Марина Жуфина
Паспорт педагогического проекта в средней группе «Наш веселый огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Полное наименование проекта «Наш весёлый огород».
Срок реализации проекта долгосрочный (апрель – сентябрь).
Дата начала 01.04.2017 года
Участники проекта воспитанники средней группы, родители, воспитатель.
Разработчики проекта воспитатель Жуфина Марина Анатольевна
Актуальность проекта.
Публикация «Паспорт педагогического проекта в средней группе „Наш веселый огород“» размещена в разделах
Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека.
Вот и возникла у нас идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними. Ребенок может с гордостью сказать - это посадил Я! Это поливал Я! Это Я вырастил!
Тип проекта Познавательно-исследовательский, творческий
Цель проекта
1. Создание оптимальных условий для формирования экологической культуры у детей и родителей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
2. Развитие познавательных интересов детей, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.
3. Расширение знаний детей о способах посадки семян, в комнатных условиях их произрастании, и высадки рассады в открытый грунт.
4. Воспитание у детей любви к природе, привитие трудовых навыков. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Образовательные области Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи проекта
Обучающие.
1. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений: лук, огурцы, помидоры, перец, баклажан, укроп, салат, базилик, астры, бархатцы.
3. Формировать представление о выращивании растений из семян.
4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, и в открытом грунте.
6. Вырабатывать умения выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания.
Развивающие
1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
2. Расширить и систематизировать знания детей об овощных культурах и садовых цветах, об их строении, пользе и уходе за ними.
3. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
4. Накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
5. Развивать связную речь, активизировать словарь детей (корень, посадить, углубление, условия, грунт, рассада, пикировать, всходы, росток, память, внимание.
Воспитательные :
1. Воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности.
2. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
3. Воспитывать уважение к труду, и труду взрослых и детей, бережное отношение к его результатам;
4. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
5. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым, к своим сверстникам.
Задачи по работе с родителями.
1. Повысить компетентность родителей по теме «Проектная деятельность детей в дошкольном возрасте»;
2. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Ожидаемые конечные результаты
1. Активное участие детей в практической деятельности по выращиванию культурных и декоративных растений, интерес к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства
2. Развитие познавательный интерес у детей, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простые причинно-следственные связи, делать обобщения.
3. Сформировано умение вести наблюдения, отображать их рисунками в календаре наблюдений за ростом и развитием растений.
4. Сформированы знания детей о том, что необходимо для роста растений (свет, влага, почва, тепло).
5. Проявление любви и бережного отношения к природе.
6. Развитое чувство общности детей и взрослых, навыки сотрудничества и коммуникативные навыки.
7. Получить урожай томатов, огурцов, кабачков, арбуза, тыквы листьев салата и укропа, фасоли, картофеля, баклажана, моркови выращенных самими дошкольниками.
Риски в ходе реализации проекта.
Первый риск - слабая заинтересованность детей и родителей.
Путь преодоления:
Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.
Второй риск - непостоянство состава детей в течение непрерывно-образовательной деятельности.
Путь преодоления:
Индивидуальная работа с отсутствующими детьми,
изготовление брошюр и памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам недели
Этапы реализации проекта.
I этап: Подготовительный
II этап: Основной
III этап: Заключительный
План мероприятий по реализации подготовительного этапа проекта.
Педагог.
• Подбор и изучение методической литературы
• Организация предметно - развивающей среды по теме проекта. Пополнить папку дидактическими играми по экологии.
• Разработка конспектов НОД, презентации по планируемой теме.
• Подбор художественной литературы (рассказы, стихи, загадки, поговорки
Дети.
Беседа с детьми «Можно ли вырастить рассаду на окне?», «Что надо для хорошего роста растений?», «Овощные культуры».
Цель: Расширять кругозор детей о растениях и цветах.
Родители.
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Распределение заданий между родителями и детьми изготовления элементов для оформления огорода.
Цель: Привлечь родителей к реализации проекта «Наш веселый огород».
2. Приобретение семян, оформить коллекцию семян, подготовка земли.
Цель: Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.
План мероприятий по реализации основного этапа проекта
Дети.
Познавательное развитие
Беседы: «Можно ли вырастить рассаду на окне?»,
«Что надо для хорошего роста растений?»,
«Овощные культуры»,
«Что мы знаем об овощах»,
«Огород на окне»,
«Что я знаю о здоровом питании?»,
«Откуда берутся овощи?»,
«Труд сельских жителей на приусадебных участках»,
«Орудия труда. Безопасная работа в огороде»,
«Как нужно ухаживать за овощными культурами»
Цикл наблюдений: наблюдение за ростом лука, томата, огурца, укропа, овса.
Рассматривание цветочных семян через лупу.
