Наталья Владимировна Жулина
Паспорт средней группы «Страна чудес» 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 «РОМАШКА»
Паспорт
Средней группы №1 «Страна чудес»
4 - 5 лет.
Воспитатели: Владычина Таисия Георгиевна.
Жулдина Наталья Владимировна.
городской округ город Выкса, 2015 год
Девизнашей группы
Мы веселые ребята,
Мы ребята дошколята.
Люби мы играть, смеяться,
Физкультурой заниматься.
Любим петь и рисовать,
Книги разные читать,
Публикация «Паспорт средней группы „Страна чудес“ 4–5 лет» размещена в разделах
Наблюдать и удивляться.
И друг другу улыбаться.
Много разных дел у нас –
Наша группа просто класс!
Наша эмблема
Список детей группа №1 «Страна чудес»
Ф. И. ребёнка Дата
Рождения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18 С
19
20
21
22
23
Образовательный паспорт средней группы
«Страна чудес»
Возрастная группа : средняя.
Формат услуг: реализация Основной Образовательной Программы дошкольного образования.
Инвариантная часть ООП: Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Вариативная часть:
Приоритетные направления: физкультурно - оздоровительное.
Воспитатели: Владычина Таисия Георгиевна, образование: Средне – специальное. Муромское педагогическое училище, специальность – воспитатель. Стаж работы – 30 лет.
Жулина Наталья Владимировна, образование: образование: Средне – специальное. Муромское педагогическое училище, специальность – воспитатель. Стаж работы - 10 лет.
Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
• Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
• Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
• Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
• Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страша
• Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
• Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Возрастная характеристика детей 4-5 лет. По образовательным областям.
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек», а также креативности.
Физическое развитие
В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.
Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие, перешагивая через небольшие преграды, нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.
В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи) : они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.
Социально-личностное развитие
К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: особенно заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.
Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности.
У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений).
Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность.
Познавательно-речевое развитие
Изменяется содержание общенияребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.
В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека, профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Художественно-эстетическое развитие
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т. п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т. д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т. д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества.
1. Оборудование группы
Технические средства обучения
Noп/п Наименование Имеется в наличии
1. Магнитофон 1
2. Доска магнитная 1
3. Телевизор 1
4. Дивидиплейер 1
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
Средний возраст 4-5 лет.
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Мозаика разных форм и цвета (мелкая, доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
2. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал, набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета, наборы для определения по величине (6-8 элементов).
3. Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.
4. Блоки Дьенеша.
5. ПалочкиКюизенера.
6. Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов).
7. Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов).
8. Платформа с колышками для воспроизведения форм.
9. Часы с круглым циферблатом и стрелками.
10. Набор кубиков с цифрами.
11. Набор карточек с изображением количества (от1 до5) и цифр.
12. Наборы моделей: деление на части.
13. Картина сезона, модели года и суток.
14. Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.
15. Бумажная кукла с разной одеждой.
16. Картина сезона, модели года и суток.
17. Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.
18. Бумажная кукла с разной одеждой.
19. Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика, пластиковый коврик, халатики, нарукавники.
20. Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды, кора, перышки, шишки, листочки.
21. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, формочки.
22. Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы (вертушки).
23. Приборы:, лупа, песочные весы, компас, термометр.
Образовательная область «Художественно-эстетического развитие»
1. Инструменты: металлофон, барабан, бубен, гармошка, колокольчики, трещотка, треугольник.
2. Пластиковые прозрачные емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камешками.
3. Толстые восковые мелки, цветной мел, простые и цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, пластилин, глина.
4. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, самоклеящаяся пленка.
5. Кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, трафареты, схемы, стек, ножницы с тупыми концами, розетки для клея, подносы для форм и обрезков бумаги, доски, палитра, банки, салфетки из ткани.
6. Наборное полотно, доска, ковролиновое полотно, магнитная доска.
7. Ширма.
8. Маленькие ширмы для настольного театра.
7. Различные виды театра: плоскостной, кукольный.
9. Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.
10. Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие).
11. Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие).
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе) : животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.
3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение) : найди отличия (по внешнему виду, ошибки (по смыслу).
4. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
5. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
6. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
7. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей)
8. Набор карточек с изображением предмета и названием.
9. Стеллаж для книг, стол и два стульчика, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.
10. Детские книги по программе, любимые книжки детей.
11. Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.
12. Альбомы: «Наша семья», «Улицы города», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду».
13. Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки ; рассказы и стихотворения о стране.
14. Декоративно-прикладное искусство.
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Мячи большие, малые, средние.
2. Обручи.
3. Толстая веревка или шнур, скакалки.
4. Флажки.
5. Гимнастические палки.
6. Кольцеброс.
7. Ленточки, платочки.
8. Кегли.
9. Мешочки с грузом (малый и большой).
10. Дорожки ребристые
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Кукольная мебель: стол, стулья, кровать, диванчик, кухонная плита, шкафчик, набор мебели для кукол среднего размера, кукольный дом (для кукол среднего размера).
2. Игрушечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней, набор кухонной и столовой посуды.
3. Комплект кукольных постельных принадлежностей (3 шт.).
4. Куклы крупные (2 шт.) и средние 5. Атрибуты для игр с производственным сюжетом, отражающих профессиональный труд людей: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» - «Салон «Очарование», «Кафе», «Пароход», «Моряки» и др. ; с бытовым сюжетом «Семья», «Детский сад».
6. Разные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, каска, фуражка/бескозырка и др.