Елена Цеге
Партнерское взаимодействие с родителями детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач
▼ Скачать +Заказ
Консультация для педагогов «Партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, методы и средства для их психолого-педагогического просвещения»
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность. (С. В. Глебова)
Методы и средства для родительского психолого-педагогического просвещения:
Публикация «Партнерское взаимодействие с родителями детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач» размещена в разделах
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - предполагает взаимное воздействие, активность участников и обязательное прохождение этапов, на которых обеспечивается смена позиций и ролей участников общего процесса.
Социальное партнерство - деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов - определяет логику построения партнерских взаимоотношений ДОУ и семьи как равноактивного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребенка.
Вовлеченность родителей в образовательный процесс.
С приходом детей в дошкольное учреждение родителям и детскому саду предстоит сотрудничать до тех пор, пока ребёнок не пойдёт в школу. В чём же состоит сотрудничество семьи и детского сада? Своевременно сообщать нужную информацию о ребёнке (болезнь, травма и т. д., участие в акциях, конкурсах, форумах. В общем, привлечение семьи к общественной жизни детского сада и поселка (участие в поселковых мероприятиях). Участие в таких мероприятиях укрепляет семью, повышает взаимопонимание между родителями и ребёнком и между ДОУ и родителями.
Залог успешного развития ребёнка невозможен без включения родителей в единый, совместный педагогический процесс воспитания ребенка.
Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Основными задачами партнёрского взаимодействия между родителями и педагога являются :
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
-объединить усилия семьи и образовательной организации для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагога, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
-активизировать и обогатить воспитательные умения родителей (законных представителей) :
-сформировать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях;
-сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным.
При психолого-педагогическом и правовом просвещение родителей можно использовать такие формы:
Информационные: устные журналы; рекламные буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации; информационные корзины; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого- педагогическая пропаганда и др.
Организационные: родительские собрания, родительский клуб, анкетирование, создание общественных родительских организаций; педсоветы с участием родителей и др.
Просветительские родительские гостиные; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и другое.
В работе используются принципы взаимодействия с семьями воспитанников:
• принцип психологической комфортности;
• принцип деятельности;
• принцип целостности;
• принцип минимакса;
• принцип вариативности;
• принцип непрерывности;
• принцип творчества.
В планировании содержания работы с родителями важную роль играет приоритетное направление работы ДОУ.
Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективнее использовать формы, на которых знания преподносятся в процессе партнёрского взаимодействия педагога и родителей.
Тесное взаимодействие с семьей показывает, что главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющие его самооценку. Другая важная особенность семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом.
Об эффективности сотрудничества можно судить по таким критериям как:
- положительная установка сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личностной заинтересованностью;
- степень проявления интереса к активному включению в планирование воспитательно-образовательного процесса;
- сформированность представлений о сфере педагогической деятельности, т. е. наличие представлений о педагогической деятельности в целом, специфике работы с детьми в дошкольном учреждении, моей деятельности, возможных результатах деятельности детей;
- владения необходимыми умениями и навыками воспитания и обучения детей.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
За воспитание и образование детей несут ответственность именно родители; все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их деятельность.
Инициатором изменения социальных контактов с семьей является образовательное учреждение, которое гарантирует профессиональный уровень, разъяснения и поддержку.
Главное в контексте «семья - образовательное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье