Галина Агапова
Паспорт мини-музея «И оживают куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экскурсии
Паспорт мини-музея «И оживают куклы»
Профиль музея: познавательный.
Продолжительность: краткосрочный проект
Расположение: музыкальный зал ДОУ
Цель: формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.
Задачи музейной педагогики
Ознакомление детей с разными видами кукольного театра.
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду.
Темочки:
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Темочки
Кукла сама по себе оченьблизкадетскому восприятию. Использование кукольного театра в образовательном процессе позволяет решать следующие задачи:
усвоение и закрепление детьми учебного материала;
появление устойчивого интереса к художественной литературе, книге; музыке
формирование коммуникативных навыков;
развитие речи и мелкой моторики,творческих способностей; расширение активного словаря;
воспитание эстетического вкуса. Обогащение предметно-развивающей среды;
Формирование познавательных способностей и познавательной деятельности;
Воспитание культуры поведения.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
• поисковая;
• экспозиционная;
• познавательная.
Оформление мини-музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где располагаются доступные для детей экспонаты. Также представлены: литература о театре, подборки фотографий с театрами города Саратова.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
• Систематическое пополнение фонда музея с привлечением сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников.
• Составление перспективных и календарных планов работы музея.
• Создание и обновление экспозиции, стационарные и передвижные выставки.
• Досуги, развлечения, театрализованные постановки с использованием кукол и различных видов театра.
• Экскурсии, проводимые детьми подготовительной к школе группы.
• На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
• Выставки работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду.
• Занятия с использованием технологии «Сказкотерапия» : различные импровизации, этюды с куклами с целью преодоления эмоциональных трудностей у дошкольников.
• Выход с детьми и родителями в театры г. Саратова на экскурсии и спектакли.
• Совместная деятельность с артистами театра «Аленький цветочек»; «Арлекин»
Экспонаты мини- музея.
Весь кукольный театр в детском саду можно разделить на несколько его видов. Они, в свою очередь, включают в себя великое множество разновидностей, которые я представлю вашему вниманию, на примере мини- музея «И оживают куклы».
Настольный театр.
Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Настольный театр в детском саду может быть:
1. Плоскостной;
2. Вязаной игрушки;
3. Конусный;
4. С использованием природного и бросового материала.
Верховой театр. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:
1. Театральные игрушки «Би-ба-бо»;
2. Театральные игрушки – ложковые;
«Наручный» театр.
К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду: пальчиковый и перчаточный.
Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:
1. Театр на фланелеграфе.
2. Магнитный.
Куклы – марионетки
Куклы на гапите
Куклы на ложках
Куклы с живой рукой
Декорации и реквизит
Ширма
Книги о кукольном театре.
Конспект экскурсии в мини- музей «И оживают куклы»
Цель. Познакомить детей с театральными терминами: зрители, актёры, аплодисменты, зрительный зал; с театральными куклами : марионетками, тростевыми. Обогащать знания детей о способах кукловождения театральных кукол. Воспитывать культуру поведения в музее.
Оборудование. Экспозиция театральных кукол различных систем.
Ход занятия – экскурсии
Занятие начинается в группе.
Воспитатель. Сегодня в детский сад почтальон принёс необычное приглашение. Я вам его прочитаю: «Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в Музей театральной куклы. Петрушка». Принимаем приглашение?
Дети. Да!
Воспитатель. А вы помните правила поведения в музее? Давайте их назовём.
Дети вспоминают правила поведения в музее.
У входа в музей детей встречает Петрушка (кукла)
Петрушка. Здравствуйте, ребята! Я рад, что вы приняли моё приглашение, потому что мне очень хочется познакомить вас с моими друзьями, куклами. Только не шумите, они очень боятся шума и крика, от них они могут заболеть. Договорились? Тогда проходите!
Петрушка.
Открывается дверь в наш музей!Заходи, посмотри поскорей,
Сколько разных здесь кукол живут,
В гости вас уж давно они ждут!
