Софья Сайкова
Паспорт проекта по взаимодействию с семьей «Речь под рукой (координация речи и движения в системе преодоления заикания)»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: образовательный.
Длительность проекта: среднесрочный.
Участники проекта: учитель-логопед, родители.
Цель проекта: включить родителей в систему работы по преодолению заикания в домашних условиях.
Задачи проекта:
• расширять знания родителей о методах коррекции заикания;
• показать родителям доступность некоторых методов и приемов развития плавной речи;
Публикация «Паспорт проекта по взаимодействию с семьей „Речь под рукой (координация речи и движения в системе преодоления заикания)“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семья. Проекты
- Темочки
• повышать родительскую компетентность в вопросе возможности работы по преодолению заикания в домашних условиях посредством развития координации речи и движения детей;
• побудить родителей к созданию дома предметно-развивающей среды для развития координации речи и движения;
• способствовать формированию благоприятной психологической атмосферы в семьях воспитанников.
Актуальность выбранного направления работы:
Заикание относится к тяжелым нарушениям речи и требует системного подхода в коррекционной работе. Включенность родителей в коррекционно-развивающей процесс является залогом успешной работы по преодолению заикания. Включенность родителей предполагает:
- во-первых, понимание родителями физиологических и психологических особенностей ребенка с заиканием, потребности ребенка в создании наиболее комфортных условий для развития и становления здоровой личности (соблюдение режима дня, правильное питание, охранительный психологический режим и т. п.);
- во-вторых, знание родителей о необходимости комплексного подхода в преодолении заикания, в том числе об основных направлениях и приемах логопедической работы по развитию плавной речи;
- в-третьих, желание и возможность родителей применять посильные методы и приемы развития плавной речи в домашних условиях, умение использовать подручные средства для совместной деятельности с детьми.
Как показывает практика, родители детей в группе по-разному мотивированы на преодоление заикания у своего ребенка. И зачастую, даже при наличии желания родителей преодолеть заикание, они не владеют в достаточной степени знаниями и приемами работы.
Развитие координации речи и движения как одно из направлений логопедической работы по преодолению заикания является эффективным приемом развития плавной речи. Вместе с тем этот прием достаточно прост для использования родителями дома (не требует больших временных затрат в плане овладения техникой и создания развивающей среды) и очень интересен детям. Использование игр на развитие координации речи и движения дома позволяет решить ряд задач:
- способствует развитию плавной речи посредством ритмизации;
- отвлекает детей от собственно речи, что является принципиальным для заикающихся детей в плане преодоления не только речевых, но и психологических трудностей;
- способствует общению ребенка со своими родителями, созданию комфортной, эмоциональной атмосферы, что имеет огромное значение в современном динамическом мире.
Ожидаемые результаты:
- более глубокое понимание родителями содержания логопедической работы по преодолению заикания;
- повышение педагогической компетентности родителей в вопросе коррекции заикания у детей;
- включенность родителей в коррекционно-развивающий процесс по преодолению заикания посредством проведения игр, направленных на развитие координации речи и движения, в домашних условиях;
- умение родителями использовать небольшое количество времени и подручные средства для общения со своим ребенком и развития плавной речи.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
Цель: методическая и информационная подготовка к осуществлению проекта, подбор методической литературы, выяснение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах коррекции заикания.
• Методическая деятельность:
- планирование и разработка мероприятий по реализации проекта;
- выставка методической литературы для родителей по исправлению заикания (родителям дается задание самостоятельно найти дополнительную информацию по вопросу коррекции заикания у дошкольников);
- анкетирование родителей «Что вы знаете о лечении заикания?».
2. Основной этап
Цели: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах коррекции заикания, включение родителей в коррекционно-развивающий процесс.
• Взаимодействие с родителями:
1. Круглый стол для родителей «Дома заикающийся ребенок»:
-обсуждение методов коррекции заикания, которые родители используют в домашних условиях, обсуждение найденной родителями информации по коррекции заикания у дошкольников;
- тренинг для родителей «Основные направления логопедической работы по преодолению заикания»;
- памятки для родителей «Собираем сундучок», «Во что вы играли в детстве?», «Кукла-помощница».
2. Информационное сопровождение (размещение материала в родительском уголке):
- папка-передвижка для родителей «Координация речи и движения в системе преодоления заикания»;
- фотовыставка для родителей «Папка-раскладушка «Речь под рукой»;
3. Самостоятельная деятельность родителей:
- подбор родителями «Сундучков» с разнообразным материалом для проведения игр, направленных на развитие координации речи и движения, в домашних условиях;
- подбор родителями речевого материала для использования игр, направленных на развитие координации речи и движения в домашних условиях (систематизация материала логопедом происходит с помощью «Почты для родителей»).
• Коррекционно-развивающая работа с детьми:
- разучивание интересных игр направленных на развитие координации и ритмизации речи и движения для проигрывания дома с родителями (например, «Летели дракончики», «Кукушка» и другие);
- подготовка фотоматериалов для выставки для родителей «Речь под рукой»;
- использование в коррекционно-образовательной работе «Сундучков», собранных дома родителями, речевого материала, подобранного родителями.
3. Заключительный этап
• Взаимодействие с родителями:
Итоговое родительское собрание-студия:
- презентация «Игры своими руками» (представление родителями совместно с детьми по одной игре с использованием материала своих «Сундучков»);
- практикум «Речь под рукой» (импровизированное проговаривание различных стихотворных текстов, используя подручные материалы для ритмизации и инсценировки текста).
Продукты проекта:
• методические материалы (анкеты для родителей; методические разработки «Круглый стол для родителей «Дома заикающийся ребенок»; тренинг для родителей «Основные направления логопедической работы по преодолению заикания»; памятки для родителей «Собираем сундучок», «Во что вы играли в детстве?», «Кукла-помощница»; папка-передвижка для родителей «Координация речи и движения в системе преодоления заикания»);
• фотовыставка «Папка-раскладушка «Речь под рукой»;
• «Сундучки» с разнообразным материалом для проведения игр, направленных на развитие координации речи и движения, в том числе изготовленные родителями куклы-помощницы (перчаточные куклы);
• подборка родителями речевого материала для использования игр, направленных на развитие координации речи и движения.
Результаты проекта:
- повысилась родительская компетентность в вопросах доступных методов коррекции заикания в домашних условиях;
- повысилась активность родителей в коррекционно-развивающей работе по преодолению заикания, родители стали активнее выполнять дома упражнения на развитие координации речи и движения;
- создалась благоприятная атмосфера для укрепления детско-родительских отношений в семьях воспитанников и создания ситуаций успеха для повышения уверенности в себе детей группы;
- пополнилось методическое и дидактическое оснащение группы.
Предметно-пространственная среда: дидактический материал для развития координации речи и движения и синхронизации речи с движениями ведущей руки.