Анастасия Колмакова
Паспорт педагогического проекта «Сибирский бриллиант — озеро Байкал»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ
педагогического проекта
«Сибирский бриллиант - Озеро Байкал»
Автор проекта : Колмакова Анастасия Анатольевна
заместитель заведующего МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74.
Название проекта : «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал»
Продолжительность проекта : краткосрочный (до 4 недель)
Период реализации: 06.02.2022 г. – 17.02.2023 г.
Тип проекта : социально-значимый (региональный, экологический)
Публикация «Паспорт педагогического проекта „Сибирский бриллиант — озеро Байкал“» размещена в разделах
Участники проекта : воспитатель, дети подготовительной к школе группы и их родители.
Возраст детей: от 6 до 7 лет (подготовительная группа).
Вид проекта : фронтальный (по форме привлечения участников);
информационно - исследовательский; проблемно-ориентированный; творческий;
интегративный (интеграция более 3 образовательных областей).
Методы: беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, игры (настольно-печатные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, подвижные, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность.
Тема проекта «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал»
Тип проекта социально-значимый (региональный, экологический);
Актуальность проекта Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Местные жители и жители региона даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через сотни лет.
В последние годы работы с дошкольниками возникла проблема: недостаточный уровень знаний детей о своём родном крае, в котором они проживают, природе Прибайкалья, озере Байкал.
Если в ходе реализации проекта дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес к природе края, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
При знакомстве детей дошкольного возраста со своеобразием, самобытностью родных мест, важно дать им не только знания, но и воспитать интерес к природе, понимание своей причастности к ней и учить сохранять ее.
Байкал - одно из древнейших озер мира и это уникальное явление на нашей планете. Он замечателен тем, что хранит высококачественную и пока еще относительно чистую пресную воду. В Байкале сосредоточено около 1/5 ее мировых запасов и более 4/5 запасов нашей страны.
Экологический региональный проект «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал» один из этапов по ознакомлению воспитанников детского сада с родным краем и его достопримечательностями.
Поэтому в данном проекте была поставлена проблема перед детьми: «Что такое Байкал? Чем знаменито озеро Байкал? В чем его мировая ценность?»
Поэтапное решение проблемы через интеграцию образовательных областей станет каркасом данного проекта.
Цель проекта Создание условий для формирования базы знаний дошкольников об озере Байкал и природе Прибайкалья и формирования навыков бережного отношения к природе, с целью сохранения природной достопримечательности Сибирского региона.
Задачи проекта
для детей:
• сформировать знания об озере Байкал, о заповедных местах (Байкальский и Баргузинский заповедники);
• расширить представления детей о животном и растительном мире Прибайкалья, о водных обитателях озера Байкал;
• углубить представления об защите животного и растительного мира Байкала;
• познакомить с эпосом народов Прибайкалья;
• воспитывать любовь к родному краю (Восточно-Сибирский регион, Ангара, Иркут, Байкал, Аршан и так далее).
для педагога :
• пополнить предметно-пространственную среду группы в рамках реализации проекта;
• научить поэтапно решать с детьми задачи проекта, двигаясь к достижению цели;
• создать информационную базу для родителей по теме «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал»;
• активизировать родителей для совместной проектной деятельности с детьми по теме «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал»;
• создать буклет «Сохраним природное богатство «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал»
для родителей:
• расширить знания родителей о Байкале через различные формы партнё рства: (папка-передвижка «Озеро Байкал», консультация «Сохраним Байкал для потомков», подборка списка художественной литературы о Байкале для чтения с детьми;
• привлечь родителей к изготовлению мини-музея о Байкале (макетов озера Байкал, к составлению коллекции природных находок с берегов Байкала, Эко-книги «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал» /с фото и картинками краснокнижных растений, животных и других редких экспонатов/, Фото-альбом «Эко-отдых на Байкале»;,
• заинтересовать и вовлечь родителей в проблему о бережном отношении к природе Байкала при посещении с детьми озера и других природных заповедников.
Ожидаемый результат для детей:
1. Сформированные знания об озере Байкал : его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода, об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.
