Наталья Ермакова
Паспорт сенсорно-моторного уголка
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 83 "УЛЫБКА" ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Паспорт сенсорно-моторного уголка
Смоленск,2020
Пояснительная записка
[/b][/b]
Дети никогда не балуются, они познают мир и физические свойства предметов. Эта фраза не имеет конкретного автора, но несет в себе глубокий смысл. Ведь именно в первые годы своей жизни ребенок сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации. Правильным образом донести до него информацию о предметах, помочь проанализировать стремительно накапливающийся опыт - задача находящихся рядом взрослых – Рассматривая содержание указанных во ФГОС ДО пяти образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности). В таком направлении, как познавательное развитие, предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах, форме, цвете, размере, вкусе, запахе, звуке и т. д. Решение данной задачи осуществляется нами - педагогами - в рамках сенсорного развития. Сенсорное развитие составляет фундамент общего развития ребенка, успешность которого в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Поэтому стоит уделять большое внимание сенсорному развитию ребенка и не упустить важный период в его жизни. Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.
Публикация «Паспорт сенсорно-моторного уголка» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.
В нашей группе «Почемучки» создан уголок сенсорного развития, который помогает воспитателям осуществлять следующие задачи:
- обогащать сенсорный опыт детей;
- развивать аналитические способности (умение сравнивать,
- соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие
предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма,величина);
- развивать внимание, память;
- развивать слуховую дифференциацию, тактильные ощущения,
температурные различия;
- развивать мелкую моторику.
Основные принципы организации сенсомоторного уголка:
• Доступность;
• Безопасность;
• Креативность;
• Разнообразие объектов.
Оборудование сенсомоторного уголка в помещении
Зрение:
• Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы (небьющиеся, дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами.
• Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т. д.)
• Цветовые пятна-кляксы различной формы.
• Разноцветные полупрозрачные шарфы.
• Картинки-штриховки, картинки-прятки.
• Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т. д.
Слух:
• Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т. д.
• Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки.
• Осязание:
• Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой.
• Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда)
• Выпуклые буквы, цифры.
• Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
Обоняние:
Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)
Вкус:
• Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов
• Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке.
• Работа в раскрасках - штриховка
• Пальчиковая гимнастика - шнуровка
• Игры с конструктором - мозаика
• Лепка из глины и пластилина
• Нанизывание бус, бисера
• Цветные клубочки ниток
• Работа с ножницами
Содержание центра познавательного развития
Оснащенность уголка сенсорного развития
№ Содержание развивающей предметно-пространственной среды
Кол-во (шт)
1. Пирамидки 3
2. Игры-вкладыши («Транспорт», «Овощи», «Фигуры» и др.)
5
3. Набор стержней для нанизывания «Подбери фигуру»
3
4. Паровозик деревянный разборный
1
5. Игра «Волшебный куб» (большой и малый) и другие
2
6. Матрешки и другие разборные игрушки 3
7. Лабиринты
3
8. Наборы напольной мозаики
1
9. Наборы конструкторов различной модификации «Лего»
3
10. Набор кубиков-мякишей
2
11. Книжка-мякиш «Веселое путешествие»
2
12. Пазлы
8
13. Игра «Сложи картинку»
4
14. Набор «Собери бусы»
2
15. Игра с прищепками
3
16. Дидактические игры для сенсорного развития 7
17. Игры-шнуровки 3
18. Домик «Формы» 1
19. Шумовые коробочки
7
20. Контейнеры с крупой, сухой бассейн
8
Способы, которыми обеспечивается насыщенность, трансформируемость,
полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды в уголке сенсорного развития.
Насыщенность среды соответствует особенностям детей раннего возраста, созданы условия для предметной и игровой деятельности детей с различными материалами. Разнообразие игр, конструкторов, их удобное размещение, яркие цвета делают уголок привлекательным для детей, способствуют эмоционально благополучному взаимодействию детей с предметно-пространственным окружением, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой). Разнообразие оборудования и материалов достигается силами администрации ДОУ, воспитателей и родителей. Полифункциональность и трансформируемость развивающей среды обеспечивается наличием полифункциональных предметов. Это развивающая ширма, с помощью которой можно проводить дидактические игры, ее легко складывать и переносить, она многофункциональна и универсальна, ее можно
использовать как ширму для театра, использовать в игре как палатку, домик и т. д. Мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают детскую инициативу. На усмотрение играющих детей это может быть дом, ракета, бассейн, машина и т. д. Напольные конструкторы и мозаики значительно расширяют поле деятельности, дают возможность играть сидя на полу. Переносная песочница используется в самостоятельной деятельности, для экспериментирования, во время НОД. Различные детали мозаик и конструкторов, пирамидок, бросовый материал (бутылочки с закручивающимися крышками, футляры от киндер-яиц, шишки и т. д.) могут использоваться не только для обогащения сенсорного опыта, экспериментирования, развития мелкой моторики, но и как предметы – заместители в сюжетно-ролевых, дидактических играх и самостоятельной деятельности детей. Вариативность развивающей среды уголка достигается периодической сменяемостью игр, использованием более сложных игр для детей, которые уже имеют определенные умения, ежемесячным появлением новых игр и пособий, стимулирующих познавательную, экспериментальную и игровую деятельность, в том числе изготовленных руками воспитателей и родителей. Размещение сенсорного уголка позволяет менять виды детской деятельности в течение дня, дает детям возможность свободного выбора деятельности. Игры и пособия соответствуют возрасту, не содержат мелких деталей. Игры с песком, водой, крупой, экспериментальная деятельность
осуществляется детьми только под присмотром воспитателей. Игры, пособия находятся в свободном для детей доступе.
Описание организации деятельности дошкольников в центре познавательного развития.
Согласно ФГОС дошкольного образования ООП ДОО в полном объёме может быть реализована в совместной деятельности взрослых и детей и в самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении других режимных моментов. Цели совместной с воспитателем деятельности в уголке сенсорного развития – освоение детьми новых познавательных действий, формирование важнейших представлений об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Совместная деятельность в уголке сенсорного развития осуществляется во время непосредственно образовательной деятельности, а также может организовываться в течение дня в подгрупповой и индивидуальной форме. В соответствии с принципом комплексно-тематического планирования совместная деятельность организуется с учетом актуальной на данной неделе темы. Соответствующие теме материалы и дидактические игры используются в НОД, а также размещаются на более видном месте в сенсорном уголке. Например, если тема недели «Домашние животные», то используются вкладыши, кубики-мякиши, разрезные картинки, макси-пазлы, шнуровка с изображением домашних животных. Во время НОД по ознакомлению с окружающим миром можем одновременно использовать и настоящие ледяные бусы, и игру «Собери бусы», предлагая детям собрать новые бусы для лесной гостьи - белочки – взамен растаявших. Дидактические игры и материалы по теме недели могут использоваться утром, во время приема детей в качестве подготовительной к НОД работы или вечером в индивидуальной или подгрупповой работе для закрепления умений и действий. Например, тема недели «Посуда». Во время предварительной работы утром предлагаем детям печатную игру «Подбери чашки к блюдцам», «Сварим суп» и т. д.
При организации самостоятельной деятельности детей в уголке сенсорного развития основной целью является создание условий для полноценного познавательного развития ребёнка, поддержка познавательной активности и детской инициативы. Планирование самостоятельной деятельности детей отражается в календарных планах, она интегрируется с другими формами работы в течение дня. Самостоятельная деятельность также организуется с учетом актуальной на данной неделе темы. Оснащенность нашего сенсорного уголка позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей детей. При осуществлении взаимодействия с родителями в области познавательного развития ребенка главная цель – совместное освоение детьми и родителями различных видов деятельности, предпочтительных в домашней обстановке и обеспечивающих познавательное развитие детей.
Совместная деятельность ребёнка и родителя (члена его семьи) заключается в применении полученных умений, овладении новыми приёмами деятельности. Оборудование сенсорного уголка используется для проведения родительских собраний, мастер-классов с целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей. Родители принимают участие в пополнении уголка новыми пособиями.
В группе реализуется педагогический проект «Организация работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей группы раннего возраста», цель которого - создание условий для развития мелкой моторики у детей через взаимодействие с родителями. В рамках проекта совместно с родителями изготовлена развивающая ширма «Познавайка», проведен мастер-класс для родителей развивающих игр своими руками «Игры из ничего».
Способы, которыми обеспечивается индивидуализация образовательной деятельности.
Разнообразие представленного в сенсорном уголке материала позволяет каждому из детей выбрать для себя игру по своему желанию. Дети флегматичные по темпераменту, а также меланхолики чаще всего выбирают настольно-печатные и дидактические игры, пирамидки, вкладыши. Активным детям (сангвиникам, холерикам) больше понравятся мягкие модули, напольные конструкторы и мозаики, динамические игрушки-каталки в индивидуальной работе, используя материалы центра. На каждого ребенка группы составлена карта индивидуального развития, разработан образовательный маршрут. Оборудование сенсорного уголка используется в индивидуальной работе при реализации образовательных маршрутов.
Способы, которыми обеспечивается поддержка детской инициативы
Для поддержания детской инициативы мы применяем следующие способы:
•предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет
опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать
собственные замыслы;
•отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
•не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
•формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя
интересные занятия;
•побуждать детей к разнообразным действиям с предметами,
направленным на ознакомление с их качествами и свойствами
(вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по
форме и размеру);
•содержать в доступном месте все игры и пособия.
Список литературы:
1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М.
Просвещение, 2009 - 192 с.
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И. В.
Дубровина. - М. : Академия, 2010 - 368 с.
3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М. :
Академический проект, 2010 - 474 с.
4. Ильин Е. П. Психомоторика. - М. : Владос, 2010 - 326 с.
5. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д. ,
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста/– М. : Федеральный институт развития образования, 2014 – 96 с.
Интернет-ресурсы:
Медведева К. А., Нарышкина А. В. Создание развивающей предметно-
пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО [Текст] //
Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва,
ноябрь 2015 г.). — М. : Буки-Веди, 2015 — С. 93-95. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8983/ (дата обращения: 06.02.2019).