиц.
Цель: формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника; дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы).
2. Липовая аллея
Информация об объекте
Липовая аллея – дорожка с высаженными по обеим её сторонам липами.
Липа – дерево с сердцевидными мелкозубчатыми листьями, душистыми цветками и плодами-орешками. Высота до 30 метров. Цветёт в мае-июне. Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси люди широко использовали её в быту. Из мочалистой коры липы изготавливали лыко для плетения лаптей, изготовления рогож, мочалок. Мягкая липовая древесина также находила широкое применение — из неё делали скалки, ложки, веретена, миски и другую утварь Липа — растение медогон. В медицине используются кора, листья, цветы, почки. Липовый мёд полезно кушать при простуде.
Весной растёт, летом цветёт,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается,
А цветок – то медок,
Лечит от гриппа, кашля и хрипа.
(липа).
Летом, в жаркую погоду, в тенистой липовой аллее царит приятная прохлада.
3. Лесная опушка
Информация об объекте
Опушка леса представляет собой край леса шириной до 150 м. Это своеобразная переходная полоса (экотон) между лесом из всех составляющих его ярусов лесной растительности и смежным типом растительности (лугом, болотом и т. д.) На опушке леса меняется флора, фауна и состав почвы. Здесь нередко растут те деревья, которых не встретишь в чаще леса. На опушках можно видеть низкорослые деревья, кустарники, среди них такие, например, как малина, боярышник, ракитник, рябина, бузина, калина, шиповник, жимолость, можжевельник. Многие птицы и звери предпочитают опушку глубинному лесу, так как здесь им предоставляется укрытие и больше света. Светлые опушки предпочитают и некоторые грибы, например, маслёнок обыкновенный, опёнки и другие.
На территории участка создан объект «Лесная опушка» имитирующий дикую природу. Помимо высаженных кустарников, размещены старые пеньки, покрытые мхом, лишайником; искусственный муравейник.
Цель: зона для экологического познания дикой природы (знакомство с растениями, птицами, насекомыми).
4. Зеленая аптека
Информация об объекте
Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.
С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С. Кирсанов:
Я не степью хожу
— Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.
Объекты для наблюдений: Крапива, Шалфей, Подорожник, Валерьяна, Мать-и-мачеха, Календула.
Аптекарский огород создан нами для того, чтобы познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления знаний о ценности их для здоровья, учить правилам сбора и сушки трав «зеленого аптеки».
5. Сельский дворик
Информация об объекте.
С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Тщательно изучив повадки диких животных, первобытные люди смогли приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали людям охотиться, охраняли их, спасали запасы от грызунов и перевозили тяжести. А также снабжали человека мясом, молоком, кожей, шерстью и многим другим.
Но человек одомашнил не только зверей — млекопитающих. В его хозяйстве появились птицы: куры, гуси, утки, индейки, фазаны. Есть даже домашние насекомые: тутовый шелкопряд и труженица пчела.
На участке детского сада создан объект «Сельский дворик» с малыми архитектурными формами: фигуры жиивотных (лошадка,поросята и др. ,плетень, улилий для пчел. Все это способствует расширению кругозора детей,экологическому воспитанию.
Цель: знакомство детей с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.
6. Капитошка – центр воды и песка
Информация об объекте.
На территории детского сада есть объект – центр воды и песка «Капитошка». Центр воды и песка оборудован различными фонтанчиками, песочницей, бассейнами, формами и емкостями разных размеров и объемов. В жаркое время года здесь удобно проводить игры и опыты с водой, водные виды закаливания, игры с песком для детей старшего дошкольного возраста. Именно здесь проходит ежегодный, веселый детский праздник «День Нептуна». Для детей младшего возраста созданы специальная площадка для развития двигательной активности, а также центр воды и песка.
Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей; снимают раздражительность, агрессивность, плаксивость, развивают фантазию.
Игры с водой вызывают положительные эмоции; способствуют внутренней раскованности малыша; помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук; повысить их работоспособность; увеличить объем активных движений, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков манипулирования, действий с предметами.
