Оксана Черемных
Паспорт средней группы «Лесовичок»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Радуга»
МО «Алданский район» РС (Я)
Паспорт
«Лесовичок»
S групповой комнаты - 39,5м2
п. Нижний Куранах 2018 год
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«ЦРР - детский сад «Радуга»
___Е. П. Кравцова
Возрастные особенности
психического развития детей
Публикация «Паспорт средней группы „Лесовичок“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Паспорт группы
- Средняя группа
- Темочки
В возрасте 4-5 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становиться для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнения одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развитие мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликаций.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте развивается воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом. Чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяются мнением воспитателя.
В среднем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«ЦРР -детский сад «Радуга»
___Е. П. Кравцова
Режим дня в младшей группе
(холодный период)
с 03.09.2018г. по 31.05.2019г.
Основная деятельность Время
Приём детей, беседы, игры, индивидуальная работа с детьми, утренняя гимнастика 7.00 – 8.10
Подготовка к завтраку, завтрак 8.10 – 8.55
Самостоятельная деятельность
Подготовка к образовательной деятельности 8.55 – 9.00
Непосредственно образовательная деятельность 9.00 – 9.45
Самостоятельная деятельность 9.45 – 10.20
Подготовка к прогулке, прогулка 10.20 – 12.00
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед 12.00 – 12.50
Подготовка ко сну, дневной сон 12.50 – 15.00
Постепенный подъем, гигиенические процедуры, закаливание 15.00 – 15.25
Полдник 15.25 – 15.50
Игры, самостоятельная деятельность 15.50-16.30
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с детьми 16.30 – 17.00
Уход детей домой 17.00-17.30
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга»
___Е. П. Кравцова
«___» ___2016г
Учебный план второй младшей группы МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга»,
реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования учреждения, на основе содержания комплексной
«Программы воспитания и обучения в детском саду»
(под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой)
Непосредственно образовательная деятельность 2 младшая группа
3-4 года
нед. год
1 2 3
Образовательные области: «Познавательное развитие, речевое развитие и социально-коммуникативное развитие»
Формирование элементарных математических представлений 1 36
Ребёнок и окружающий мир 1 36
Конструирование 0,5 18
Развитие речи, художественная литература, обучение грамоте 1 36
Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие»
Рисование 0,75 27
Лепка 0,5 18
Аппликация 0,25 9
Ручной труд - -
Музыкальное 2 72
Образовательная область: «Физическое развитие»
Физическая культура в помещении 3 108
ИТОГО 10 360
Представление развивающих зон
Предметно развивающая среда в группе должна служить интересам в потребление ребенка и его значимости (оборудование, игры, игрушки, дидактический материал и др.)
Социальная среда развития - немаловажный фактор в организации предметно-развивающей среды в группе. Под социальной средой развития понимают условия полностью и разнообразно общаться с воспитателем и другими детьми. А так же найти себе место для самостоятельных и совместных занятий и игр в группе.
Физкультурно-оздоровительный центр
Задачи:
1. Формировать правильные двигательные умения и навыки выполнения отдельных двигательных действий и в сочетании, развивать умение быстро переходить от выполнения одних движений к выполнению других
2. Обеспечивать осознанное овладение движениями,развивать самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений
3. Давать знания о принципах называния различных способов выполнения основных движений
4. Содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и динамике
5. Знакомить детей с зависимостью состояния грудной клетки и работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем для обеспечения самоконтроля за правильной осанкой
6. Способствовать развитию скоростно-силовых качеств, гибкости с применением специальных методических приемов,создавать условия для развития ловкости, выносливости
Методическое обеспечение:
1. Дорожка колючая и мягкая
2. Кегли
3. Мячи резиновые большие и маленькие
4. Мячи пластмассовые
5. Кольцеброс
6. Скакалка
7. Обручи
8. Шнур длинный
9. Палки гимнастические
10. Мешочки с песком
Центр природы и экологии
Задачи:
1. Воспитывать у детей любовь к природе.
2. Знакомить детей с окружающим растительным и животным миром, навыками ухода за ними, способами разведения и выращивания растений.
3. Учить детей проводить простейшие опыты
Методическое обеспечение:
1. Книги, иллюстрации о природе
2. Муляжи животных, овощей, фруктов
3. Природный материал для опытов
4. Настольная игра «Зоопарк»
Центр патриотического воспитания
Задачи:
1. Формировать представления о государственной символике.
2. Закреплять знания о России и Республике Саха (Якутия).
3. Воспитывать любовь к Родине.
Методическое обеспечение:
1. Стенд с портретом президента РФ Путина В. В.
2. Куклы в национальных (русский, якутский) костюмах 4шт.
3. Кукольный национальный костюм
4. Флаг и герб РФ и РС (Я).
5. Альбом «Моя Якутия».
6. Глобус.
Центр Правил дорожного движения «Зелёный огонёк»
Задачи:
1. Доступно разъяснять правила дорожного движения ребенку, донести до детей смысл опасности несоблюдения правил дорожного движения, при этом, не исказив их содержание.
2. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар.
3. Дать знания об опасностях, которые ждут детей на улице.
4. Закрепить знания детей о сигналах светофора.
5. Закрепить умение детей применять полученные знания о Правилах дорожного движения в играх.
Методическое обеспечение:
1. Дорожные знаки
2. Демонстрационный плакат «Правила поведения на дороге»
3. Различные виды транспорта (легковой, грузовой и т. д.)
4. Настольная дидактическая игра по ПДД «Правила дорожного движения».
Центр строительно - конструктивных игр
Задачи:
1. Учить логически мыслить.
2. Проявлять фантазию, сравнивать предметы по форме, цвету, величине.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Методическое обеспечение:
1. Конструктор средний и мелкий «Лего».
2. Пластмассовый напольный конструктор.
3. Небольшие игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей и животных, макеты деревьев.
4. Транспорт мелкий, средний, крупный: машины легковые и грузовые.
5. Мозайка
6. Пазлы
7. Различные виды игрушек (со шнуровками, с застежками, лабиринты, головоломки и т. д.)
Центр «Мы играем»
Задачи:
1. Воспитывать умение общаться со сверстниками, играть в коллективе, умение договариваться, распределять роли.
2. Обогащать словарный запас детей.
3. Развивать коммуникативные и нравственные способности, учить играть группами, развивать речь.
Сюжетно- ролевая игра «Салон красоты»
1. Накидки для кукол и детей
2. Набор парикмахера
3. Журналы причесок
Сюжетно- ролевая игра «Магазин»
1. Касса, весы, калькулятор.
2. Кондитерские изделия
3. Хлебобулочные изделия
4. Корзинки, кошельки, сумки, деньги
5. Предметы- заместители
Сюжетно- ролевая игра «Поликлиника»
1. Медицинские халаты и шапочки
2. Набор доктора: вата, бинты, градусники, мерные ложечки, пипетки, стаканчики. Рецепты, касса, телефон.
Сюжетно- ролевая игра «Семья»
1. Комплект кухонной мебели
2. Комплект кукольной мебели
3. Игрушечная посуда: кухонная, чайная, столовая
4. Куклы, одежда для кукол
5. Коляска
6. Комплект пастельных принадлежностей для кукол
Центр «Наша библиотека»
Задачи:
Приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения, правильно воспринимать содержание, сопереживать его героям. Обогащать представления детей о мире. Знакомить с произведениями и мудростью писателей других народов.
Методическое обеспечение:
1. Детская художественная литература
2. Портреты писателей и поэтов.
3. Иллюстрации к детским произведениям.
4. Сюжетные картинки.
Центр ИЗО деятельности
Задачи:
Формировать у детей интерес к изобразительной деятельности, развивать воображение, фантазию, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость.
Методическое обеспечение:
1. Материал для рисования: альбомы, акварельные и гуашевые краски, простые и цветные карандаши, мелки, пастель, баночки для воды, трафареты для рисования.
2. Материал для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные доски.
3. Материал для аппликации и ручного труда: клей ПВА, кисти для клея, емкость под клей, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон, гофрированная бумага.
4. Образцы по аппликации и рисованию.
5. Нетрадиционная техника рисования: печатки, трафареты
Театрально-музыкальный центр
Задачи:
1. Продолжатьразвивать интерес к театрально- игровой деятельности.
2. Учить разыгрывать небольшие представления.
3. Распределять роли, обогащать словарный запас.
4. Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами.
5. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений, развитие музыкальных способностей: поэтических и музыкальных; слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.
6. Формирование песенного, музыкального вкуса.
7. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности, развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Методическое обеспечение:
1. Кукольный театр
2. Настольный театр
4. Шапочки
5. Маски
6. Музыкальные инструменты (маракасы самодельные, бубен, металлофон, треугольники, флейты, барабан и др.);
7. Портреты композиторов;
8. Набор самодельных инструментов для шумового оркестра.
