Алекс Неудачин
Партнерство ДОУ и семьи как условие социализации детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание – есть процесс социальный в самом
широком смысле. Воспитывает всё : люди, вещи,
явления, но прежде всего и больше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.»
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости
ребёнок растёт, развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его
Публикация «Партнерство ДОУ и семьи как условие социализации детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
взрослым. На определённом отрезке «дороги дошкольного детства» ребёнок поступает в д/с. Это событие влечёт за собой значительные изменения в его жизни. Теперь его окружают новые люди: взрослые и дети, которых он раньше не знал и они иные в отли-
чии от его семьи. Но малышу не страшно, потому что рядом с ним его родители. Крепко
держа их за руки, он доверчиво протягивает свою маленькую ладошку воспитателю.
С этого момента идти малышу по дороге своего детства становится и легче, и труднее.
Легче, если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в д/с и дома.
Труднее идти по дороге дошкольного детства потому, что именно в д/саду возникают первые сложности, связанные с развитием ребёнка, его поведением. И если воспитатель не обратит на это внимание, а родители отмахнутся от них и не примут участие в их разрешении, то в школе их ждут неприятные последствия…
Родители и воспитатели - партнёры в воспитании и развитии ребёнка. Если родители не будут поддерживать действия воспитателей или будут противоречить им, то многие усилия педагогов окажутся напрасными. Важно, чтобы родители были в курсе всего воспитательно – образовательного процесса, сопереживали малышу и помогали бы ему
добиться нужного результата. Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в
жизни д/с, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества. В будущем
при поступлении ребёнка в школу, общение с учителем не вызовет у них затруднений,
родители будут готовы к диалогу, смогут отстоять свою точку зрения и интересы ребёнка,
защитить его. Большинство воспитателей считают работу с семьёй самой сложной в своей
педагогической деятельности. Оценивая современных родителей, их можно разделить
на три категории: равнодушные (стремящиеся быстро передать ребёнка воспитателю
утром и так же быстро забрать вечером, конфликтные (постоянно находящие повод для
выяснения отношений, предъявляя претензии) и открытые для взаимодействия.
Работая в группе с детьми ОВЗ, мы видим, что родители, приводя своих детей в нашу
группу, порой не видят и не слышат недостатки речи и поведения ребёнка, не придают
значения, полагая, что всё это с возрастом «исчезнет» само собой (это относится к равнодушным родителям). Конфликтные же родители, наоборот, постоянно требуют,
чтобы процесс развития двигался быстрее, мы, оказывается, должны день и ночь прово-
дить коррекцию, и не в свободной позиции, а именно в форме сидячих занятий. Такие
родители, как бы не доверяя нам, основным воспитателям, начинают искать дефекто-
логов, логопедов, психологов в городских учреждениях, в соседних городах: эти специа-
листы назначают (платно) занятия на время дневного сна или в 19.30., когда ребёнок
просто не способен воспринимать информацию, выдавать мыслительную деятельность
и при этом нам в укор ставят, что их дети что- то получили (за 1-2 занятия в месяц, не
учитывая, что в группе работа идёт по плану, последовательно, не прыгая с одной темы на другую, систематически и. т. д.
Основы взаимодействия с родителями закладываются уже на первом организационном
собрании, которое проводится в начале учебного года. На этом собрании обозначаются
цели и задачи работы, родителей знакомим с системой занятий, узнают о консультациях,
на которых смогут получить ответы на все интересующие их вопросы. Так родители начинают осознавать значимость своей помощи. Кроме того, на первом собрании побли-
же знакомятся друг с другом (представившись подробнее, такое знакомство создаёт доброжелательный, спокойный микроклимат в группе. В заключение первой встречи
даём домашнее задание «Родительское сочинение», поясняя, что сочинение позволит
воспитателю ближе узнать ребёнка, найти индивидуальный подход к нему, учесть в работе индивидуальные особенности и интересы.
Один из методов работы с родителями – это «Книга отзывов». С помощью этой книги
изучаем стремление родителей к знаниям. Предлагая консультации на ту или иную тему,
мы помогаем родителям повысить психолого – педагогическую культуру.
Несколько лет назад в нашей группе был использован метод почтового ящика для за-
мечаний, предложений. Это способ передачи информации, желающие сообщить какое-
либо замечание или задать вопрос анонимно. Этот способ неприятен, для меня, например, желательно общение с родителями прямо «глаза в глаза».
Работая над вопросом партнёрства ДОУ и семьи в нашей группе широко использует-
ся вспомогательные «средства» - специальный логопедический уголок, информацион-
ный стенд, тематические выставки книг. Эта информация размещается в раздевальной комнате. Родителям удобно знакомиться с материалом, ожидая своих малышей, пока
те одеваются.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным,
востребованным, полезным. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а
также более доверительные отношения между родителями и детьми. Участвуя в различных творческих конкурсах, выставках, родители могут проявить фантазию, вооб-
ражение, они становятся более открытыми для общения, педагогу проще налаживать
с ними контакты.
Если говорим о партнёрстве ДОУ и семьи, то необходимо выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия становятся равноправными, равноценными, автономными
партнёрами.
Наша задача помочь родителям не стесняться своего ребёнка, воспринимать таким, ка-
кой есть, помочь ребёнку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятель-
ность и эмоционально – волевую сферу. Только совместные и терпеливые усилия всех
участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопо-
мощи, могут дать положительные результаты. Пусть заметные не сразу, а через длительный срок. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию
не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителям.