Галина Лобакина
Пассивное слушание музыки: плюсы и минусы
▼ Скачать + Заказать документы
Пассивное слушание музыки: плюсы и минусы
Ни для кого из вас, уважаемые коллеги, не секрет, что некоторые из произведений, запланированных в разделе «Слушание музыки», зачастую так и не успевают прозвучать на музыкальных занятиях. Мне, как воспитателю подготовительной к школе группы причины понятны: в периоды, когда происходит подготовка к праздникам, а большая часть времени на занятиях отдается репетициям, на слушание музыки практически не остается времени.
Публикация «Пассивное слушание музыки: плюсы и минусы» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Проблема очевидна, ведь полноценное развитие дошкольников подразумевает применение всех без исключения разделов музыкального воспитания. Работая в тандеме с музыкальным руководителем, мы попытались найти решение, используя так называемый «метод пассивного слушания музыки».
Пассивное слушание предполагает включение в повседневную жизнь воспитанников в группе звучания музыкальных произведений из разделов «слушание» и «пение». Репертуар подбирает музыкальный руководитель в соответствии со своим планом. Это и программные пьесы, и классическая музыка, и песни, соответствующие по содержанию и сложности исполнения возрасту ребят. Музыка записывается на диск или флеш-накопитель блоками, рассчитанными примерно на месяц-два. В течение этого времени я периодически включаю на проигрывателе в группе одно или несколько музыкальных произведений.
Происходит это в утренние, вечерние часы, когда дети свободны от непосредственной образовательной деятельности и играют самостоятельно. При этом я никак не комментирую звучащую музыку, одновременно наблюдая за реакцией воспитанников: одни, заигравшись, не обращают внимания на негромкое звучание, другие прислушиваются, заинтересовавшись мелодией или словами. Если возникают вопросы, отвечаю на них – сообщаю название и автора музыкального произведения, делюсь своими впечатлениями по поводу услышанного и прошу высказать свое мнение. Но чаще музыка звучит как фоновое сопровождение игр и свободной деятельности. Исключение составляют песни. Дети с удовольствием прослушивают их и просят включить повторно, чтобы подпевать, особенно, если песня им нравится.
Метод пассивного слушания я стараюсь использовать ежедневно, поскольку понимаю, что главными его преимуществами являются:
- накопление и обогащение опыта музыкальных впечатлений дошкольников (большинство из них испытывают радостные эмоции, когда во время музыкального занятия слышат и узнают произведение, знакомое на слух, с большим удовольствием участвуют в беседе о музыке);
- развитие слуховой памяти и слухового внимания (пассивное слушание разнообразных по характеру, способу исполнения, жанру музыкальных произведений способствует совершенствованию умения различать большее количество пьес и песен, выделять характеризующие их выразительные средства);
- повышение уровня общей и музыкальной культуры детей (дошкольники с гордостью демонстрируют окружающим – родителям, друзьям, знакомым – знание названия и особенностей той или иной музыкальной пьесы).
Вместе с тем пассивное прослушивание музыки имеет и существенный недостаток: оно не подразумевает углубленного ознакомления с произведениями для слушания (не каждый раз дети интересуются авторством и названием, не всегда завязывается беседа о характере, содержании и выразительных средствах музыки).
Кроме того, не всегда имеется возможность найти качественную аудиозапись конкретной пьесы в Интернете, из-за чего некоторые запланированные ранее произведения приходится исключать, заменяя их имеющимися в свободном доступе.
Естественно, группа должна быть оснащена хорошим проигрывателем для прослушивания музыки с дисков и флеш-накопителей, ведь правильное восприятие напрямую зависит от качества звука.
Мы совместно с музыкальным руководителем применяем метод пассивного слушания уже второй год. И это позволяет сделать определенные выводы, касающиеся развития воспитанников. Так, ребята познакомились с большим количеством музыкальных произведений. Их опыт слушания соответствует возрасту и даже несколько превышает его, что благотворно влияет на развитие и совершенствование памяти, внимания. Дошкольники испытывают удовольствие от прослушивания классической музыки, незаметно для себя повышая уровень культурного развития.
Уверена, что пассивное слушание является эффективным дополнением к методам музыкального развития воспитанников ДОУ, поэтому планирую использовать его и в дальнейшем.