Марина Ванина
Проект по самообразованию «Роль игры в образовании и воспитании детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Роль игры в образовании и воспитании дошкольников 4-5 лет».
Вид проекта :познавательно-творческий
Тип проекта :
- по продолжительности:долгосрочный;
- по количеству участников: групповой.
Срок реализации проекта : сентябрь 2017 г. – май 2018 г.
Участники проекта : дети 4-5 лет, родители, воспитатель.
Актуальность темы:
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Теория и практика игры включает в себя комплекс различных проблем и вопросов. Происхождение и сущность игры, ее структура и содержание, виды игр и их значение, методика руководства и многое другое служат предметом глубокого изучения психологов и педагогов. В детском саду обучение и воспитание успешно может быть обеспечено при организации игровой деятельности детей. Игра затрагивает все стороны личности ребенка: она требует активной работы мысли и трудовых умений, богата эмоциями и искренними чувствами. При обучении детей — дошкольников необходим личностный, индивидуальный подход, который легче всего осуществить педагогу в процессе игры.
Проблема:
Исчезновения игры из жизни детей, особенно в среднем дошкольном возрасте. Следовательно, игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника.
Цель проекта : повышение собственной профессиональной компетенции по проблеме игры в образовании и воспитании дошкольников, значение игры, как ведущий вид деятельности.
Задачи проекта :
(для детей)
1. подводить детей к пониманию роли в игре.
2. формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
3. развивать предпосылки творчества.
4. приучать к совместным играм небольшими группами.
5. поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).
6. пробуждать интерес к театрализованным играм.
(для родителей)
1. развивать навыки группового взаимодействия;
2. познакомить родителей с разнообразием предметов, которые можно использовать для игры с ребенком;
3. воспитывать познавательный интерес к освещаемой теме.
(для педагогов)
1. обосновать теоретически и практически роль игры, как фактора в реализации индивидуального подхода к ребенку в обучении.
2. выявить в ходе исследования преимущество использования игры при обучении детей.
Формы и методы работы:
1. изучение научной литературы по заданной тематике.
2. постоянно пополнять предметно-развивающею среду.
3. заучивание стихотворений.
4. организация сюжетно-ролевых игр.
5. организация строительных игр.
6. знакомство с театрализованными играми.
7. взаимодействие с родителями.
Ожидаемые результаты:
(для детей)
1. дети должны научиться контролировать своё поведение, самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр, поддерживать интерес к разным видам игр.
2. развитие интереса к игре, инициатива, организаторские способности.
(для родителей)
1. активное включение в совместные с детьми мероприятия.
2. повышение педагогической компетентности родителей.
(для педагогов)
1. повышение качества воспитательного и образовательного процесса;
2. обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы.
3. разработка и внедрение системы работы с детьми по индивидуальной реализации личностного подхода.
Структура проекта
Этапы проекта Содержание проектной деятельности Работа с родителями
1 этап - подготовительный Диагностика уровня сформированностиигровых навыков у детей на начало года.
Создание картотек (утренняя гимнастика; театрализованные игры; артикуляционная гимнастика;подвижные игры; творческие игры;сюжетно-ролевыеигры;народные игры; дидактические игры; загадки) Изготовление буклетов – памяток:
Какие игрушки нужны детям;
Игра в жизни ребенка;
Играть или не играть.
2 этап - основной Работа с детьми:
Тематическая неделя «Игры и игрушки»
Понедельник «Моя любимая игрушка»;
Вторник «День сюжетно-ролевой игры»;
Среда «День народной игры»;
Четверг «Театральные игры»;
Пятница «Творческие игры»;
Беседы с детьми на тему:
«Что такое игра?»;
«Какие виды игр бывают»;
«Кем я хочу стать»;
«Правило поведения в игре»;
Продуктивная деятельность:
Изготовление масок – шапочек к постановки групповых спектаклей;
Куклы «Бибабо»;
Рисование пальчиковыми красками;
Творческие игры «Чем может быть», «Портрет из пуговиц», «Волшебные кляксы», «Сказочные истории» и т. д;
Подвижные игры «Кот и мыши», «Гуси-гуси», «Баба-Яга», «Огуречик-огуречик», «Кто быстрее соберет»;
Изготовление игры «Рыбалка?»;
Пересказ сказок;
Заучивание считалок;
Проигрование сюжетно-ролевых игр, «Больница», «В салоне красоты» «Будь внимательным», «Автоинспектор и водитель», «На день рожденье мы пришли»;
Спортивные игры, соревнования;
Дидактические игры «Хорошо или плохо», «Времена года», «Ветки и детки», «Увлекательные лабиринты»;
Выставка рисунков «Моя любимая сказка»; Консультации для родителей:
Игра как средство воспитания;
Игра и игрушки;
Игра с родителями:
«Устами младенца»
День открытых дверей для родителей:
Проведение прогулки с подвижными играми.
Утренний прием создай настроение.
Изготовление народных кукол совместно с детьми.
Выступление на родительском собрание с презентацией «Да здравствует игра».
Показ сказки
«Как снеговик морковку потерял» (родители детям своей группы)
3 этап - заключительный Развлечение для детей «Кошкин дом»
Диагностика развития творческих способностей у детей на конец учебного года;
Веселые старты «Мы вместе»
Долгосрочный проект :«Роль игры в образовании и воспитании дошкольников 4-5 лет»
При сравнении данных начальной диагностической диаграммы и заключительной диагностической диаграммы четко прослеживается положительная динамика роста показателей, которые рассматриваются в данном диагностическом процессе. После полной обработки диагностических данных двух диаграмм был получен следующий результат:
Диагностика уровня сформированности игровых навыков.
% Низкий
уровень Средний
уровень Достаточный уровень
Начало года 30% 60% 10%
Конец года 0 70% 30%
Анализ результатов диагностики в конце года показал, что уровень сформированности игровых навыков у детей увеличился.
Анализ итога проекта :
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы: тема данного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет и объема информации, которая может быть ими воспринята. Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры.
В играх детей привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, их отношение к труду, к окружающим предметам.
Дети подражают родителям: манере общаться с окружающими, их поступкам, трудовым действиям. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им, но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов. Осуществляя работу по теме самообразования,дети с огромным удовольствием включаются в игру.
Работа в этом направлении будет продолжена.