Наталья Дорошкевич
Партнерские отношения дошкольников в совместной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Каждый человек – остров внутри себя,
и он может построить мост к другому,
если ему позволят быть самим собой.
(Р. Роджерс)
Партнер – всегда равноправный участник и связан с другими взаимным уважением. Партнерские отношения в среде дошкольников основаны на взаимопонимании и сотрудничестве, способствуют развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению свободно проявлять себя.
Поскольку взрослый, будучи для ребенка априори более авторитетным лицом, не может выступать как равный ему, следует особо подчеркнуть незаменимость общения его со сверстниками.
Публикация «Партнерские отношения дошкольников в совместной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Именно в процессе взаимодействия с равными дошкольники обретают такие качества, как добросердечность, взаимное доверие, стремление к совместной работе, способность дружить, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты.
Поэтому в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской партнерской деятельности,умение ребенка устанавливать партнерские отношения со сверстниками порождают его успешность в познавательной деятельности, и, следовательно, способствуют его адаптации к школе.
2слайд
Преимущества партнерских взаимоотношений в деятельности дошкольников :
1. Партнерская деятельность детей способствует выработке у них тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. Наиболее пригодными к деловому общению оказываются, по исследованиям психологов, более дружелюбные и менее агрессивные; желающие быть общественно полезными; легко признающие вклад других, осознающие неизбежность различий между людьми и не стремящиеся подогнать оценку других под свои собственные нормы и каноны.
2. В результате партнерской деятельности происходит резкое повышение интереса к познанию; потребность детей в эмоциональном контакте улучшает результативность учебного процесса.
По мере овладения навыками самоорганизации совместной работы дети переходят к качественно новым отношениям со сверстниками — к партнёрским отношениям. Для детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада партнёрские отношения наиболее эффективны в деятельности групп и малых групп
3 слайд
Преимущества партнерских взаимоотношений в деятельности дошкольников :
1. Партнерская деятельность детей способствует выработке у них тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. Наиболее пригодными к деловому общению оказываются, по исследованиям психологов, более дружелюбные и менее агрессивные; желающие быть общественно полезными; легко признающие вклад других, осознающие неизбежность различий между людьми и не стремящиеся подогнать оценку других под свои собственные нормы и каноны.
2. В результате партнерской деятельности происходит резкое повышение интереса к познанию; потребность детей в эмоциональном контакте улучшает результативность учебного процесса.
По мере овладения навыками самоорганизации совместной работы дети переходят к качественно новым отношениям со сверстниками — к партнёрским отношениям. Для детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада партнёрские отношения наиболее эффективны в деятельности групп и малых групп
4слайд
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется
доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит
эффект добровольного обучения, тренировки и научения” В. М. Букатов
Целесообразно деление детей на группы. В начале формирования партнерских отношений - это пары, а затем – группы.
- Задание даётся группе, а не отдельному ученику,
- чётное количество участников обуславливается тем, что совместная деятельность может проходить в форме соревнования двух команд,
- дети определяет роли самостоятельно, справедливо (используя считалку)
Правила партнерского общения дошкольников в группах и парах :
- старайся быть активным в общем деле (игре);
- говори по очереди, не перебивай друга, слушай внимательно партнера по общению, переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял,
- отмечай, прежде всего, положительное,
- уважай чужие ошибки, вежливо объясни свое мнение,
- при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай
эту помощь сам,
- результатом работы пары (группы) является ваше общее
мнение;
- помни, вместе вы можете сделать гораздо больше,
чем каждый по отдельности.
5слайд
В паре
формируется культура дискуссии, умение выслушивать сверстника, говорить по существу, уважать право партнера на собственное мнение, на то, чтобы быть услышанным и понятым.
6слайд
Партнерское взаимодействие в изобразительном творчестве
заключается в
- выборе партнера для совместной работы,
- умении договариваться об общем фоне, рисунке, цветовой гамме и композиционном построении,
- в общении и совместных действиях, направленных на достижение общего результата, не мешая друг другу, а также в поисках компромиссных решений в случаях творческих разногласий
7слайд
Устное народное творчество и народные игры –
эффективное средство формирования партнёрских взаимоотношений дошкольников.
Инсценировки и драматизации, толкование загадок, рассуждения над пословицами, разнообразная работа со сказкой, иллюстрацией, подвижные народные игры – благодатная почва для равноправной деятельности детей. В группах, парах реализуются возможности:
- совершенствовать умение строить понятные для партнёра высказывания, отстаивая собственное мнение и позицию, договариваясь и приходя к общему решению в совместной деятельности, - владеть диалогической формой речи,
- совершенствовать умение строить монологическое высказывание,
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
7слайд
«В игре детей есть часто смысл глубокий»
И. Ф. Шиллер
Дошкольники практически всегда имеют общество сверстников-партнеров по игре.
Основная коммуникативная функция игры: введение ребенка в реальный контекст человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, она выводит партнёров на подлинное сотрудничество.
Народные игры с использованием загадок, считалок дают возможность старшим дошкольникам через игру научиться, договариваться в игре, развивают способность слушать друг друга, помогать другому, подчиняться правилам, общаться на равных.
8слайд
Эффективность партнерской деятельности дошкольников :
- Дети свободно и комфортно чувствуют себя в небольшом коллективе.
- Сплоченность группы детей возрастает с изменением характера взаимоотношений между детьми :
- исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
- дети начинают понимать и относиться друг к другу с большим уважением;
- растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.
- Дети, с большим уважением и менее потребительски обращаются к труду воспитателя.
- Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
- Воспитатель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к детям; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении коллектива на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность;
- возрастает объем усваиваемого материала, и глубина его понимания.
- На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени,
чем при фронтальном обучении.
9слайд
Сформированные партнерские отношения в совместной деятельности дошкольников могут дать следующие результаты:
- совершенствуются и расширяются игровые умения детей,
- развивается самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность
- появляется умение налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности : договариваться, мириться, убеждать, действовать - формируются партнерские отношения.
- создаются условия для творческого самовыражения,
- создается благоприятная среда для социально-личностного развития.