Наташа Кениг
Партнерство учителя-логопеда и воспитателя в группе комбинированной направленности
▼ Скачать
Партнерство учителя-логопеда и воспитателя в группе комбинированной направленности
Правильная речь – одно из главных условие цельного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребенку высказывать свои мысли, познавать окружающий мир, полноценнее становятся отношения со взрослыми и сверстниками. Поэтому очень важно вовремя обращать внимание на формирование речи ребенка.
В нашем детском саду функционируют две группы комбинированной направленности. В одной дети с фонетико-фонематическими нарушениями разной тяжести, а в другой – дети с общим недоразвитием речи разного уровня.
Публикация «Партнерство учителя-логопеда и воспитателя в группе комбинированной направленности» размещена в разделах
План коррекционной работы в этих группах определяется специальной федеральной (адаптированной) программой и программой детского сада с учетом индивидуальных особенностей детей - структуры речевого нарушения, возраста и уровня психофизического развития).
Ведущим является учитель-логопед, от которого зависит вся коррекционно-образовательная работа. Но и без активной и постоянной помощи воспитателя группы ему не обойтись.
Работа воспитателя комбинированной группы можно разделить на два направления – это коррекционно-воспитательное и образовательное. Воспитатель помогает логопеду в исправлении недостатков речевого развития и процессов тесно связанных с ним и, кроме того решает образовательные задачи, предусмотренных ФОП детского сада. Но, нужно помнить, что из двух направлений в таких группах коррекционное развитие является первостепенным.
Работа в группе по коррекции речевых нарушений проводится только под руководством логопеда. К коррекционным задачам, которые решает воспитатель, можно отнести следующие:
- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;
- систематический контроль над поставленными звуками;
- контроль грамматики речи ребенка;
- максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов;
- закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях по заданию логопеда;
- развитие связной речи на всем периоде пребывания ребенка в детском саду.
В наших группах оборудованы специальные логопедические зоны, где для работы воспитателя находится специально подобранный материал. Это различные папки-задания по лексическим темам, различные пособия для автоматизации поставленных звуков, игры для развития мелкой моторики, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, физкультминутки, комплексы массажей.
Очень активно в своей работе мы используем здоровьесберегающие технологии:
- Кинезиологические упражнения А. Л. Сиротюк,сенсорно-координаторные тренажоры В. Ф. Базарного, комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения, биоэнергопластику, алфавит телодвижений С. И. Веневцева, дыхательную гимнастику,элементы ароматерапии, мимическую гимнастику, Су-джок терапию,ниткографию, Ипликатор Кузнецова, массаж и самомассаж, релаксацию, вкусную артикуляционную гимнастику, нейропсихологические технологии.
У нас в ДОУ разработан план взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя в группах от 3 до 6 лет согласно специфике нарушения у ребенка (ЗПР, ОНР, ФФН). Постоянно логопед с воспитателями проводит различные консультации, круглые столы, совместно для родителей выпускаются брошюры на актуальные проблемы, проходят выставки наглядного материала.
Приведем ниже примерный план совместной работы на год
месяц неделя логопед воспитатель
Средняя группа
сентябрь 3 Части тела.
Знакомства с органами артикуляционного аппарата.
Активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков. Составление простого предложения. Д/и «Что у тебя, а что у куклы?» Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Цели: усвоение названий основных частей тела, их функции, умение различать правую и левую руку и ногу, развитие связное речи, мелкой моторики пальцев рук.
4 Огород.
Овощи.
Обогащение предметного словаря, словаря признаков. Совершенствование грамматического строя речи (им. п. ед. и мн. ч. сущ.).
Дальнейшее освоение сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски»
Д/и «Чудесный мешочек». Составление рассказа «В огороде» по опорным предметным картинкам
Цели: усвоение названий основных овощей; их цвет, форму, развитие связной речи, мелкой моторики рук, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Старшая группа
сентябрь 3 Части тела. Звук У.
Цели: знакомство, называние и употребление в речи слов по теме; развивать общее внимание и понимание в речи; формировать понятия о действии и предмете; выделять гласный звук из ряда других звуков. Речевая игра «Части тела»;
д/и «Назови, чего у человека по два, две»,
с/р игра «Поликлиника».
Ответы на вопросы в ходе рассматривания и сравнения куклы и ребенка.
Цели: закрепить и активизировать в речи словарь по теме; развивать диалогическую речь; развивать общие речевые навыки.
4 Огород. Овощи.
Звук А.
Цели: расширить, уточнить и активизировать словарь по теме; учить выделять ударный гласный из начала слова; упражнять в образовании и практическом употреблении сущ. с умен. -ласкат. суффиксами. Речевая игра «Что делать?»,
д/и «Съедобное–несъедобное», «Узнай по описанию»,
с/р игра «Овощехранилище».
Рассматривание картины и беседа по ней.
Цели: уточнить и активизировать словарь по теме; развивать диалогическую речь; развивать тонкую и общую моторику.
Подготовительная группа
сентябрь 3 Д/и «Эхо», «Чья одежда?», «Большой–маленький», «Назови признак», «Кто что носит?», «4 лишний», «Один–много», «Сначала–потом», «Что из чего–какое?», «Подбери предмет к признаку», «Одень по сезону», «Устроим выставку вещей», «Одень меня». Д/и «Узнай по описанию», «Я умею одеваться сам», «Учимся шить», «Одень Машу и Машеньку», «Закончи предложение», «Магазин», «Какой, какая, какое?», «4 лишний», пальчиковая гимнастика «Ботинки».
Рассказывание по серии сюжетных картин (в форме пересказа) «Про девочку Машу и куклу Наташу»
4 Д/и «Чудесный мешочек», «Отгадай по описанию», «Определи на вкус», «4 лишний», «Один–много», «Скажи ласково», «Какой сок в стакане?», «Что сделаешь с фруктом?», «Сколько фруктов» Д/и «Что изменилось?», «Назови ласково», «Сосчитай», «Определи на вкус», «Повар и овощи», «Что где растет?», «Какой салат?», «Посадки на грядке»,
Биоэнергопластика «Хозяйка».
Составление описательного рассказа о фруктах по картинно-графическому плану.
Выбор форм взаимодействия обуславливается:
- возрастными, речевыми особенностями детей;
- этапом коррекционной работы учителя-логопеда;
- годовыми задачами ДОУ;
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что основная задача партнерства учителя-логопеда и воспитателя - это создание оптимальных условий, способствующих полному раскрытию потенциальных речевых возможностей каждого ребёнка-дошкольника.
Процесс «перевоспитания» речи очень трудоемкий и долгий. В современном обществе основная масса родителей занята не воспитанием и заниманием своих детей, а зарабатыванием денег и «сидением» в соцсетях. Поэтому очень большая нагрузка и ответственность лежит на воспитателях и учителях-логопедах.
Литература
1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М. Эксмо 2011.
2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под ред. Чиркиной Г. В. М. просвещение 2011.
3. Сборник примерных документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ Автор-составитель: Йощенко В. О., старший преподаватель кафедры развития ребенка младшего возраста ККИДППО
4. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М. : «ТЦ Сфера», 2003.