Галина Антонова
Паспорт проекта «Моя малая Родина — посёлок Металлострой»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид, тип проекта :
Групповой, познавательно-исследовательский, долгосрочный.
Продолжительность проекта :
С 1 октября 2020 года по 31 мая 2021 года
Участники проекта :
Воспитанники группы №9, воспитатели, родители.
Цель: Осуществление нравственно- патриотического воспитания через приобщение к истории поселка, ознакомление с его прошлым и настоящим, с культурой и традициями.
Актуальность проекта :
Публикация «Паспорт проекта „Моя малая Родина — посёлок Металлострой“» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Воспитание патриотизма является одной из важнейших проблем в современном обществе. На дошкольные образовательные учреждения, которые являются первым звеном системы образования, возложена важная миссия: сформировать у детей начальные представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Для этого необходимо определить нравственные ориентиры, которые будут способствовать воспитанию чувства самоуважения и единения.
Ведущая роль в гражданском и патриотическом воспитании подрастающего поколения принадлежит системе образования.
С чего же начинается чувство Родины? Конечно, чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям.
Нельзя забывать и о родном дворе, в котором он гуляет, и детский сад, где он общается со сверстниками, и родная природа, которая его окружает – все это и есть Родина. Все те впечатления, которые получает ребенок ежедневно, создают основу для воспитания у него чувства патриотизма.
Любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа – все это включает понятие «патриотизм». Как писал академик Д. С. Лихачев «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с самого малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
А знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными,
географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать гражданином и патриотом своей Родины.
Задачи проекта :
• Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем посёлка;
• Знакомство с культурным наследием посёлка;
• Воспитание чувства гордости за своих земляков;
• Развитие бережного и созидательного отношения к посёлку (достопримечательности, культура, природа).
Разрабатывая проект «Моя малая Родина» для детей подготовительной к школе группе, были выделены следующие приоритеты:
1. Приобщение детей к культурно-историческому наследию родного края. Знакомство с культурно- историческими объектами посёлка (библиотека, музей, аллеи, памятники истории и т. д.)
2. Использование фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) является неотъемлемой частью воспитания патриотизма детей. Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим нравственным ценностям происходит посредством знакомства детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками
3. Народные праздники и традиции также занимают большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию. В них собраны все вековые знания и наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения связаны и с трудом человека в разное время года и различными сторонами общественной жизни человека.
4. Ознакомление детей с народными декоративными промыслами также является важным направлением по патриотическому воспитанию. Приобщая детей к национальному изобразительному искусству, мы воспитываем в них любовь к прекрасному, чувство красоты.
5. Еще одним из важных факторов народной педагогики является сама природа. Она является не просто средой обитания человека, но и родной стороной. Для воспитания любви к каждому объекту в природе необходимо знакомить детей с природой родного края. Этим мы решаем не только природоохранительные задачи, но и прививаем детям экологическую культуру.
Конечно, работая по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста необходимо проявлять корректность в отборе познавательного материала, учитывать возрастные особенности детей.
Ожидаемый результат проекта
– формирование у детей основ патриотизма, гражданской позиции, знаний об истории своей малой Родины.
Проект реализуется через игровую и образовательную деятельность, создание благоприятного психологического климата в коллективе, создание предметно-развивающей среды развития ребенка, учитывающей запросы субъектов образовательного процесса.
Проект построен с учетом интересов и потребностей детей, предоставляет возможность каждому ребенку продвигаться в своем развитии.
Цели – ориентиры для родителей воспитанников :
• Знакомить детей с интересной и доступной информацией об истории и культуре родного посёлка.
• Включатся в совместные с ребенком проекты по изучению родного посёлка.
• Поддерживать интерес у сына/ дочери к истории и культуре родного края, воспитывать чувство гордости и привязанности к любимым местам, родному посёлку.
• Рассказать о своей профессии, о её значимости для посёлка.
Достигнутые результаты:
- Повысился нравственный уровень воспитанников;
- Расширился кругозор детей, их интерес к истории родного посёлка;
- Преобразилась и обогатилась предметно-игровая среды группы;
- У детей появилось чувства гордости за свой посёлок, уважение к его истории, людям, которые здесь живут и работают;
- Укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания;
Формы работы с детьми над проектом :
• Занятия;
• Целевые прогулки;
• Экскурсии;
• Художественно-творческая деятельность;
• Рассматривание иллюстраций, фотографий;
• Использование ИКТ (презентации);
Организационно практический
Этапы проекта Действия педагогов Действия детей Действия родителей воспитанников.
Подготовительный 1. Диагностика знаний и представлений детей по теме «Мой посёлок» (беседы с детьми на уточнение знаний о своей малой Родине, о её достопримечательностях и т. д.
2. Постановка целей и задач работы.
3. Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.
4 Информирование родителей.
5. Планируемые продукты деятельности: оформление альбомов с фотографиями по теме проекта, выставки рисунков, изготовление макета.
6. Ожидаемые результаты:
Использование активных форм взаимодействия с родителями. 1. Проблема – скудные знания детей о родном посёлке.
2. Продукты деятельности детей (планируемые педагогами) : творческие работы в виде рисунков, аппликации.
3. Ожидаемые результаты: формирование стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного посёлка. 1. Знакомство родителей с планом проекта.
2. Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.
3. Планируемые продукты деятельности: фотоматериалы для создания альбомов по темам проекта, составление творческих рассказов, изготовление макетов.
4. Ожидаемые результаты: заинтересованность родителей и привлечение их к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Основной Работа по теме: «Моя малая Родина – посёлок Металлострой»
1. Целевые прогулки: знакомство сродным посёлком его улицами, зданьями.