.
Перечень
учебно-методических изданий и пособий
к использованию в образовательном процессе
во второй младшей группе
№
п / п Автор, составитель Название
учебного издания Год издания Издательство кол-во
1 2 3 4 5 6
I. под редакцией
М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комарова Программа воспитания и обучения в детском саду
2010 Изд. Москва «Мозаика-Синтез»
1 В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» 2006 Москва «Мозаика-Синтез»
Образовательная область
Познавательное развитие
ФЭМП
2 И. А. Помараева, В. А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. 2011 «Мозаика-Синтез» Москва
Ребенок и окружающий мир
3 О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир для занятий с детьми 2-7 лет. Программа и методические рекомендации» 2010 «Мозаика-Синтез» Москва
4 О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду для занятий с детьми 2-7 лет. Программа и методические рекомендации» 2009 «Мозаика-Синтез» Москва
5 О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений». Конспекты занятий. Вторая младшая группа 2010 «Мозаика-Синтез» Москва
6 Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет» 2010 «Учитель»
7 С. Н. Теплюк. Занятия на прогулке с малышами. 2005 «Мозаика-Синтез» Москва
8 С. Н. Теплюк.
Игры – занятия на прогулке с детьми 2-4 лет. 2013 «Мозаика-Синтез» Москва
Конструирование
9 Л. В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала во второй младшей группе детского сада». Конспекты занятий 2010 «Мозаика-Синтез» Москва
Образовательная область Физическое развитие
Физическая культура
10 Лайзане С. Я. «Физическая культура для малышей» 1987 «Просвещение» Москва
11 Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду во второй младшей группе» 2012 «Мозаика - Синтез» Москва
12 М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения (3-7 лет)» 2012 «Мозаика - Синтез» Москва
13 С. В. Реутский «Физическое развитие ребенка (физкультурные комплексы, растущие вместе с детьми)» 2009 «Речь» Санкт-Петербург
14 О. Е. Громова «Спортивные игры для детей» 2003 Творческий центр «Сфера»
15 К. С. Бабина «Комплексы утренней гимнастики в детском саду» 1978 «Просвещение» Москва
16 И. Я. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации» 2009 Москва
«Мозаика-синтез»
17 Э. Я. Степаненко «Сборник подвижных игр (для детей 2-7 лет)» 2012 «Мозаика - Синтез» Москва
18 Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика 3-7лет» 2011 Москва «Мозаика-Синтез»
19 Э. Я. Степаненко «Методика проведения подвижных игр» 2009 «Мозаика - Синтез» Москва
20 Э. Я. Степаненко «Физическое воспитание в детском саду 2-7 лет» 2009 «Мозаика - Синтез» Москва
21 М. С. Горбатова «Оздоровительная работа в ДОУ
2012 «Речь»
Санкт-Петербург
22 Е. А. Бабенкова, О. М. Федоровская «Игры, которые лечат (3-5 лет)» 2010 Творческий центр «Сфера» Москва
23 Н. В. Нищева «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» 2014 «Детство – Пресс» Санкт- Петербург
Образовательная область Речевое развитие
Развитие речи, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой
44 В. В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада». Конспекты занятий 2011 «Мозаика-Синтез» Москва
25 В. В. Гербова Приобщение детей к художественной литературе. 2010 «Мозаика-Синтез» Москва
26 В. В. Гербова, Н. П. Ильчук Книга для чтения в детском саду и дома 2-4 года. 2011 «Оникс» Москва
27 Щеткин А. В. Театрализованная деятельность в детском саду. 2008 Москва «Мозаика-Синтез»
Образовательная область
Художественно – эстетическое развитие
Рисование, лепка, аппликация
28 Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада». Конспекты занятий 2011 «Мозаика-Синтез» Москва
29 Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 – 7 лет. 2010 «Мозаика-Синтез» Москва
30 Т. С. Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников» 2013 «Мозаика-Синтез» Москва
31 Т. С. Комарова Детское художественное творчество для занятий с детьми 2-7 лет 2015 «Мозаика-Синтез» Москва
32 А. Василевская «Рисуем пальчиками» 2015 «Мозаика-Синтез» Москва
33 Е. В. Баранова, А. М. Савельева От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования 2009 «Мозаика-Синтез» Москва
Музыкальное
34 М. Б. Зацепина. «Музыкальное воспитание в детском саду для занятий с детьми 2-7 лет». 2006 «Мозаика-Синтез» Москва
35 М. Б. Зацепина Культурно – досуговая деятельность. 2005 «Мозаика-Синтез» Москва
36 М. Б. Зацепина Т. В. Антонова Народные праздники в детском саду. 2005 «Мозаика-Синтез» Москва
37 М. Б. Зацепина Т. В. Антонова Праздники и развлечения в детском саду. 2005 «Мозаика-Синтез» Москва
38 М. Б. Зацепина Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. 2010 «Мозаика-Синтез» Москва
39 Н,В. Додокина, Е. С. Евдокимова. Семейный театр в детском саду. 2008 «Мозаика-Синтез» Москва
40 Е. В. Мигунова Театральная педагогика в детском саду. 2008 «Мозаика-Синтез» Москва
41 О. А. Шиян Развитие творческого мышления. Работаем по сказкам. 2011 «Мозаика-Синтез» Москва
Образовательная область Социально - коммуникативное развитие
42 Н. Э. Власенко 300 подвижных игр для дошкольников. 2011 «Аирис Пресс»
43 Е. А. Тимофеева Подвижные игры. 1979 «Просвещение» Москва
44 Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе 2010 «Мозаика-Синтез» Москва
45 Н. В. Нищева Картотека подвижных игр, физкультминуток, пальчиковой гимнастики 2013 «Детство пресс»
46 И. В. Бодраченко Игровые досуги для детей 2011 «Сфера» Москва
47 Н. Ф. Губанова Игровая деятельность в детском саду. 2008 «Мозаика-Синтез» Москва
48 М. Б. Зацепина Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 3-7 лет. 2010 «Мозаика-Синтез» Москва
49 В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова Нравственное воспитание в детском саду. 2010 «Мозаика-Синтез» Москва
50 К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» 2011 «Мозаика-Синтез» Москва
51 Н. В. Саулина Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения для детей 3-7 лет. 2010 «Мозаика-Синтез» Москва
52 Г. Д. Белявскова, Е. А. Мартынова, О. Н. Сирченко, Э. Г. Шамаева Правила дорожного движения для детей 3-7 лет. Занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. 2012 «Учитель» Волгоград
53 Н. В. Елжова ПДД в детском саду. 2013 «Феникс» Ростов на Дону
54 Е. В. Баринова Улица. Транспорт. Дорога. Безопасность малышей. 2014 «Феникс» Ростов на Дону
55 Шорыгина Т. А. Беседы об этикете. 2011 «Сфера» Москва
56 Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. 2011 «Сфера» Москва
57 Алямовская В. Г., Белая К. Ю. Беседы о поведении ребенка за столом. 2005 «Сфера» Москва
58 КалинченкоА. В. «Развитие игровой деятельности дошкольников». Методическое пособие. 2004 Москва Айрис-пресс
59 Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. 2005 «Сфера» Москва
60 Алямовская В. Г. «Беседы о поведении ребёнка за столом». Методика 2011 М. : ТЦ Сфера
61 Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. 2006 Москва «Мозаика-Синтез»
62 Минкевич Л. В. Родительские собрания в детском саду. Младший дошкольный возраст. 2012 Москва. «Скрипторий»
63 Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста 2005 Москва «Владос» 1
64 Прохорова Г. А. Взаимодействие с родителями в детском саду 2009 М. «Айрис-Пресс»
II Безопасность. Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева
65 Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. 2004 «Детство Пресс»
VI «Цветные ладошки» И. А. Лыкова
66 И. А. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени» 2009 «Карапуз» Москва
67 И. А. Лыкова «Дидактические игры и занятия от 1 до 7 лет» 2010 «Цветной Мир» Москва
68 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации. 2010 «Цветной Мир» Москва
69 И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. 2009 «Карапуз - дидактика» Москва
70 И. А. Лыкова Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки» 2013 «Цветной мир» Москва
71 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, методические рекомендации, проектирование содержания. 2012 «Цветной Мир» Москва
72 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, методические рекомендации, проектирование содержания. 2012 «Цветной Мир» Москва
«Детство» О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе
73 О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. 2011 «Детство пресс» Санкт Петербург
74 Н. А. Карпухина Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Знакомство с окружающим миром, физическая культура, утренняя гимнастика 2009 Воронеж
75 Н. А. Карпухина Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Развитие речи, художественная литература. 2009 Воронеж