Елена Тараканова
Программа по экологическому воспитанию для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Публикация «Программа по экологическому воспитанию для родителей» размещена в разделах
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Пояснительная записка
Проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — деятельность человека в природе, зачастую безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведет к нарушению экологического равновесия.
Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
Концепция программы.
Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения - его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. В итоге: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления - это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Каждый из тех, кто принес вред природе, когда - то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.
Актуальность программы :
В наши дни, когда мы находимся на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности, которые требуют немедленного переосмысления. Именно поэтому одним из актуальных вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности родителей и детей.
Новизна:
Программа интегрирует работу воспитателя и родителей. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Практическая значимость:
Данная программа может быть использован в работе любого дошкольного учреждения, желающего повысить уровень экологических знаний детей совместно с родителями.
Цели программы :
Формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде.
Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии в семье. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Основные задачи:
1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию :
Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т. д.
Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
Ожидаемые результаты:
- Посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
- Непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
- Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
Дата Название мероприятия
СЕНТЯБРЬ *«Дары Осени» изготовление поделок из природного материала.
* «Осенние краски». Конкурс рисунков, с изображением осеннего пейзажа.
*
Родительское собрание целью привлечения их к совместной деятельности.
* Беседа с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу».
Воспитатели
ОКТЯБРЬ
* Создание семейного архива - «Отдыхаем, не вредя!» Семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче.
*«Синичкин календарь» изготовление кормушек для зимующих птиц. Установка их в парках и аллеях города Саранска.
* Создание совместно с родителями рекламных листовок для мусорных урн типа: «Сделаем город чистым!» «Каждой бумажке своё место!» и т. п.
* Создание буклетов для родителей : «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе отходы (бумага, металлические изделия для переработки.)
Воспитатели
НОЯБРЬ * Создание ширмы-передвижки для детей «Вода-источник жизни».
* Конкурс рисунков о бережливом отношение к воде : «Капля воды- это море»
* Конкурс для родителей и детей на лучшую листовку на тему «Берегите - воду».
Воспитатели
ДЕКАБРЬ *Конкурс для родителей «Экологическая игра» для детей.
* «Фабрика Деда Мороза» с использованием природного и бросового материала.
* «Чистые дорожки» привлечение родителей к расчистке веранд, дорожек от снега. «Трудотерапия» Воспитатели
ЯНВАРЬ *«Катание на лошадях». Семейные экскурсии в Мордовский национальный парк в пос. Смольный, Ичалковкого района. Посещение фермы по разведению лошадей.
* «Лыжные прогулки» .Проведение совместных прогулок на свежем воздухе. Воспитатели
ФЕВРАЛЬ *Создание проектов «Лучший двор города»*
*Творческий конкурс –«Экологическая сказка», иллюстрированная рисунками детей.
* «Огород на окне» посадка рассады.
Воспитатели
МАРТ *Конкурс на лучший скворечник «Прилетайте к нам грачи, долгожданные скворцы», установка их в парках и аллеях города Саранска
*Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?»
*Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый город!
*Аудио - и видеотека со звуками, и жизнью обитателей леса, экологическими проблемами (наводнение, пожары в лесах, задымление).
Воспитатели
АПРЕЛЬ *«Зелёный патруль» высадка молодых кустарников и деревьев.
* Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый город!»
*Групповые экскурсии с детьми и родителями по городу «Клуб выходного дня».
Воспитатели
МАЙ *Создание экологической тропы : «Живая полянка», «Трудяги» и т. д
* «Зелёная аптека», сбор лекарственных трав.
*«Экологический десант» – провести субботник с родителями по уборке территории детского сада.
*«Клуб выходного дня» – беседа с родителями на тему «Огонь – беда для леса!»
Воспитатели
Заключение
Цель экологического воспитания - становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Литература.
1. Грехова А. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно-методическое пособие 5-е издание, стереотипное - М. : ЦГЛ; Ставрополь: Сервис – школа,
2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
3. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников : Учебное пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2007.
4. Машкова С. В., Суздалева Л. А.
Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт. -сост. С. В. Машкова и др. -Изд. 2-е. испр. – Волгоград: Учитель, 2013. -174 с.
5. Новикова И. В.
Аппликация из природных материалов в детском саду. В помощь воспитателям и родителям. / И. В. Новикова; худож. Е. А. Афоничева – Ярославль: Академия развития, 2010.- 80 с. : ил. – ( Детский сад: день за днём
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : Учебное пособие. – М. : Академия, 2009.
7. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М. : Академия, 2002.
8. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.