7. Птичий городок
Характеристика объекта
На территории детского сада есть объект – «Птичий городок». На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.
Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.
8. Тропа здоровья
Характеристика объекта
Особое внимание в нашем детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Для этого нами создана «Тропа здоровья».
Она выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных разнофактурным природным материалом. Это спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок.
«Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.
Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.
9. Розарий
Характеристика объекта
Среди огромнейшего разнообразия красиво цветущих растений самой большой популярностью пользуются именно розы.
На территории детского сада нами разбита клумба с различными розами, где дети получат первые трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание.
10. Фитонцидный уголок
Информация об объекте
Фитонцидный уголок – это оздоровительный участок на территории детского сада засаженный растениями, насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений.
Фитонциды – это выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий. Хвойные деревья выделяют фитонцидов в 2 – 2,5 раза больше, чем лиственные.
Фитонцидный уголок это живая «ширма» из фитонцидных растений (ель, сосна, сирень, элеутерококк, мята и др., защищающих участок от выбросов проезжей части дороги.
Созданная нами бактерицидная среда — это отличная площадка для занятий с детьми. Они слушают здесь рассказы педагога о действии фитонцидных растений, играют в игры («Угадай по запаху» и др.)
На данном участке проводятся специальные занятия с детьми, во время которых дети более глубоко вдыхают аромат фитонцидных растений – это пение, различные виды дыхательных гимнастик, а также психогимнастика.
11. Чудо дерево
Информация об объекте
А у наших у ворот чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!
Не листочки на нём, не цветочки на нём,
А чулки да башмаки словно яблоки!
Мама по саду пойдёт, мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки, новые калошки.
Папа по саду пойдёт, папа с дерева сорвёт
Маше — гамаши, Зинке — ботинки, Нинке — чулки,
А для Мурочки такие крохотные голубые
Вязаные башмачки и с помпончиками!
Вот какое дерево, чудесное дерево!
Эй вы, ребятки, голые пятки,
Рваные сапожки, драные калошки,
Кому нужны сапоги, к чудо-дереву беги!
Лапти созрели, валенки поспели.
Что же вы зеваете, их не обрываете?
Рвите их, убогие, рвите, босоногие,
Не придётся вам опять по морозу щеголять
Дырками-заплатками, голенькими пятками!
Цель: знакомство детей с творчеством знаменитого детского писателя Корнея Ивановича Чуковского; проведение театрализованных представлений и развлечений по произведениям автора.
12. Метеостанция
Информация об объекте
«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.)
При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Оборудование детской метеостанции включает в себя:
• Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.
• Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
• Дождемер – прибор для измерения количества осадков.
• Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.
13. Огородик
Информация об объекте
На территории детского сада есть объект – «Огородик».
Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомиться с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огородик» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.
Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях (помидоре, фасоли, горохе, луке, морковке, редиске, свекле, картошке, кабачке, укропе, петрушке, выращиваемых в Сибири; обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни человека.
14. Сиреневый палисадник
Информация об объекте
Палисадник — небольшой огороженный садик, цветник перед домом.
Если под окном растёт,
Куст красивый, ароматный,
То наполнит весь твой дом,
Душистым запахом приятным!
(Сирень)
Сирень (обыкновенная) – крупный кустарник с многочисленными стволиками до 6 м. высотой. Цветки сирени обыкновенной пурпурные с сладковатым запахом, распускаются в мае. Листья сирени обыкновенной сердцевидные, к вершине заострённые, плотные, зеленые. Сирень обыкновенная выдерживает полутень, морозо- и ветроустойчива. Растет сирень обыкновенная на любых почвах, но чувствительна к их уплотнению. Хорошо переносит стрижку. Живая изгородь из сирени обыкновенной очень эффектно смотрится.
Создание данного объекта экологической тропы на территории носит эстетическую и познавательную направленность.
15. Рябинник
Информация об объекте
Рябинник – роща, заросль из деревьев рябины.
Рябина – одно из наиболее любимых и почитаемых деревьев в России, это удивительное, неприхотливое дерево, зимостойкое растение, плакучая форма, ароматные цветы, как не заглядеться на рябину, когда она стоит в белом весеннем уборе или осенью, когда горят гроздья ярко-красной рябины!
Рябина кудрявая, листочки узорные,
Твои ягоды красные все горят светофорами
Царица осенняя, рябина — красавица,
Песни петь о тебе всем нам нравится.
Ты скажешь – «береза», ты скажешь «рябина»,
И сразу увидишь ты край свой родимый.
Увидишь, как машут тебе в небе синем,
Берёзы России, рябины России.
Плоды рябины привлекают птиц, украшают территорию, являются объектом для наблюдения детей. Восприятие рябины полезно для зрения ребенка — пестрота кроны создает расчлененный фон, который дает возможность глазам расслабиться или работать в экономном режиме.
Цель создания данного объекта экологической тропы на территории : знакомство детей с рябиной, расширение знаний детей о пользе и свойствах данного дерева, посредством проведения тематических занятий, бесед, наблюдений.
16. Цветочные часы
Информация об объекте
Цветочные часы — декоративные часы из набора травянистых растений, цветки которых распускаются и закрываются в определённое время суток. Для каждой местности могут быть составлены свои цветочные часы, так как время цветения, то есть открытие и закрытие цветков, в разных местностях происходят не в один и тот же час; оно либо запаздывает, либо наступает раньше. Свойство цветов распускать и закрывать свои лепестки в зависимости от времени суток можно использовать для ориентации по времени.
Например:
В 3-4 часов утра раскрывается вьюнок
В 4-5 часов утра раскрывается цикорий,
В 6-7 утра – одуванчик, полевая гвоздика, мак.
В 7-8 утра – фиалка трехцветная, бархатцы.
В 9-10 утра – мальва, мать и мачеха, календула.
В 12-13 дня – портулак.
В 14-15 дня – медуница.
В 15-17 дня – трехцветный вьюнок.
В 17-18 часов – энотера, цикорий.
В 18-19 вечера – ночная фиалка.
В 19-20 вечера – табак душистый.
В 20 часов – герань.
В 21-22 – фиалка ночная
В полдень закрывает свои цветки осот полевой, в 13-14 часов — картофель, в 14-15 часов — одуванчик, в 15-16 часов мак, в 16-17 часов — календула, в 17-18 часов — мать-и-мачеха, в 18-19 часов – лютик, в 19-20 часов — шиповник.
Целью создания объекта «Цветочные часы» : является расширение знаний детей о цветочных растениях, представленных на данном объекте экологической тропы, а также знакомство с таким понятием как биоритм.
17. Березовая рощица
Информация об объекте
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается.
(Береза)
Березовая рощица-это небольшой участок лиственного леса (березняк).
Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья. В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы.
Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья.
В народной и официальной медицине используются преимущественно берёзовые почки, молодые листья. Свежее сырьё выделяет летучие фитонциды с очень сильными бактерицидными свойствами (поэтому воздух помещений, в которых высушиваются листья и берёзовые почки, эффективно обеззараживается).
Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство.
Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления корзинок, коробок, ковшей, лукошек, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота).
Цель создания данного объекта: создать условие для наблюдения за березами разного возраста и разной толщины; формировать чувство бережного отношения к природе.
18. Живая изгородь
Информация об объекте
Живая изгородь – это ряд вьющихся растений, образующий сплошную стену. На участке её можно использовать и для внутренних ограждений, например для зрительной изоляции хозяйственных построек, выделения уголка отдыха.
Кроме того, живая изгородь обеспечивает защиту от токсических выбросов автотранспорта и шума, очищает воздух от пыли, помогает создать на участке особый микроклимат.
Для создания живой изгороди используют многолетние культуры: дикий виноград, хмель, плющ. Самым простым видом каркаса является металлический забор. По нему можно направлять рост вертикально.
Живая изгородь — эстетична, декоративна, улучшает качество воздуха вокруг выделенного уголка отдыха и защищает от пыли.
Приложения
Приложение 1
Картосхема экологической тропы для воспитателей
Приложение 2
Картосхема экологической тропы для детей
Приложение 3
Хозяйка тропинки – Мудрая Сова