2. Владение некоторыми отрывками из эпоса народов Прибайкалья; свободное владение информацией о произведениях о Байкале и их авторах;
3. Сформированные навыки эко-деятельности по пропаганде защиты озера Байкал от мусора (эко-плакаты, самодельные баки для сортировки мусора размещенные на Байкале);
4. Мини - Музей о Байкале в группе (макет озера Байкал, коллекция природных находок с берегов Байкала, Эко-книга «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал» /с фото и картинками краснокнижных растений, животных и других редких экспонатов/, Фотоальбом «Мой Эко-отдых на Байкале».
для педагога :
1. Новые научные знания о Байкале в процессе проектной деятельности.
2. Налаженная работа с родителями воспитанников при использовании проектной деятельности в детском саду;
3. Продукты проекта в результате совместной деятельности с детьми и родителями по теме «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал» (Мини-музей о Байкале в группе)
4. Буклет «Сохраним природное богатство «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал»
для родителей:
1. Углубленная база знаний о Байкале и способах охраны эко-достояния Сибирского региона;
2. Участие в пополнении и обогащении предметно-пространственной среды группы по проектной деятельности мини-музея «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал»
3. Сформированный достаточный уровень экологической культуры у родителей.
Продукт проекта Мини - Музей о Байкале «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал»
1. Макет озера Байкал,
2. Коллекция природных находок с берегов Байкала (выставка,
3. Эко-книга «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал» /с фото и картинками краснокнижных растений, животных и других редких экспонатов/,
4. Фотоальбом «Мой Эко-отдых на Байкале» /фотографии детей и их родителей о полезном эко-отдыхе на Байкале/.
Сроки реализации Краткосрочный (С 6 по 17 февраля 2023 г.)
Практическая значимость Продукты проекта, размещенные на сайте ДОУ и личном интернет-ресурсе педагога оформлены в виде электронных журналов.
Представленные электронный журналы:
- Коллекция природных находок с берегов Байкала,
- Эко-книга «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал»;
- Фотоальбом «Мой Эко-отдых на Байкале»)
могут использоваться как в совместной деятельности с детьми, так и в совместной деятельности с родителями, для популяризации Эко- направлений работы с родителями; а также в образовательной и воспитательной деятельности и в ходе режимных моментов, начиная со средней группы.
Подготовительный этап
1. Постановка цели, задач по теме: «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал».
2. Планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной самостоятельной деятельности с учётом интеграции образовательных областей;
3. Создание развивающей среды по теме;
4. Составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности,
5. Подбор методической и художественной литературы об озере Байкал
6. Представление детям темы проекта, задач и цели;
7. Создание и формирование проблемного вопроса;
8. Ознакомление родителей с темой проекта, задачами и целями;
9. Подготовка информации для родителей;
10. Участие родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды по теме.
Основной этап 1. Реализация поставленных целей и задач по теме «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал» при проведении индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной самостоятельной с педагогом;
2. Координация работы участников проекта;
3. Участие детей в индивидуальной и подгрупповой работе в совместной деятельности с педагогом при интеграции образовательных областей;
4. Привлечение родителей к мини-музея о Байкале;
5. Подборка художественной литературы для детей о Байкале для чтения;
6. Участие родителей в работе проекта в соответствии с планом.
Первая неделя
Вторая неделя
Познавательное развитие
Путешествие по географической карте Иркутской области;
Рассматривание иллюстраций «Природа Прибайкалья ”;
- Занятие по теме “Флора и фауна Байкала”;
- Загадывание загадок о рыбах, животных, растениях Байкала;
-Чтение стихотворений «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, «Байкал» Ц. Жимбиев;
- Беседа «На страже Байкала»;
- Просмотр видеофильма о Байкале;
-Показ иллюстраций о негативных воздействиях человека на экологию;
-Рассказ о красной книге Иркутской области;
Социально-коммуникативное развитие
-С/ ролевая игра «Поездка на Байкал»;
-Д/игра «Рыбы, птицы, звери»;
Речевое развитие
-Ситуативный разговор «Почему нужно бережно относиться к природе»;
-Создание проблемной ситуации «Что произойдёт, если исчезнет вода в Байкале?
Художественно-эстетическое развитие
- Объёмное конструирование «Баки для сортировки мусора»
- Рисование «Редкие растения Прибайкалья!»
