Лучший педагог года

Паспорт сенсорно-моторного уголка

Наталья Ермакова
Паспорт сенсорно-моторного уголка
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 83 "УЛЫБКА" ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Паспорт сенсорно-моторного уголка

Смоленск,2020

Пояснительная записка

[/b][/b]

Дети никогда не балуются, они познают мир и физические свойства предметов. Эта фраза не имеет конкретного автора, но несет в себе глубокий смысл. Ведь именно в первые годы своей жизни ребенок сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации. Правильным образом донести до него информацию о предметах, помочь проанализировать стремительно накапливающийся опыт - задача находящихся рядом взрослых – Рассматривая содержание указанных во ФГОС ДО пяти образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности). В таком направлении, как познавательное развитие, предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах, форме, цвете, размере, вкусе, запахе, звуке и т. д. Решение данной задачи осуществляется нами - педагогами - в рамках сенсорного развития. Сенсорное развитие составляет фундамент общего развития ребенка, успешность которого в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Поэтому стоит уделять большое внимание сенсорному развитию ребенка и не упустить важный период в его жизни. Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Публикация «Паспорт сенсорно-моторного уголка» размещена в разделах

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

В нашей группе «Почемучки» создан уголок сенсорного развития, который помогает воспитателям осуществлять следующие задачи:

- обогащать сенсорный опыт детей;

- развивать аналитические способности (умение сравнивать,

- соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие

предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма,величина);

- развивать внимание, память;

- развивать слуховую дифференциацию, тактильные ощущения,

температурные различия;

- развивать мелкую моторику.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка:

• Доступность;

• Безопасность;

• Креативность;

• Разнообразие объектов.

Оборудование сенсомоторного уголка в помещении

Зрение:

• Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы (небьющиеся, дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами.

• Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т. д.)

• Цветовые пятна-кляксы различной формы.

• Разноцветные полупрозрачные шарфы.

• Картинки-штриховки, картинки-прятки.

• Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т. д.

Слух:

• Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т. д.

• Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки.

• Осязание:

• Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой.

• Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда)

• Выпуклые буквы, цифры.

• Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Обоняние:

Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)

Вкус:

• Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов

• Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке.

• Работа в раскрасках - штриховка

• Пальчиковая гимнастика - шнуровка

• Игры с конструктором - мозаика

• Лепка из глины и пластилина

• Нанизывание бус, бисера

• Цветные клубочки ниток

• Работа с ножницами

Содержание центра познавательного развития

Оснащенность уголка сенсорного развития

№ Содержание развивающей предметно-пространственной среды

Кол-во (шт)

1. Пирамидки 3

2. Игры-вкладыши («Транспорт», «Овощи», «Фигуры» и др.)

5

3. Набор стержней для нанизывания «Подбери фигуру»

3

4. Паровозик деревянный разборный

1

5. Игра «Волшебный куб» (большой и малый) и другие

2

6. Матрешки и другие разборные игрушки 3

7. Лабиринты

3

8. Наборы напольной мозаики

1

9. Наборы конструкторов различной модификации «Лего»

3

10. Набор кубиков-мякишей

2

11. Книжка-мякиш «Веселое путешествие»

2

12. Пазлы

8

13. Игра «Сложи картинку»

4

14. Набор «Собери бусы»

2

15. Игра с прищепками

3

16. Дидактические игры для сенсорного развития 7

17. Игры-шнуровки 3

18. Домик «Формы» 1

19. Шумовые коробочки

7

20. Контейнеры с крупой, сухой бассейн

8

Способы, которыми обеспечивается насыщенность, трансформируемость,

полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды в уголке сенсорного развития.

