Валентина
Технологическая карта открытой ОП «Дымковская игрушка» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
№26 «ЗВЕЗДОЧКА»
Технологическая карта
открытого ОП
по ОО «Художественно – эстетическому развитию»
с использованием ОО
«Познавательное развитие», «Физическое развитие»,
по теме:
для детей младшего дошкольного возраста
Публикация «Технологическая карта открытой ОП „Дымковская игрушка“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
(от 4 до 5лет)
Подготовила и провела:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Трусова Валентина Сергеевна
Клин
март 2015 г
ЦЕЛЬ:
Формирование у детей знания о дымковской игрушке, ее истории, характерных особенностях росписи.
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные:
а) продолжать знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, видеть ее красоту, узнавать знакомые образы, выделять из узора некоторые элементы (точки, кружочки, волнистые и прямые линии);
б)знакомить с нетрадиционным способом рисования (тычок-печатка);
в) учить составлять узор, расписывая силуэт.
2. Развивающие:
а) развивать творческую активность;
б) продолжать развивать память, образное мышление, внимание, воображе-
ние;
в) развивать умение отвечать полными ответами на поставленный вопрос.
3. Воспитательные:
а) воспитывать самостоятельность, любознательность, аккуратность при ра-
боте с красками;
б) воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
в) вызвать эмоциональный отклик, желание участвовать в общем действии
на ярмарке.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Знакомство с дымковской игрушкой : индюк, козел, баран. конь, бары- ня, уточка, петушок.
2. Рассматривание дымковских игрушек.
3. Лепка дымковских игрушек.
4. Чтение русских песенок, потешек.
5. Слушание записей русских народных мелодий.
6. Рисование красками традиционными и нетрадиционными способами.
7. Рисование дымковских орнаментов (серия занятий по декоративно- прикладному искусству (рисование, лепка, ознакомление с окру- жающим)
8. Дидактические игры:»Составь узор», «Укрась дымковскую игрушку», «Собери целое из частей».
9. Упражнения: «Дорисуй орнамент», «Укрась силуэт –игрушку».
10. Рассматривание альбомов: «Дымковская игрушка», «Народное творчество», «Русские узоры».
МАТЕРИАЛ К НОД
1. Демонстрационный:
-игрушки для ярмарки : предметы декоративно – прикладного искусства;
-иллюстрации из альбома «Дымковская игрушка»;
-образцы элементов дымковской росписи;
-свистульки, атрибуты для русской народной игры-хоровода Колпачок»;
2. Раздаточный:
-силуэты дымковской игрушки из бумаги белого цвета;
-гуашевые краски;
-кисточки, тычки;
-салфетки, баночки с водой, палитра;
-подставки для кисточек, клеенки для рабочего места;
3. ТСО:
-аудиозаписи русских народных инструментальных мелодий.
Методы:
словесный, наглядный, практический.
Ход НОД
1. Вводная часть.
Дети приветствуют гостей.
(встают полукругом около стола, где находятся изделия дымковских ма-
стеров)
Воспитатель загадывает загадку.
-Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки,
А ну, назови-ка меня?
Воспитатель:
-о чем эта загадка?
Дети:
-об игрушках.
Воспитатель:
-как называют эти игрушки?
Дети:
-дымковские.
Воспитатель:
-почему их так называют?
Дети:
-их изготавливают в селе Дымково.
Воспитатель:
-Раньше на Руси люди жили по-другому. Не было ни заводов, ни фабрик,
где производили различные изделия. Людям приходилось самим шить
одежду, обувь, делать мебель, посуду, игрушки для детей. Люди жили
маленькими поселениями. В каждом поселении были мастера, которые
лучше других изготавливали различные изделия, а свое мастерство они передавали из поколения в поколение. Так рождался народный промы-сел. Это то, чем прославили умельцы свое поселение, в котором они жили. Так и в селе Дымково, которое находится около города Вятка, зародился промысел, где народные мастера-умельцы изготавливали игрушки. Эти игрушки теперь заслуженно называют изделиями декоративно-прикладного искусства.
-что обозначает слово «декор»?
Дети:
-украшение.
Воспитатель:
-что украшали умельцы из села Дымково?
Дети:
-игрушки.
Воспитатель:
-давайте рассмотрим дымковские игрушки и расскажем о них.
Дети:
-Вот красивые игрушки :
Водоноски и зверушки.
-Бока крутые, рога золотые.
-Вот индюк нарядный, весь такой он складный.
У большого индюка все расписаны бока.
-Мы олени знатные, мы повсюду славимся,
Складные да ладные, мы и вам понравимся.
-Посмотрите, как живой
Есть здесь конь удалой.
( рассматривают наряды барышень: кокошник, фартук, юбка, бусы)
Воспитатель:
-какое настроение у вас появляется при виде этих игрушек?
Дети:
-веселое, радостное, хочется улыбаться.
Воспитатель:
-почему?
Дети:
-игрушки яркие, нарядные, смешные.
Воспитатель:
-а теперь скажите, что значит слово «декор»?
Дети:
-украшение.
Воспитатель:
-мы видим, как красиво украшены дымковские изделия. Но дымковские игрушки ещё называют изделиями декоративно - прикладного искусства. А что значит «прикладное искусство»?
Дети:
-это то, что сделано своими руками.
Воспитатель:
- что делали дымковские мастера своими руками?
Дети:
-лепили игрушки.
Воспитатель:
-из какого материала они лепили игрушки?
Дети:
-из глины.
Воспитатель:
-какого цвета была эта глина?
Дети:
-красного.
Воспитатель:
-куда помещали вылепленные из красной глины игрушки?
Дети:
-в печь.
Воспитатель:
-для чего?
Дети:
-чтобы глина стала крепче и игрушки не рассыпались.
Воспитатель:
-как вы думаете, почему это село называлось Дымково?
Дети:
-топили печи, а из труб шел дым.
Воспитатель:
-Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
-где находится село Дымково?
Дети:
-на Севере нашей страны, где много снега.
Воспитатель:
-поэтому основной фон игрушек- белый. Это цвет снега. Что для этого делали дымковские мастера?
Дети:
-отбеливали (смешивали мел с молоком).
Воспитатель:
-и получалось вот такое изделие (показывает не раскрашенную игрушку
из белой глины).
-мастера делали эти игрушки с любовью и называли их ласково:
Не лошадь, а (лошадка, не индюк, а, не утка, а, не козел,а…
Не баран, а, не рыба,а, не олень,а,не петух, а…
-давайте представим, что и мы такие любимые игрушки, сделанные ма-
стерами из села Дымково.
Физкультминутка:
Мы игрушки расписные (стоят прямо, покачивая плечами)
Хохотушки вятские (улыбаются друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские (повороты вокруг себя)
Кумушки посадские (приседания)
У нас ручки крендельком (руки на поясе)
Щечки будто яблочки (прикладывают руки к щекам)
С нами издавна знаком (стойка прямо)
Весь народ на ярмарке (поклон)
-А хотите сами стать умельцами? Давайте пройдем в мастерскую. Пора
приниматься за работу.
2. Практическая часть.
Воспитатель:
-какая игрушка выглядит наряднее (сравнивают раскрашенную лошадку
с не раскрашенной)
-что надо сделать с не раскрашенным силуэтом?
Дети:
-раскрасить.
Воспитатель:
-в каждой росписи декоративно-прикладного искусства есть правила. У мастеров из Дымкова есть свои традиции, благодаря которым мы сразу
можем определить дымковское изделие. Назовите эти правила.
Дети:
-яркие краски, основные элементы узора: точки, кружочки, волнистые
линии, прямые, клетка. (при ответах используют образцы).
Воспитатель:
-что у лошадки украшать не будем?
Дети:
-уши, хвост, гриву (они уже раскрашены)
Воспитатель:
-какой самый крупный элемент росписи?
Дети:
-кружочки.
Воспитатель:
-вот с него и начнем, а кружочки будем выполнять необычным способом
(тычком) или печаткой. Это для того, чтобы кружочки получились ров-
ные и одинаковые (показывает прием работы тычком). А точки будем выполнять кистью. (концом кисти в вертикальном положении)
Воспитатель напоминает правила работы гуашевыми красками, как пра- вильно промывать кисть, использовать салфетки.
Пальчиковая гимнастика.
Глину мягкую замесим и получше разомнем.
На кусочки все разделим, барышню лепить начнем.
Мы скатаем голову, юбку раскатаем.
Юбка словно колокол, их соединяем.
Прищипнем вверху кокошник, руки ей приладим,
А потом возьмем в ладошки, пальчиком загладим.
(дети украшают заранее приготовленные силуэт лошадки из бумаги бе-
лого цвета, воспитатель помогает по мере необходимости, звучит спо-
койная русская народная мелодия).
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
-кто знает, что такое ярмарка?
Дети:
-веселая торговля.
Воспитатель:
-на Руси часто устраивали ярмарки, на которых проходили праздничные
гуляния, с озорным и веселым названием «Свистопляс». А игрушки ды-
ковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки. И пока наши игрушки сохнут…
-Внимание! Внимание! Начинаем веселое гуляние!
Приходи скорей, народ! Добрым людям здесь почет!
Дети исполняют русскую народную игру-хоровод «Колпачок» под весе-
лую русскую народную мелодию, используя свистульки.
Воспитатель предлагает принести свои работы на веселую ярмарку.
- какую бы игрушку вы купили и почему? (дети выбирают и объясняют
свой выбор).
Воспитатель:
-мне кажется, что из вас получились бы искусные мастера, но еще много-
му предстоит научиться. Молодцы, спасибо.