- Подбор фото и картинок краснокнижных растений и животных озера Байкал»
Физическое развитие
-Подвижная игра «Иголка, нитка и узелок» (бурятская);
Совместная деятельность с родителями:
Отобрать их домашних архивов фотографий с Байкала- фотографий с активным отдыхом и пропагандой защиты Байкала от вредных воздействий.
Познавательное развитие
-Рассматривание энциклопедий о Байкале;
-Рассматривание макетов о Байкале
-Настольная игра-лото «Растительный и животный мир Байкала»;
-Занятие «Народы Прибайкалья»
-Рассказ о коренных жителях Прибайкалья;
-Рассматривание журналов «Сибирячок» о природе Байкала;
- Подбор материалов к Эко-книге «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал»
- Сбор Коллекции природных находок с берегов Байкала (камни, ветки, сухоцветы, вода Байкала и прочее,
- Продолжение формирования Фотоальбома «Мой Эко-отдых на Байкале»)
Речевое развитие
-Чтение рассказа «Стеклянная рыбка» М. Сергеев;
-Чтение «Ангарские бусы»,
«Омулёвая бочка» В. Стародубов,
«Медведь и бурундук» А. Тороев
(из хрестоматии про Байкал)
Социально-коммуникативное развитие
-Составление рассказов из личного опыта «Моё путешествие по Байкалу»; Как я охранял природу Байкала»
-Ситуативные разговоры: “Как заботиться о диких животных”; “
Как помочь нерпе”;
-Чтение и обсуждение легенды «Богатырь Байкала»
Художественно-эстетическое развитие
- Рисование “Озеро Байкал”,
- Коллективная аппликация “Природа Байкала»
- Лепка «Нерпа»
-Прослушивание песни «Славное море, священный Байкал»;
-Прослушивание видеозаписей «Звуки Байкала»
Физическое развитие
-Этюд «Волны на Байкале»;
-Разучивание физкультминутки «Жемчужина Сибири»
Итоговое мероприятие.
Развлечение «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал».
Заключительный этап Анализ результатов реализованного проекта (плюсы, минусы, что не удалось);
Представление результатов проекта :
продуктивной деятельности - мини-музей о Байкале;
презентации проекта в виде электронных журналов -
- Коллекция природных находок с берегов Байкала, Эко-книга «Озеро Байкал»; - Фотоальбом «Мой Эко-отдых на Байкале») ;
представление Эко - буклета «Сохраним природное богатство «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал»
Продукт проекта Мини – Музей о Байкале «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал»
1. Макет озера Байкал /(изготовлен родителями,
2. Коллекция природных находок с берегов Байкала (выставка,
3. Эко-книга «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал» /с фото и картинками и рисунками краснокнижных растений, животных и других редких экспонатов/,
4. Фотоальбом «Мой Эко-отдых на Байкале» /фотографии детей и их родителей о полезном эко-отдыхе на Байкале/.
5. Эко - буклет «Сохраним природное богатство «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал»
Итог проекта
Опыт работы с воспитанниками и их родителями в рамках реализации данного проекта доказал, что внедрение мини – музея о Байкале «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал» с регионально-экологической направленностью в воспитательно-образовательный процесс положительно влияет на мотивацию воспитанников, их интерес к родному краю и его богатствам, сподвигает их проявлять исследовательские качества и заниматься опытно- экспериментальной деятельностью направленной на защиту природного эко-богатства региона – озера Байкал.
А также, работа, проведенная при реализации проекта «Сибирский бриллиант - Озеро Байкал», положительно повлияла на развитие речи обучающихся, на расширение кругозора, умение договариваться и работать в команде, а также поднимает самооценку.
Все вышеперечисленные качества направляют ребёнка подготовительного дошкольного возраста к исследованию новых и интересных природных объектов родного края и открытий в будущем, а значит, помогут ему быть любознательным, активным и успешным в школе.
Литература для чтения
1. «Байкал» Ц. Жимбиев, журнал «Сибирячок» № 3 2002 г.