Насыщенность среды соответствует особенностям детей раннего возраста, созданы условия для предметной и игровой деятельности детей с различными материалами. Разнообразие игр, конструкторов, их удобное размещение, яркие цвета делают уголок привлекательным для детей, способствуют эмоционально благополучному взаимодействию детей с предметно-пространственным окружением, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой). Разнообразие оборудования и материалов достигается силами администрации ДОУ, воспитателей и родителей. Полифункциональность и трансформируемость развивающей среды обеспечивается наличием полифункциональных предметов. Это развивающая ширма, с помощью которой можно проводить дидактические игры, ее легко складывать и переносить, она многофункциональна и универсальна, ее можно

использовать как ширму для театра, использовать в игре как палатку, домик и т. д. Мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают детскую инициативу. На усмотрение играющих детей это может быть дом, ракета, бассейн, машина и т. д. Напольные конструкторы и мозаики значительно расширяют поле деятельности, дают возможность играть сидя на полу. Переносная песочница используется в самостоятельной деятельности, для экспериментирования, во время НОД. Различные детали мозаик и конструкторов, пирамидок, бросовый материал (бутылочки с закручивающимися крышками, футляры от киндер-яиц, шишки и т. д.) могут использоваться не только для обогащения сенсорного опыта, экспериментирования, развития мелкой моторики, но и как предметы – заместители в сюжетно-ролевых, дидактических играх и самостоятельной деятельности детей. Вариативность развивающей среды уголка достигается периодической сменяемостью игр, использованием более сложных игр для детей, которые уже имеют определенные умения, ежемесячным появлением новых игр и пособий, стимулирующих познавательную, экспериментальную и игровую деятельность, в том числе изготовленных руками воспитателей и родителей. Размещение сенсорного уголка позволяет менять виды детской деятельности в течение дня, дает детям возможность свободного выбора деятельности. Игры и пособия соответствуют возрасту, не содержат мелких деталей. Игры с песком, водой, крупой, экспериментальная деятельность

осуществляется детьми только под присмотром воспитателей. Игры, пособия находятся в свободном для детей доступе.

Описание организации деятельности дошкольников в центре познавательного развития.

Согласно ФГОС дошкольного образования ООП ДОО в полном объёме может быть реализована в совместной деятельности взрослых и детей и в самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении других режимных моментов. Цели совместной с воспитателем деятельности в уголке сенсорного развития – освоение детьми новых познавательных действий, формирование важнейших представлений об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Совместная деятельность в уголке сенсорного развития осуществляется во время непосредственно образовательной деятельности, а также может организовываться в течение дня в подгрупповой и индивидуальной форме. В соответствии с принципом комплексно-тематического планирования совместная деятельность организуется с учетом актуальной на данной неделе темы. Соответствующие теме материалы и дидактические игры используются в НОД, а также размещаются на более видном месте в сенсорном уголке. Например, если тема недели «Домашние животные», то используются вкладыши, кубики-мякиши, разрезные картинки, макси-пазлы, шнуровка с изображением домашних животных. Во время НОД по ознакомлению с окружающим миром можем одновременно использовать и настоящие ледяные бусы, и игру «Собери бусы», предлагая детям собрать новые бусы для лесной гостьи - белочки – взамен растаявших. Дидактические игры и материалы по теме недели могут использоваться утром, во время приема детей в качестве подготовительной к НОД работы или вечером в индивидуальной или подгрупповой работе для закрепления умений и действий. Например, тема недели «Посуда». Во время предварительной работы утром предлагаем детям печатную игру «Подбери чашки к блюдцам», «Сварим суп» и т. д.

При организации самостоятельной деятельности детей в уголке сенсорного развития основной целью является создание условий для полноценного познавательного развития ребёнка, поддержка познавательной активности и детской инициативы. Планирование самостоятельной деятельности детей отражается в календарных планах, она интегрируется с другими формами работы в течение дня. Самостоятельная деятельность также организуется с учетом актуальной на данной неделе темы. Оснащенность нашего сенсорного уголка позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей детей. При осуществлении взаимодействия с родителями в области познавательного развития ребенка главная цель – совместное освоение детьми и родителями различных видов деятельности, предпочтительных в домашней обстановке и обеспечивающих познавательное развитие детей.

Совместная деятельность ребёнка и родителя (члена его семьи) заключается в применении полученных умений, овладении новыми приёмами деятельности. Оборудование сенсорного уголка используется для проведения родительских собраний, мастер-классов с целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей. Родители принимают участие в пополнении уголка новыми пособиями.

В группе реализуется педагогический проект «Организация работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей группы раннего возраста», цель которого - создание условий для развития мелкой моторики у детей через взаимодействие с родителями. В рамках проекта совместно с родителями изготовлена развивающая ширма «Познавайка», проведен мастер-класс для родителей развивающих игр своими руками «Игры из ничего».

Способы, которыми обеспечивается индивидуализация образовательной деятельности.

Разнообразие представленного в сенсорном уголке материала позволяет каждому из детей выбрать для себя игру по своему желанию. Дети флегматичные по темпераменту, а также меланхолики чаще всего выбирают настольно-печатные и дидактические игры, пирамидки, вкладыши. Активным детям (сангвиникам, холерикам) больше понравятся мягкие модули, напольные конструкторы и мозаики, динамические игрушки-каталки в индивидуальной работе, используя материалы центра. На каждого ребенка группы составлена карта индивидуального развития, разработан образовательный маршрут. Оборудование сенсорного уголка используется в индивидуальной работе при реализации образовательных маршрутов.

Способы, которыми обеспечивается поддержка детской инициативы

Для поддержания детской инициативы мы применяем следующие способы:

•предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет

опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать

собственные замыслы;

•отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

•не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

•формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя

интересные занятия;

•побуждать детей к разнообразным действиям с предметами,

направленным на ознакомление с их качествами и свойствами

(вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по

форме и размеру);

•содержать в доступном месте все игры и пособия.

Список литературы:

1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М.

Просвещение, 2009 - 192 с.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И. В.

Дубровина. - М. : Академия, 2010 - 368 с.

3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М. :

Академический проект, 2010 - 474 с.

4. Ильин Е. П. Психомоторика. - М. : Владос, 2010 - 326 с.

5. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д. ,

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста/– М. : Федеральный институт развития образования, 2014 – 96 с.

Интернет-ресурсы:

Медведева К. А., Нарышкина А. В. Создание развивающей предметно-

пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО [Текст] //

Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва,

ноябрь 2015 г.). — М. : Буки-Веди, 2015 — С. 93-95. — URL

https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8983/ (дата обращения: 06.02.2019).

Публикации по теме:

«Фрукты». Конспект НОД по сенсорно-познавательному развитию в первой младшей группе«Фрукты». Конспект НОД по сенсорно-познавательному развитию в первой младшей группе Программное содержание: - Формировать у детей представления о фруктах: апельсине, лимоне, яблоке, груше, банане. - Учить детей узнавать.

Конспект по сенсорно-математическом занятию «Накорми мишек» во второй младшей группе «Накорми мишек». Цель: 1. Обучение пониманию отношений по величине между объёмными и плоскими предметами. 2. Обучение соотнесению двух-трёх.

Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка»Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка» .

Пальчиковый театр в ДОУ как речевой и сенсорно-двигательный тренажерПальчиковый театр в ДОУ как речевой и сенсорно-двигательный тренажер «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую.

Панно для сенсорно-моторного развития детейПанно для сенсорно-моторного развития детей Занятия по сенсорике в младшем возрасте выполняют одну из составляющих задач в обучении детей. Несмотря на обилие имеющегося в нашей группе.

Паспорт музыкального уголка нашей группыПаспорт музыкального уголка нашей группы Паспорт музыкального уголка. Группа №4. Музыкальные инструменты. Альбом «Музыкальные инструменты» с описаниями. Альбом «Русские национальные.

Паспорт-самый главный документ. Вышивка обложек на паспортПаспорт-самый главный документ. Вышивка обложек на паспорт У моей подруги, есть доченька! У нее было день рождение! Ей исполнилось 14 лет! Конечно, хотелось бы ее оригинально поздравить с этим.

Паспорт уголка безопасностиПаспорт уголка безопасности Безопасность детей — это самая важная задача для родителей, воспитателей и всех взрослых, которые их окружают. К большому сожалению, опасностей,.

Паспорт уголка по театрализованной деятельности во второй младшей группеПаспорт уголка по театрализованной деятельности во второй младшей группе Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей….

Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказовСенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов Проблемы в речи детей : неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; недостаточный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт сенсорно-моторного уголка
Опубликовано: 21 октября 2020 в 12:20
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Паспорт сенсорно-моторного уголка» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ермакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД