Зинаида Пустуева
Паспорт образовательного проекта «Дымковская игрушка» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема Отсутствие представлений о народной игрушке, как составной части традиций русской культуры
Цель Формировать представления детей о значении народной игрушки для людей.
Причины Недостаточно знаний о народной дымковской игрушке.
Задачи • Конкретизировать представления детей об народных игрушках.
• Создавать условия для формирования у детей познавательного процесса о пользе знаний о народной игрушке.
Публикация «Паспорт образовательного проекта „Дымковская игрушка“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
• Обогащать словарь детей за счёт обозначения качеств (красочности, цвета, величины и т. д.)
• Развивать психические процессы детей, умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи, делать выводы, стимулировать активность.
• Развивать связную речь детей.
• Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание узнать о традициях своего народа..
Направление проекта Познавательное развитие
Название проекта «Дымковская игрушка»
Тип проекта Информационно – практико – ориентированный; краткосрочный – 1 неделя; групповой
План подготовки реализация проекта
Деятельность педагогов 1. Подобрать тематику бесед : «Русская народная игрушка», «Дымковская игрушка», «О народных промыслах и о том,что игрушки делают народные умельцы» «Знакомство с глиной»
2. Подобрать художественную литературу (Чтение отрывков из сказки П. Бажова «Малахитовая шкатулка», чтение : «Короткие стихи о народных и дымковских игрушках».
3. Подборка игр, игровых упражнений по теме: (с/р игра «Музей», «Магазин – Сувениры», «Магазин - Подарки»)
Д/и З. Е. Агранович стр 66, «Четвёртый лишний», «Подбери признак», «Закончи предложение», «Назови игрушку»(образование относительных прилагательных) : игрушка из дерева (какая) – деревянная (матрёшка, дудка); игрушка из глины (какая) – глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая) – керамическая (куколка)
4. Психогимнастика «Комплимент»
5. Игра на сплочение «Приветствие»
6. Упражнение на дыхание «Свистулька»
7. Оздоровительная игра «Индюшка»
8. Подобрать таблицы, иллюстрации.
Деятельность детей
Участие в планировании деятельности
Участие в беседах
Слушание рассказов, сказок, стихов.
Рассматривание иллюстраций по теме.
Заучивание «Стихи о дымковских игрушках»
Разучивание загадок о дымковских игрушках.
Заучивание: «Игрушкины частушки» др.
Выполнение работ по лепке «Дымковские игрушки». Изготовление игрушек.
Рассматривание иллюстраций
Просмотр «Дымковская игрушка»
Участие в играх, игровых упражнениях.
Презентация
Деятельность родителей Помощь в подготовке презентации проекта : заучивание стихов с детьми, подбор материала
Результат Раскашенные дымковские игрушки (демонстрационный материал)
Плакат – планирование деятельности по проекту с предложениями детей.
Ресурсы
Кто?
Что? Дети, воспитатели, специалисты, родители
Книги, энциклопедии, интернет – ресурсы, журналы, иллюстрации, таблицы, художественные произведения. Презентации. Глина, краски. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
Глина, краски, картинки, салфетки.
Форма презентации Рассказывание по набору «Дымковских игрушек
Ожидаемые результаты Расширение представлений у детей знаний о дымковских игрушках.
Преобретение необходимых знаний о глине, о способе лепки и раскрашивания дымковской игрушки. Положительнои и осознанное отношение к дымковской игрушке. Желание детей участвовать в пректно – исследовательской и творческой деятельности.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап Сформулировать проблему и обсудить практическую деятельность по проекту :
«Какими игрушками можно играть, а какими любоваться?». И чем полезны народные игрушки? Вхождение в проблему.
Принятие задачи.
2 этап Помочь спланировать деятельность детей :
1. Какой принести материал для изготовления дымковских игрушек.
2. Подобрать стихи, пословицы, загадки по теме проекта.
3. Подключить родителей к проектной деятельности. Объединение детей в рабочие группы.
1.«Создание Дымковских игрушек».
2Создание «Свистулек»-»Дымковская игрушка».
3Создание барышни».
4Создание лошадки».
Распределение обязанностей.
3 этап Практическая помощь при изготовлении «Дымковских игрушек»
Изготовление:
«Дымковских игрушек»
Разучивание стихов.
5 этап Подготовка к презентации
Презентация проекта «Дымковские игрушки» Продукт деятельности готовят к презентации.
Представление проекта.
Презентация:
Воспитатель: Дети мы с вами вылепили и раскрасили дымковские игрушки». Каждый из вас слепил свою игрушку.
Мы сегодня пришли в г этот зал и расскажем о своих дымковских игрушках.
Егор З. – Мастер глину замесил и игрушек налепил
А потом он краски взял и игрушки расписал.
Вот они, какие в ряд разноцветные стоят.
Вика К. – Приготовьте детки ушки это интересно знать.
Всё о дымковской игрушке мы хотим вам рассказать.
Ярослав П. – Это вятские игрушки, словно радуга весной.
Посмотрите вот индюшка хвост, как веер расписной.
Настя К. – Рядом барыня красотка, удивлённая стоит.
Фартук, юбка и кокошник, всё сверкает и горит!
Вика Р. – Скоморохи, водоноски, барыни и петухи.
Украшают их полоски, клетки, точки и круги.
Дима У. – Красный, жёлтый и зелёный, алый, синий, голубой
Все цвета на белом фоне этой дымки расписной.
Дима Ч. – Удлинённая бородка, как султанчик гребешок.
