Мария Викторовна Перепелова
Паспорт научной лаборатории в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 26 (отделение №27)
Паспорт
первая научная лаборатория
«Лаборатория фиксиков»
подготовительной к школе группы
«Сказка»
Пояснительная записка
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Паспорт научной лаборатории в подготовительной группе» размещена в разделах
Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе…. «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Предназначение центра: Экспериментирование как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, позволяет рассмотреть целостную картину мира самостоятельно. Исследовательская деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.
Цель создания центра экспериментирования в группе — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.
Задачи:
• Расширять представление детей об окружающем мире, формирование способности изучать отдалённые явления (происходящие в атмосфере, земной коре, в космическом пространстве);
• Совершенствовать способности детей самостоятельного планировать эксперименты и прогнозировать его результаты посредством аналитического и логического типов мышления; совершенствование умения проводить исследования с использованием приборов (микроскопа, безмена, компаса);
• Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
•
Место расположения центра экспериментирования в группе
Центр экспериментирования расположен вдали от активных, игровых зон, в близи естественного источника света (окна, рядом с центром природы. Для комфортного проведения различных опытов и экспериментов центр расположен рядом с источником воды.
Учитывая специфику ДОУ, организовано специальное дополнительное освещение.
Адресная направленность: Воспитанники подготовительной группы «Сказка» (6-7 лет, родители воспитанников, педагоги.
В Центре экспериментирования функционирует 4 зоны:
1. Зона опытов с живой природой
2. Зона опытов с неживой природой
3. Зона опытов объектом, которого является человек
4. Зона художественного творчества.
Центр воды и песка:
* Таз с песком и формами для игр с песком, лопатки, совочки, грабельки
* Таз с водой: пластмассовые рыбки, резиновые игрушки
Мини - огород:
* Лук, посаженный в землю
* Лук, посаженный в воду
* Овёс
* Салат
Мини - лаборатория
- выращивание лука
-выращивание фиалки из листа
- «Ларец ощущений»
- лаборатория воздуха
Формы организации деятельности в Центре:
Индивидуальные (1-2ребенка);
Подгрупповые (6-8 детей);
Фронтальные (всей группой).
Методы и приемы, используемые в разных видах детской деятельности:
1. Наглядные (наблюдение, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр презентаций об изучаемых явлениях)
2. Практические (игры-опыты, игры- эксперименты, игры с элементами ТРИЗ, СРИ с элементами экспериментирования, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации, настольные игры, трудовые поручения, моделирование, фиксация результатов, партнерские взаимоотношения, подвижные игры по тематике).
3. Словесные (эвристические беседы, чтение художественной литературы и художественного слова, использование фольклорных материалов).
4. Инновационные методы (метод игрового проблемного обучения).
Образовательная деятельность в Центре реализуется в четырех направлениях:
- специально организованная образовательная деятельность (плановые эксперименты) в образовательной области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (НОД);
- совместная деятельность (наблюдение, труд, художественное творчество) взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;
- свободная самостоятельная деятельность (работа в лаборатории) детей;
- совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Перечень оборудования и материалов центра «Наши открытия»
Раздел оборудование
Методическое оснащение Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов, экспериментов.
- календари природы
-Правила безопасного поведения в центре экспериментирования.
-разрешающие, запрещающие схемы
- алгоритмы выполнения опытов и т. д
Серии иллюстраций с изображением природных сообществ, явлений.
Ведение фиксации детского экспериментирования
- Дневник наблюдений за ростом фиалки из листа
-- Дневник наблюдений за ростом лука в земле
Дневники наблюдений:
- Дневник наблюдений за птицами
- Дневник наблюдений за природными явлениями
Книги познавательного характера Энциклопедии:
-Доисторическая жизнь,
-Всемирная история для детей,
-Я познаю мир,
-Большая детская энциклопедия,
- Энциклопедия дошкольника,
-Моя первая энциклопедия и т. д.
-«Птицы»
- Домашние животные
- Дикие животные
- Животные жарких стран
-Животные севера
-Красная книга и т. д
Коллекции
Мини-музей
Коллекция бумаги
* Коллекция древесины
* Коллекция камней
* Коллекция ракушек
* Коллекция бутылок
Природный материал Камни
* Ракушки
* Опилки
* Семена: огурца, гречи, свёклы, тыквы, чечевицы, фасоли, подсолнуха, гороха.
* шишки
* Орехи
* Перья
* Жёлуди
* Песок речной и т. д.
Утилизированный материал Кусочки проволоки, резины, пробки, кожа, мех, пластмасса, пенопласт, дерево, пластик, трубочки и т. д
Технический материал Гайки, скрепки, кнопки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора т. д
Разные виды бумаги и ткани Фольга, картон, бархатная бумага, тетрадный лист, калька
Ситец, лён, драп, замша, крепдешин, сатин, болон и др.
Реактивы: Йод, перманганат калия, пищевая сода, соль, крахмал, зеленка, растительное масло, кислота лимонная
Красители:
Пищевые: желтый, оранжевый, красный, зелёный, розовый, голубой
* Непищевые: гуашь, акварельные краски
Медицинские материалы Пипетки с закруглёнными концами- 6 шт. ; колбы- 16шт. ;
* Деревянные палочки- 20 шт.
* Ватные палочки
* Мерные ложки- 15 шт.
* Резиновые груши- 4 шт.
* Шприцы без игл- 8 шт.
Приборы - помощники: Микроскопы в комплекте со стеклами- 3шт
* Песочные часы-6шт
* Компас-3шт
* Безмен
* Фонарики-6шт
* Лупы – 8шт
* Сито-2шт
* Воронки -6шт
* Мерные стаканы -6шт
1. Клеёнчатые фартуки – 11 шт.,
* Шапочки-20шт.
нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
2. Мини - стенд «О чём хочу узнать завтра»
Прочие материалы * Зеркала- 6 шт.
* Шары воздушные – 20шт
* Мука, соль, сахар, крахмал
* Крупы: рис, перловка, пшено, гречка, фасоль, горох
* Свечи- 11шт
Глобус 1 шт.
Формы для льда, мыльницы, воронки
Картотеки Картотека опытов, игр экспериментов
* Картотека опытов и экспериментов со снегом и льдом
* Сборник опытов и экспериментов с магнитами
* Сборник опытов и экспериментов со звуками
* Сборник опытов и экспериментов:
1. Опыты с воздухом;
2. Опыты с водой;
3. Опыты с солью;
4. Опыты с песком и глиной;
5. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
6. Опыты с электрическими зарядами;
7. Эксперименты с другими предметами неживой природы;
8. Опыты с растениями;
9. Опыты с различными материалами: стеклом, зеркалом, бумагой, деревом, металлом, мылом);
10. Опыты с магнитом.
* Сборник «Летние игры с водой и песком для детей и родителей»
* Сборник опытов и экспериментов с магнитами
* Сборник опытов и экспериментов со звуками
Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе.