Валерия Попова
Программа по экологическому воспитанию дошкольников «Юные экологи»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим миром, рассчитаны непосредственно на повседневную работу воспитателя в детском саду. Эти программы ориентируют его на описание конкретных объектов, не рассматривая их во взаимосвязи с живой и не живой природой.
Публикация «Программа по экологическому воспитанию дошкольников „Юные экологи“» размещена в разделах
Данная рабочая программа «Юные экологи» направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи с окружающим миром, рассчитана на детей от 3 до 7 лет.
Рабочая программа составлена на основе программы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы», ФГОС а также использовались технологии программы экологического образования дошкольников «Добро пожаловать в экологию» под редакцией О. А. Воронкевич.
Какие изменения вносятся в традиционное содержание работы по ознакомлению с природой? Прежде всего, детям нужно дать на всех возрастных ступенях экологические знания о мире не глобальной природы, а той, которая его окружает рядом, «близко» к дошкольнику, которую он может наблюдать изо дня в день, может потрогать и пощупать. К концу дошкольного возраста у ребенка должна сформироваться система этих знаний.
Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Дошкольнику легче установить сходства, чем различия. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как я и т. д.). Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания.
На примере конкретных растений и животных, опять же тех, которые ребенок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды.
У дошкольников должно сложиться обобщенное представление о приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной среды обитания (рыбы, земноводные, некоторые насекомые и звери приспособлены к жизни в водной среде; насекомые – в наземно-воздушной; многие животные ведут наземный образ жизни).
О лесе, парке, луге, водоеме, болоте и т. д. нужно дать знания как об экосистеме – сообществе, образованным живыми организмами и средой их обитания. В процессе знакомства с любой экосистемой дошкольники получают знания о цепях питания, когда одни живые существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие. Это поможет им осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ.
У детей должны быть знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.
Осознанно-правильное отношение детей к природе проявляется в том, что они уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.
Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять эти трудовые операции.
В связи с этим не менее половины учебного времени отводится на контакты детей с окружающей природной средой, практическую деятельность, опытническую и творческую работу.
Выполнение различных заданий доказывает, что отношение старших дошкольников к природе (в суждениях) положительное. Они хотят бережно относиться к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа. Долг взрослых закрепить это желание, сделать его осознанным.
Учитывая психологические особенности младшего дошкольного возраста и то, что дети только начали посещать детский сад, основным содержанием первого года обучения должны быть наблюдения и практические действия с объектами природы совместно с педагогом. О чем должен помнить педагог? Программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет.
В основу программы положены принципы :
современность;
научность;
доступность;
ступенчатость;
систематичность;
последовательность;
наглядность.
Программа состоит в том, что образовательный процесс здесь построен на комплексно – тематическом принципе. Решение поставленных задач предлагается в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. В программе разработаны темы для каждой возрастной группы на каждый месяц года. Дополнительно к этому написаны темы совместной деятельности во второй половине дня, которые дополняют, углубляют работу с детьми по основной теме НОД (они написаны в одном столбце с темой НОД). Также даны игры, опыты (в правом столбце программы) на месяц, которые соответствуют теме НОД данного месяца. Их можно проводить на прогулке, в утренние часы и в другие режимные моменты. Во второй младшей группе планируется по 1 НОД в месяц, а в старшей и подготовительной группе по 2 НОД в месяц по природному миру. Совместная деятельность по экологии планируется 1 раз в неделю в каждой группе, то есть 4 темы в месяц. То есть, в младшей и средней группе воспитатель и дети целый месяц работают по одной теме в разнообразных видах деятельности. В старшей и подготовительной группе одна тема рассчитана на 2 недели, которая реализуется как в совместной деятельности воспитателя и детей, так и в самостоятельной деятельности детей. Для получения более высоких результатов в работе по данной программе поддерживается непрерывная связь с педагогами детского сада и родителями в нетрадиционных формах общения. Это и различные КВН, викторины, деловые игры, викторины, круглые столы, праздники, дни открытых дверей с целью привлечь внимание родителей к актуальным проблемам экологического воспитания.