Крылья с яркою подводкой. Вся игрушка, как цветок.
Алина Б. – Знает промысел народный вся страна и целый мир.
Вы увидите сегодня этот русский сувенир!
Системная паутинка по совместному планированию деятельности по проекту
Познавательно - исследовательская Проблемная ситуация - узнаем, что игрушки можно не только лепить, но и раскрашивать.
Совместная организованная деятельность с детьми «Что мы знаем о «Дымковских игрушках» - предложила побеседовать З. П.
Провести опыт: «Глина растворяется в воде, пластелин – нет»- предложила Вика К.
З. П. предложила побеседовать на тему «Можно ли играть дымковскими игрушками».
Экскурсия в магазин «Сувениры» (совместно с родителями).
Беседы на вечерних прогулках на тему «Что можно слепить из глины, а что из песка?» - предложила З. П.
Беседа о правилах обращения с глиной и красками - предложила З. П.
«Стволы деревьев влажные, кора набухла. Почему?» - задала вопрос всем детям Алина Б.
Вадим Ш. задал вопрос «Почему веточки гибкие и не ломаются?
Понаблюдать за веточками деревьев предложила Настя Г.
Игровая Проводим игры с карточками:
«Разложи игрушки по схеме» (цвет, форма, количество) – предложил Егор З.
Настольные игры: «Лото дымка» предложил Гоша, а в игру «Чудесный мешочек» - предложила поиграть Никита О. (угадай на ощупь).
Собери картинку (разрезанное изображение Барышня - дымка) – захотели поиграть Вадик и Алина.
В сюжетно-ролевую игру «Магазин игрушек» предложила поиграть Вика К.
Настольная игра с элементами РЭМП «Палочки Кюизенера» захотела поиграть Вика Р.
С/рол. игру «Скульптор» - предложила Настя К.
Егор, Максим, Ангелина захотели поиграть в с/рол. игры: «Автобус», «Цирк»
Серёжа Ф предложил игру «Где мы были мы не скажем…»
Вадим Ш. захотел пригласить друзей в игру»Космонавты и космическая игрушка»
Коммуникативная
Составляем рассказы «Что, откуда, для чего?» - предложила З. П.
«Копилка дел» - обсуждение с детьми событий дня.
Настя К. Рассказала о любимых игрушках в их семье.
З. П. предложила придумать сказки о дымковских игрушках.
Интересные сказки придумали Настя К, Вика К, Дима У.
Максим предложил составить рассказы : «Как я дома собираю игрушки»
Чтение художественной литературы Чтение стихов, рассказов о Дымковских мастерах –предложил Максим С.
Фольклорная копилка – чтение пословиц и поговорок об игрушках.
Серия вечеров загадок и отгадок – предложила Ангелина Б.
Рекомендации родителям по чтению художественной литературы по теме проекта предложила З. П.
Загадывание и разгадывание загадок, чтение стихов об дымковских игрушках перед обедом, во время прогулки – предложила Ангелина Б.
Варя К. предложила почитать рассказы о дымковских мастерах.
З. П. предложила посмотреть фильм о дымковских мастерах.
НОД: Чтение о предметах народного быта. Свистулька, русская матрёшка, золотые ложки, петух на полотенце, русская прялка. Загадки русские необычные.
Лебедева А. П. «Взаимодействие ДОУ и семьи с целью формирования у детей чувства любви и развития интереса к родному краю» стр. 17-20
Изобразительная деятельность Лепка из пластилина «Свистулька» - предложил Владик С.
Раскрашивание силуэтов дымковских игрушек с самостоятельным выбором нужного цвета – захотел Егор З.
Выставку поделок детей – предложила Лиза Я.
Совместная работа по подготовке выставки.
Конструктивная Андрей Л. предложил сделать из бумаги свистульки.
Даша Б. предложил собрать из кубиков игрушки.
«Игрушечное лото» предложила собрать Саша В.
Максим предложил собрать яйца из частей» (дерево)
Мастерская добрых дел - работы по замыслу детей.
Двигательная
Подвижная игра «Лошадка».
Игра «Тянем - потянеп» (перетягивание каната) – предложил Влад С.
Настя К предложила поиграть в эстафетную игру «Не урони».
Маша С. предложила поиграть в игру :» Кто дальше прыгнет»
Вадим Ш. предложил игру «Найди своё место»
Саше В. Очень нравится играть в игры: «Городки», «Кольцеброс»
Вадим предложил игру «Третий лишний».
З. П. предложила поиграть в новую подвижную игру «Заяц – месяц»
Вика К. «Кого позвали, тот и ловит», Даша Л предложила игру «Быстро передай мяч»
Владик захотел поиграть в игры:»Найди своё место», «Непослушные мячи». В спортивные игры захотели поиграть Дима Ч, Никита О., Ярослав П. З. П. предложила разучить новую игру : «Хороводная, огородная»
Оздоровительную игру «Кто больше соберёт игрушек ногами» предложила З. П.
Самообслуживание и бытовой труд Лиза Я, и Вика К. Захотели красиво сервировать стол. Варя К. захотела подмести веранду.
Ангелина Б. предложила собрать сухие листья, веточки на участке и веранде. Даша предложила перекопать песок в песочнице.
Дима У предложил собрать мусор на участке.
Музыкальная Прослушать песенки о игрушках предложила Даша Л.
Повторить песню «Антошка» - захотели Варя, Вадим, Гоша.
Разучивание песни «На лугу…» - предложила З. П.
Разучивание песни «Если хочешь быть здоров».