2. Оформление фотовыставки и выставки рисунков.
3. Беседы о профессиях людей живущих и работающих в посёлке.
4. Рассказы воспитателей об исторических местах посёлка, его памятниках и знаменитых людях.
5. Рассказ воспитателей об истории названий улиц посёлка.
6. Составление схемы (улицы посёлка) и дороги от дома до детского сада.
7. Изготовление макетов.
8. Д / и «Угадай, где я нахожусь».
9. Экскурсии в библиотеку, музей школы № 451.
10. Работа с родителями : консультация «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».
11. Возложение цветов на воинском захоронении.
12. Оформление родительского уголка : папка – передвижка, статьи, фотовыставки, консультации.
1. В группе:- сбор фотографий, составление рассказов о посёлке.
- составление творческих рассказов «Улица, на которой я живу», «Мой любимый уголок».
2. Детское творчество:
- рисунки детей: «Мой любимый посёлок», «Мой дом», «Памятники посёлка».
- совместный рисунок с родителями «Посёлок будущего»
- тематическая выставка рисунков и поделок детей и родителей на тему «И жизнью смерть была побеждена…»
- рассматривание фотографий, иллюстраций по теме: «Мой посёлок»
- Изготовление аппликации : «Флаг нашего посёлка».
Вывод: у детей появляется значимость слова «Родина». Участие родителей в реализации проекта :
1. Родители знакомят детей с названием улиц, рассказывают о зданиях.
2. Состаление творческого рассказа с родителями «Улица, на которой я живу»
3. Участие родителей в продуктивной деятельности: рисуют, фотографируют, изготавливают макеты.
4. Целевые прогулки:
- к памятникам посёлка, ближайшим улицам,
5. Учачстие в сборе материала для мини музея и для фотовыставки.
6. Попросить родителей посетить празднование Рождества в посёлке Усть –Ижоре.
7. Подбор интересных сведений о посёлке.
8. Попросить принести фотографии с детьми на тему: Мои любимые места в посёлке».
9. Конкурс фото- работ «Наш посёлок».
Вывод: родители детей станут активными участниками проекта.
Заключительный Выставки детских рисунков, фотографий, оформление фото альбомов, изготовление макета совместно с родителями, изготовление панно «Герб Металлостроя».
Показ детям презентации «Наши любимые места в посёлке».
Вывод: воспитателям необходимо уделять особое внимание сотрудничеству с родителями в получении новых знаний в разных сферах окружающей действительности. 1. Получение детьми награды за участие в фотовыставке и выставке рисунков.
2. Представление детьми своего продукта и рассказа о нём.
Вывод: дети испытывали чувство гордости, радости и успешности.
Совместное творчество пробуждает у детей интерес к разным видам деятельности и формирует потребность в саморазвитии. Творческий марафон поделок и макетов на тему «Наш посёлок Металлострой». Викторина : Знаешь ли ты свой посёлок?
Календарный план развития проекта
Срок проведения Тематика Что будет сделано Участники мероприятия.
Октябрь Продолжить знакомство детей с историей посёлка.
Продолжена подборка материала по истории возникновения нашего поселка. И пополнение альбома (с помощью родителей) «Это твой, это мой, это наш Металлострой.
Воспитатели, родители, дети.
Ноябрь, декабрь
«Металлострой- мой дом родной» Продолжать раскрывать красоту посёлка, в котором живут дети, продолжать знакомить с его традициями и праздниками. Показать его социальную значимость в развитии страны. Воспитатели, дети, родители.
Январь - февраль «Они защищали Родину» Дать знания о том, как народ чтит людей прославивших наш посёлок в годы Великой Отечественной войны и во время блокады Ленинграда.
Продолжить посещение музея в школе №451. Воспитатели, дети, родители.
Март -апрель «Милый сердцу уголок» Продолжать знакомство с достопримечательностями посёлка, с историей возникновения аллей (липовой, дубовой, берёзовой, местами отдыха населения поселка.
Воспитатели дети.
Май «Этот день Победы»
«Мой любимый город» Продолжать воспитывать у детей уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и погибшим воинам защищавшим нашу страну в годы войны.
Возложение цветов на мемориальном кладбище.
Продолжить знакомство детей историей нашего города Санкт-Петербурга, его достопримечательностями (рассматривание иллюстраций, фотографий)
Предложить родителям побывать с детьми на празднование «Дня города».
Воспитатели, родители, дети.
.
Приложение.
Вопросы для диагностики представлений и знаний детей по теме
«Моя малая родина».
Как называется посёлок, в котором ты живёшь?
Как называется улица, на которой ты живёшь?
Назови свой домашний адрес?
Что тебе больше всего нравиться в посёлке?
Что изображено на флаге и гербе нашего посёлка? Почему?
Зачем нужен герб посёлку?
Почему для жителей нашего посёлка дорог обелиск павшим воинам?
Любим мы посёлок свой, наш родной Металлострой,
Много мест хороших знаем, очень часто там гуляем.
Главная площадь, аллеи, фонтаны, скверы, озера и наша Нева.
Наш посёлок Металлострой.
Наш посёлок не большой называют
Металлострой,
В зелени он утопает, красотою привлекает.
В нём озёра есть, аллеи, скверы, памятники есть,
И у жителей посёлка для прогулок много мест.
Отдыхает в выходные на озёрах наш народ,
Кто-то Липовой аллеей всей семьёй к Неве идёт.
Кто по улицам гуляет, кто на стадион спешит,
Ну а к главной площади тянет, как магнит.
Дом культуры, сквер, фонтаны, можно смела здесь, гулять.
И на лавочках спокойно нам с друзьями отдыхать.
Антонова Г. В