2. «Дремучий медведь» Н. К. Паустовский;
3. «Мишка» В. Хайрюзов, журнал «Сибирячок» № 4, 2003г. ;
4. «Стеклянная рыбка» М. Сергеев из книги «Море синее Байкал»;
5. «Ты был на Байкале?» Н. Ярославцев, журнал «Сибирячок» № 4 2003 г. ;
6. «Что я видел» Б. Житков, стр. 72 хрестоматия;
Список ЭОР
1. Рассказы и сказы о Байкале https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/01/26/dopolnitelnyy-material-v-rabote-s-detmi-po-kraevedeniyu
2. Нескучное краеведение
3. Что почитать про Байкал? https://vk.com/wall-208354629_1231
4. Художественная литература о Байкале https://ust-kut3.tvoysadik.ru/?section_id=59
5. БАЙКАЛА - ОЗЕРА СКАЗКИ https://baikalru.ru/baikal/skazki-legendy-zagadki/baikala-ozera-skazki
6. Что можно читать о Байкале https://www.maam.ru/detskijsad/chto-mozhno-chitat-o-baikale.html
7. Сказка о Байкале (ученицы 6 класса) https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library_kids/skazka_o_bajkale_183815.html
Методическая литература
1. Галеева Е. В., Галкина И. А., Зайцева О. Ю. и др. Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.-101 с.
2. Галеева Е. В., Галкина И. А., Зайцева О. Ю. и др. Байкал – жемчужина Сибири. Учебно-методическое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.-164 с.
3. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной – М. : ТЦ Сфера,2016.
4. Савченко В. И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического воспитания и духовного воспитания дошкольников» - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.- 320 с.
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА О БАЙКАЛЕ
1. Агнесов Р. Байкальской тропой. М., 1971. (Очерки о природе и людях Прибайкалья).
2. Галазий Г. И. Байкал в вопросах и ответах. Иркутск, 1987.
3. Галкина В. И. 60 минут о Байкале. Иркутск, 1980.
4. Гольдфарб Станислав. Листвянка. Иркутск. 2002 г. (Исторический очерк)
5. Кожов М. М. Байкал и его жизнь. Иркутск, 1963.
6. Распутин В. Г. Сибирь, Сибирь. М., 1991. (2-е переработанное изд., Иркутск, 2000)
7. Телятьев В. В. Полезные растения Центральной Сибири. Иркутск, 1987.
8. Устинов С. К. Заповедник на Байкале. Иркутск, 1979. (О Баргузинском заповеднике).
9. Устинов С. К. В лесах у Байкала. Иркутск, 1998.
10. Экологические проблемы Байкала и Республики Бурятия. Под редакцией В. Е. Гулгонова и Н. Г. Рыбальского. М., 1996.
ФИЛЬМЫ И CD-ДИСКИ ОБ ОЗЕРЕ БАЙКАЛ
1. "Славное море - священный Байкал" (конец 80-х гг.). Производство Центральной студии документальных фильмов.
2. "Путешествие на Байкал - очарованные льдом" (1989). На японском языке (TBS).
3. "Голубое око Сибири" (1990, Великобритания).
4. "Вокруг Байкала" (1993). "Буряты на берегах Байкала" (1994). Авторские видеофильмы С. Н. Волкова.
5. "Колодец планеты" (1994). Авторский фильм В. А. Фиалкова. Уникальные подводные съемки, в т. ч. на максимальной глубине Байкала - 1637 м.
6. "Lake Baikal. Beneath the mirror" (1998). Работа французской киносъемочной группы команды Ж. И. Кусто.
7. "Свидание с Байкалом", "За Байкальским тайменем" (1999). Видеоприложение к журналу "Рыболов-клуб". Студия "Русская рыбалка". Москва.
8. "Дикорастущие цеты Байкальского побережья и гор" (2002, "Байкальские фантазии" (2002, "Животный мир Байкальского побережья и гор" (2003, "За хариусом по Сувотикану" (2003, "У края чарующей бездны" (2003). Авторские фильмы М. Степанцова. Иркутский научно-просветительный центр, приобретение фильмов и CD-дисков, тел. : 248-000, 249-690
9. "Энциклопедия Байкала" на CD-диске, Карты Байкала и Иркутской области на CD -диске: компания "Восьмое небо", тел. : 209-033 E-mail :8th_sky@irk.ru