«Растут ли наши растения?» (за всходами и ростом растений, за ростом рассады, вытягиванием её к солнцу, за появлением плодов, за изменением состояния растений).
Экспериментирование.
- опыты с луком (выращивание лука стакане с водой, в контейнере с землей, в открытом грунте, влияет ли свет на рост и развитие лука,
- опыт с семенами (посадка семян огурцов в землю, в опилки, в вату; посадка сухих семян и проросших)
- высадка рассады в открытый грунт (посадка рассады огурцов рядом с кукурузой для рыхления корней огурцов; сухими, пророщенными семенами, рассадой).
- опыт с размножением картофеля (посадка клубней разными способами: целым клубнем, половинкой клубня, очистками и очищенной картофелиной)
Ежедневно результаты наблюдений заносятся в дневник наблюдения за растениями.
Речевое развитие
Развивающие игры на развитие речи:
«Один - много», «Скажи ласково», «Узнай по описанию», «Измени словечко», «Объясни словечко», «Закончи предложение». Игры: «Во саду ли, в огороде», «Найди отличия».
Чтение художественной литературы
Чтение детям: Д. Родари «Чипполино», Н. Носов «Огородники», «Огурцы», Потешки об овощах, Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша грядка», Е. Надёжкина «Огуречное семечко», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали», сказка «Пых», стихотворение В. Коркина «Что растет на нашей грядке?», русские народные сказки: «Вершки и корешки», стихотворение-игра-считалка: Г. Сапгир «Садовник».
Отгадывание загадок: об овощах, о растениях, о предметах труда.
Рассматривание: книг, иллюстраций о растениях.
Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры: «Кто скорее соберет», «Садовник», «Где что растет», «Собери целое», «Чьи семена», «Веселые шнурочки», «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек». «Что сначала, что потом».
«Дикорастущие и культурные растения»
Сюжетно ролевые игры: «Овощной магазин: сюжет -Овощи», «Приятного аппетита: сюжет - столовая», «Кафе», «Ярмарка») «Цветочный магазин»
Театральная игра «Уберем урожай овощей», инсценирование сказки «Репка»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: НОД «Наш веселый лучок», «Салат», «Подрастай, морковка», «Огород козла Мефодия», «Наш огород»
Лепка: НОД «Гороховые фантазии», «Наш огород», «Во саду ли в огороде.»
Аппликация: НОД «Витамины для здоровья (овощи)», «Консервируем овощи», «Заюшкин огород», «Огурцы и помидоры лежат на тарелке», "Осенний огород".
Слушание: Б. Можжевелова «Огородная хороводная»
Игра-хоровод: «Урожай», Есть у нас огород», «Песня Кабачка», Песня про овощи» (Слова: Вячеслав Гринин Музыка: Ротаева Ксения)
Физическое развитие.
Подвижные игры: «Огород», «Горячая картошка», «Огородник и картошка», «Репка», «Баба сеяла горох», «Огуречик, огуречик!», «Кабачок», «Посади и собери картофель».
Пальчиковые игры: «Засолка капусты», «Вырос у нас огороди»,
"Фрукты", «Цветок распустился», «Сколько грядок в огороде», «Огород», «Ягодка».
Физкультминутки: «Бабушка кисель варила», «Вот такой огород», «Огород у нас в порядке», «Мы стоим на огороде», «Во дворе растёт подсолнух», «Овощи».
Родители:
- консультации «Витаминная корзина», «Полезные свойства овощей», «Огород на подоконнике в домашних условиях», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Экологическое воспитание ребенка в семье».
- помощь в оформлении коллекции семян огородных растений распространенных в нашем регионе
- выращивание овощей на своих участках и предоставление фоторепортажа о проделанной работе.
План мероприятий по реализации заключительного этапа проекта
• Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
• Обработка и оформление материалов проекта в виде фильма, презентации.
• Создание книжки- малышки «Лукошко сказок»
• Творческая мастерская совместно с родителями – выставка «Поделки из овощей»
• Родительское собрание (представление фотоотчета по реализации проекта).
Результативность проекта
1. Уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности и познаний растительного мира значительно вырос.
2. Повысилась экологическая компетентность детей: дети знают особенности строения растения и условия их роста.
3. Дети познакомились с многообразием посевного материала, научились различать семена овощей, выращивать рассаду из семян, правильно ухаживать за растениями, высаживать в открытый грунт.
4. В группе был создан огород на окне.
5. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
6. Родители приняли активное участие в проекте
7. Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность, и тогда ребенок проявит интерес к познавательно - исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески, осваивать новые способы исследований.
8. Дети стали бережнее относиться к растительному миру, появилось чувство ответственности за благополучное состояние растений.
9. Дети стали более уважительно относиться к труду.