Светлана Гордиенко
План по самообразованию на тему «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Цель: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развивать интеллектуальные способности.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
Темочки:
- Дидактические игры
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2. Оформить в группе уголок «Математический уголок»
3. Разработать и изготовить картотеку дидактических игр по математике для средней группы.
4. Продолжать развивать навыки самостоятельной деятельности детей, умение сосредотачиваться на одном объекте, умственные способности, коммуникативные навыки.
5. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.
6. Развивать у детей интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщать к предмету в игровой форме.
Литература:
1. Водопьянов, Е. Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е. Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
2. Каразану, В. Н. Ориентирование в пространстве (средний дошкольный возраст). / В. Н. Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.
3. Корнеева, Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». - М., 2000.
4. Петерсон Л. Г., Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
5. Фалькович Т. А., Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М. : ВАКО, 2005 г. — 208 с.
6. https://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
1. https://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.
2. https://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
3. Изучение материала по теме в сети Интернет
7. Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»
«Дошкольное воспитание»
«Ребёнок в детском саду»»
«Дошкольная педагогика»
Актуальность
Дидактические игры математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания в виде занимательного математического материала. Это «игры, специально предназначенные для реализации целей обучения. Они развивают сенсорные (чувственные, ориентировки детей (на форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве и т. д., наблюдательность, внимание, память, мышление, счетные умения, речь, представления об окружающем». Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, наличие определенной цели и предполагаемого результата. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – упражнять детей в различении, выделении, названии множество предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Основная цель использования дидактического материала : научить решать логические задачи на разбиение по свойствам, ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения, развитие творческих способностей.
Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка – дошкольника. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм. Играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления. Для прочного усвоения знаний, я использую игровые упражнения и дидактические игры – все это создает у детей хороший эмоциональный настрой, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием.
Вывод: Использование дидактических игр способствуют повышению уровня сформированности в обучении детей основам математики.
Содержание работы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Изучение литературы по данной теме
Дидактические игры :
«Чудесный мешочек», «Учимся считать»
Закрепление порядковых и количественных числительных.
«Математические пазлы», «лото»
Д. и. на закрепление геометрических фигур, ориентировку в пространстве, количество и счет «Подбери фигуры для зверят», «Сосчитай и подбери цифру»
Д. и. «Найди место»
на ориентировку в пространстве - уметь определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.
Д. и. на ориентировку в пространстве относительно себя - назад, вверх, вниз, направо, налево, вперед налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади,
вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева.
Д. и. «Найди предмет»
на ориентировку во времени (части суток, дни недели, времена года).
Игры с использованием дидактического материала кубики Никитина «Сложи узор», «Блоки Дьенеша»
Игры на закрепление знаний по
математике Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
май Изучить литературу.
Разработать и изготовить дидактические игры по математике.
Систематизировать знания чисел от 1 до 5. Закреплять умение называть предыдущее, последующее число, обозначенное цифрой.
Расширять и углублять представление детей о количестве предметов и счете
Формировать пространственную ориентировку.
Формировать пространственную ориентировку, развивать логическое мышление, память.
Учить ориентироваться во времени, уметь определять какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина, воображение, творческое мышление.
Закреплять счет до 5 ориентировку в пространстве, развивать логическое мышление, память
Принципы реализации:
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.
Результатами работы должны стать:
Развитие у детей : интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать.
Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, отношений между частями целого, чисел, измерения.
Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
Заключение. Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.
Перспективный план работы на 2018 – 2019 учебный год на тему : «Дидактические игры в обучении
основам математики»
Сентябрь Проведение диагностического обследования Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования. Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий:
Выбор и определение темы самообразования.
Планирование работы по теме самообразования. Изучение литературы.
Октябрь Дидактические игры :
«Чудесный мешочек», «Учимся считать» Подбор дидактических игр. Консультация для родителей «Дидактические игры для обучения по математике дошкольников»
Ноябрь Дидактические игры : «Математические пазлы», «лото» Создание картотеки дидактических игр
Оформление математического уголка в группе
Декабрь Дидактические игры : на закрепление геометрических фигур, ориентировку в пространстве, количество и счет «Подбери фигуры для зверят», «Сосчитай и подбери цифру» Подбор дидактических игр.
Беседа с родителями о подборе и разработке дидактических игр
Январь Дидактические игры : «Найди место»
на ориентировку в пространстве - уметь определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости. Пополнение картотеки дидактических игр. Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников 4-5 лет»
Февраль Дидактические игры : на ориентировку в пространстве относительно себя - назад, вверх, вниз, направо, налево, вперед налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади,
вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева. Подбор дидактических игр. Консультация для родителей: «Весёлая математика дома»
Март Дидактические игры :
«Найди предмет»
на ориентировку во времени (части суток, дни недели, времена года). Подбор дидактических игр. Организовать выставку дидактических игр
Апрель Дидактические игры :
Игры с использованием дидактического материала кубики Никитина «Сложи узор», «Блоки Дьенеша» Оформление дидактических игр.
Консультация для родителей: «Учим математике, играя» (в помощь родителям для домашних игр)
Май Диагностика уровня
сформированности в обучении основ математики,
математических представлений. Отчет по теме самообразования. Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения. Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.
Июнь Повторение игр по математике Беседы с родителями
Июль
Август
Лото
Цель игры : Закреплять знания детей о числах от 1 до 5, развивать логическое мышление, формировать интерес к познавательной активности.
Ход игры : игрокам (детям) предложить большие карты и маленькие, соответствующие им карточки. Кто быстрее закроет все окошки, тот и выиграл и рассказывает о том, что на его карточке.
Математические пазлы
Цель игры : Систематизировать знание чисел от 1 до 5. Закреплять навыки счёта в пределах 5, развивать память, логическое мышление, побуждать интерес к предмету через игру.
Ход игры:
Для того, чтобы получилась картинка, необходимо собрать полоски с цифрами по порядку.
Интересные пазлы для детей, изучающих счёт в пределах 5 (для средней группы, 10 (для старшей группы, 20 (соответственно для подготовительной группы) в игровой форме.
Учимся считать
Цель игры : Закрепить умение соотносить цифры с количеством от 1 до 5.
Ход игры:
1 вариант: Воспитатель сообщает, что у каждого своя банка с цифрой. Нужно положить в банку столько овощей и фруктов, сколько указано на банке. Задача ребёнка поместить в банку овощи и фрукты, которые будут соответствовать цифре на банке. Например: банка с цифрой 1- один огурец, банка с цифрой 5 – пять слив и т. д.
2 вариант: Также можно разложить количество овощей и фруктов на состав числа. Например: банка с цифрой 3 -1 слива, 2 абрикоса; банка с цифрой 4 – 2 огурца,2 помидора и т. д.
Такое игровое пособие уместно использовать для индивидуальной работы с воспитанниками в свободное время, а также можно включать в коллективную работу во время занятия: карточки вывешиваются на доске и несколько детей поочерёдно подходят и выполняют действия.
«Чудесный мешочек»
Цель. Упражнять детей в счёте с помощью различных анализаторов. Закрепить представления о количественных отношениях между числами. Развивать логику, мышление, внимание.
Ход игры:
В чудесном мешочке находятся: счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько то услышит ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают соответствующую цифру.