Раджабова Муаззам
План по самообразованию «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования педагога
Раджабовой Муаззам Акрамовны
на 2017-2018 учебный год
Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне :
- научить детей различать основные цвета;
Публикация «План по самообразованию „Сенсорное воспитание детей через дидактические игры“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
Ожидаемые результаты:
- закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;
- положительная динамика в математическом развитии детей;
- совершенствование предметно-развивающей среды.
Введение
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Этапы работы.
1. Информационно-педагогический блок
1.1. Изучение нормативной и методической литературы:
Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников : кн. для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер. - М. ,2004.
Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша» - М. «Мозаика-Синтез», 2003;
Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. М; Мозаика – синтез, 2009
Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. М. : Издательский дом «Карапуз», 2010
Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007
1.2. Пополнение образовательной развивающей среды (разработка документов (программ, планов, циклограмм и т. д., консультаций, пособий, дидактических игр, проектов и т. д.)
создание картотеки дидактических игр для родителей для сенсорного воспитания детей; В течение года
• подбор материала необходимого для работы с детьми с родителями на тему: сенсорного развития В течение года
• изучение темы: роль сенсорного воспитания в развитии ребенка; В течение года
1.3. Изучение и обмен опытом
Посещение городских методических объединений В течение года
Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns portal.ru) В течение года
2. Работа с детьми
создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка среды В течение года
специальные занятия по сенсорному воспитанию В течение года
занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.) В течение года
сенсорное развитие осуществляемое в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию В течение года
Проведение игр:
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
"Чудесный мешочек,"
"Определи на ощупь," (найти предметы различающиеся по одному признаку)
"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
"Узнай фигуру" (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
"Найди пару" (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
"Найди предмет указанной формы" (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
"Из каких фигур состоит?" (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
"Найди предмет такой же формы" (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
"Какая фигура лишняя?" (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
"Собираем пирамидку" учить собирать пирамидку из 3-4 (5) колец одного цвета, последовательно уменьшающихся в размерах, развивать более тонкую дифференциацию при подборе предметов в порядке их уменьшения
"Сравни предметы по высоте" Самая длинная, самая короткая" (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
"Разноцветные кружки," (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
"Дальше - ближе" (предложить по рисунку определить положение игры и предметов : какие нарисованы ближе, а какие – дальше) декабрь - Февраль
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
"Какого цвета не стало?"
"Какого цвета предмет?" (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
"Ёжики с прищепками. " (учить различать три цвета (красный, желтый, зеленый); выбирать «прищепку – колючку» в соответствии с цветом ежика)
"Какие цвета использованы?" (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
"Уточним цвет" (учить различать и называть близкие цвета) Март 2018 г.
Закрепление пройденного с детьми
Мониторинг Апрель-май 2018 г.
3. Работа с родителями
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. ноябрь 2017 г. - сентябрь - 2018г.
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. В течение года
Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Декабрь 2017 г.
4. Ожидаемый результат
Педагог • рассмотрение исследуемых проблем на практике и раскрытие сущности их реализации,
• разработке тематических планов;
• анализ сложившийся проблемы; постановка задач для ее решении;
• определение форм работы и методов
Воспитанник развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п.
- сформировать умение у детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Образовательные продукты • игровые упражнения;
• совместные;
• индивидуальные
5 Диссеминация опыта
Тема опыта Форма практического выхода темы (в течение года) Форма и тема отчета
(в конце учебного года)
Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» работа с родителями,
интерактивная площадка,
консультация отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете