Наталья Громова
Паспорт проекта «По ступенькам финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «По ступенькам финансовой грамотности»
Проблема В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое. Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Паспорт проекта „По ступенькам финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Полное наименование проекта Проект по формированию предпосылок финансовой грамотности в старшей группе «По ступенькам финансовой грамотности».
Тип проекта Информационно-практико-ориентированный
Цель проекта Формирование основ экономической культуры у детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»
Период (продолжительность) и этапы реализации
проекта 2 учебных года.
Сроки реализации проекта : Сентябрь 2020г. – Май 2022г.
Этапы реализации проекта
Подготовительный (диагностико-аналитический)
(сентябрь 2020 года)
Методическая и организационная подготовка проекта :
- изучение методических материалов, материалов сети интернет;
- выявление проблемы, цели, задачи проекта;
- подбор методического материала по данной теме;
- создание развивающей среды для работы;
- настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.
- разработать план проекта и составить перспективный план мероприятий.
Основной:
- формирование элементов финансовой грамотности в ходе практической работы;
- непосредственное осуществление мероприятий проекта.
Срок реализации этапа – октябрь 2020 г. – май 2022 г.
Практический – в результате чего был реализован проект :
Проект состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием:
«Труд и продукт (товар)»,
«Деньги и цена (стоимость)»,
«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Заключительный
Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов, среди широкой публики.
Срок реализации этапа – май 2022 г.
Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
Обобщение и анализ результатов работы.
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели
Для детей
- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические
понятия;
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знают несколько современных профессий, содержание
их деятельности (например, предприниматель, фермер,
программист, модельер и др.);
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно
продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
- приобретают навык ведения хозяйства и экономии семейного бюджета:
- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно
относятся к природе;
- с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
Для педагогов Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников, приобретение системы работы по формировании экономического опыта детей.
Для родителей
Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
-Для ДОУ Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе, а так же дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы.
Участники проекта Воспитанники старшей группы №5 «Радуга», воспитатели, родители воспитанников.
Организация и продуманность системы оценивания
(поэтапная и конечная) Диагностика уровня знаний по финансовой грамотности, изучение мнения родителей о результативности проекта.
Детская деятельность, через которую можно реализовать проект :
Коммуникативная Беседы с детьми на темы: «Откуда берутся деньги и на что тратятся», «Труд», «Профессии», «Что такое семья», «Кем работают наши родители», «Какие бывают магазины», «Семейный бюджет», «Что такое экономика», «Кем ты хочешь быть», «Что тебе нравится делать», «Что такое живая и не живя природа», «Как можно экономить», «Деньги», «История денег в России», «Реклама», «Полезные экономические навыки и привычки в быту» и т. п.
Составление детьми рассказов: «Я уважаю чужой труд», «Что будет, если я испорчу игрушку?», «Хороший хозяин — это тот, кто…», «Почему жадничать - это плохо?», «Вещи, сделанные своими руками», «Что значит быть экономным?». «Доходы и расходы моей семьи», «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым», «Рекламные уловки», «Почему мне нравится реклама для детей по телевизору», «Почему нельзя верить рекламе», «Разрекламируй любимую игрушку»
Двигательная Подвижные игры с детьми «Пастух и стадо», «Кто больше соберет», «Кто кем работает», «Заработай и купи», игры-эстафеты «Хорошо-плохо».
Изобразительная Рисование на темы: «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела», «Деньги будущего», «Мой вклад в бюджет семьи», «Моя копилка», «Обмен продуктами труда», «Моя любимая реклама», «Фантастическая реклама», рисование и аппликации по мотивам народных промыслов: «Гжель», «Жестово», «Хохлома», «Дымковская игрушка»
Игровая Активно использовать в игровой деятельности дидактические игры: «Профессии», «Узнай по описанию», «В чем ошибся художник», «Доходы-расходы», «Кому что нужно», «Кто что производит», «Разложи товар», «Развези по магазинам», «Где пригодится», «Хочу и надо», «Бартер», «Вкусно-полезно», «Какой товар лишний», «Путаница», «Идем в магазин», «Оцени поступок», «Не ошибитесь», «Что важнее». «Угадай, где продаются», «Груша-яблоко» и т. п., викторины «О какой сказке идет речь», «Знатоки финансовой грамотности», «Поле чудес», сюжетно-ролевые «Магазин», «Магазин игрушек», «Супермаркет», «Аптека», «Ателье», «Больница», «Банк», «Транспорт», «Кафе», «Пиццерия», «Парикмахерская», «Театр».
Познавательно-исследовательская Решение арифметических и логических задач, «Познавательные маршруты»; «Магазины бывают разные», виртуальная экскурсия в банк, «Путешествие в прошлое счетных устройств», «С водой и без воды», «Земля – наша кормилица».
Деятельность по самообслуживанию Помощь при сервировании и уборке со стола после приема пищи, привлечение к наведению порядка в игровых уголках
Трудовая Мастерская по ремонту книг, мастерская «Вторая жизнь моих игрушек», «Мастерская сувениров», труд в уголке природы, уборка группового участка детского сада, «Огород на окошке»
Конструирование из различных материалов Поделки, оригами, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку», собирание тематических пазлов, изготовление поделок из природного, вторичного и бросового материала, подарков родным, близким, малышам.
Театральная Постановка и показ театрализованного представления «Муха Цокотуха» с элементами проведения ярмарки
Ознакомление с художественной литературой и фольклором Чтение сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. Примеры сказок: Т. В. Грекова «Приключение монетки», Б. В. Минина «Доверчивый зайчик», «Муравьи и старый горшочек», Е. И. Карманова «Как зайчика бережливости научили», Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т. Л., Меньшикова О. И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Т. Поповой «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».
Чтение художественной литературы: К. Д. Ушинского «Два плуга», Н. Носов «Заплатка», А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», С. Маршак «Кошкин дом», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», Э. Успенский «Трое из Простоквашино», «Лето в Простоквашино», «Зима в Простоквашино», В. Катаев «Цветик-семицветик», К. Чуковского «Федорино горе», «Телефон», «Муха-цокотуха», Л. Н. Толстого «Наши пряли, а ваши спали», С. Михалков «А что у вас?», «Как старик корову продавал»;, Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо», сказки: «Дюймовочка» «Золушка», «Новое платье короля», «Вершки и корешки», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко», «Каша из топора», «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик» и др.
Заучивание пословиц, скороговорок и поговорок о деньгах, труде, профессиях с детьми, разгадывание загадок
Презентация проекта в какой форме Оформление результатов проекта в виде методических материалов и презентации.