Музыкальный руководитель.
Спасибо, Петрушка, что ты позвал ребят, я их познакомлю с твоими друзьями.
Ребята, с некоторыми куклами мы с вами уже встречались. Когда вы были маленькими, вы играли вот с этими куклами. Кто помнит, как они называются? (Ответ детей). Да, это конусные куклы. А почему они так называются? (Ответы детей). Да, сделаны эти куклы из конусов, вот таких (показывает). А сверху прикрепляется головка куклы (показывает). И получается конусная кукла. Двигается кукла при помощи вот такой проволочки, прикреплённой сзади (показывает). Показывать сказки с этими куклами можно на столе, поэтому они и называются настольными. Мы показывали с вами сказки… Персонажей каких сказок вы здесь видите? ( Ответы детей: «Теремок», «Колобок», «Репка»). Таких кукол можно изготовить самим и показывать сказку своим младшим братишкам и сестрёнкам.
А теперь посмотрим вот сюда. Здесь живут другие куклы. Вы познакомились с ними, когда немного подросли. Посмотрите, сколько их! И у всех есть (показывает палочку…Что это? (ответы детей). По-другому палочка называется гапит. Поэтому и куклы называются…помогайте мне! Да, куклы на гапите.
А вот этот театр ложек вам знаком. У ложки есть ручка, она похожа на палочку, за неё можно держать куклу. Поэтому из этих деревянных ложек я сделала кукол. Посмотрите, какие они получились забавные.
А здесь расположились куклы-марионетки. Посмотрите, у них к ручкам и ножкам привязаны ниточки, совсем как в песне.
Звучит первый куплет и припев песни на музыку В. Шаинского «Кукла».
Вот по такой ниточке не хотела ходить кукла, она хотела двигаться сама, как живая. Куклы-марионетки более подвижные, чем куклы на гапите : у них могут двигаться и руки, и ноги, посмотрите (показывает).
А это куклы с живой рукой. Вот они. Почему мы их так называем? (Ответы детей). Да, наши руки помогают рукам куклы стать «живыми».
Дети инсценируют фрагмент сказки
Музыкальный руководитель.
Ребята, скажите, кем были Ирина и Марина? (Ответы детей). Да, они были артистами-кукловодами. А мы с вами были…зрителями. Да, в театре обязательно есть артисты – они выступают на сцене, — и зрители, которые сидят в зале и смотрят спектакль.
Дети, а вы обратили внимание на кукол, к рукам которых прикреплены не ниточки, а тоненькие палочки – трости? Да, вот эти куклы. Они относятся к верховым куклам, как и куклы на гапите, но у них можно двигать и руки, и голову, посмотрите. Такие куклы называются тростевыми. Она как живая.
Петрушка.
Внимание! Внимание! В театре всё готово!Билеты покупаются за вежливое слово!
Музыкальный руководитель.
Ребята, Петрушка приглашает вас на кукольное представление в театр. Но сначала нужно купить билеты. Вместо денег – вежливое слово.
Петрушка.
Вежливое слово называйте, билетики разбирайте!
Проходите, не стесняйтесь! В зрительном зале располагайтесь!
Дети «покупают» билеты и проходят в зрительный зал.
Петрушка.
Желаю приятного просмотра!
Музыкальный руководитель.
К нам пришли дети подготовительной группы. Они хотят показать вам кукольный спектакль. Встречайте артистов (аплодисменты). А вы сегодня – зрители. Внимательно смотрите спектакль, не шумите, если понравится, поблагодарите артистов аплодисментами.
Дети подготовительной к школе группы показывают сказку. Музыкальный руководитель представляет артистов – кукловодов, благодарит детей за интересный спектакль (артисты уходят).
Музыкальный руководитель.
Вот и закончилась наша экскурсия. Куклы в нашем Музее всегда ждут вас в гости. И «оживают», когда вы к ним приходите. До новых встреч!