Вышегородцева Ольга
Памятка педагога-психолога для родителей «Раннее развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу обсудить важность раннего развития детей с научной точки зрения, поделюсь своим личным и профессиональным опытом. А начну я с развития мозга ребенка. Человек рождается с определенным количеством нейронов, ученые считают, что это количество равно 150-200 миллиардов нейронов. Мозг человека развивается не из-за увеличения нейронов, а из-за увеличения связей между ними. С возрастом нейронов становится меньше, из-за процесса под названием синаптический прунинг. Это процесс, при котором лишние, ненужные связи разрушаются. А как они становятся ненужными? Давайте разберем пример: малышу показали котика один раз, у него образовалась связь между нейронами. Но больше он котика не видел, не слышал, не трогал, никак не взаимодействовал с ним. Связь, отвечающая за котика, разрушается за ненадобностью. Поэтому так важно повторение в детском возрасте. Частое повторение того, что вы уже проходили с малышом, будет способствовать процессу под названием миелинизация – это укрепление нейронной связи, что помогает лучше проводить сигналы. Давая возможность ребенку взаимодействовать с разнообразными предметами (трогать их, нюхать, пробовать на вкус, слушать звук) мы развиваем его мозг и создаем фундамент для его успешного будущего.
Публикация «Памятка педагога-психолога для родителей „Раннее развитие детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Если мы обратимся к научным исследованиям, которые проводили Лев Семенович Выготский и Даниил Борисович Эльконин, мы узнаем о том, что в каждом отдельно взятом возрасте ребенка есть некая ведущая деятельность (Мария Монтессори называла такую классификацию «сенситивные периоды»). Период от рождения до 1 года называется младенчество и ведущей деятельностью является эмоциональный контакт со значимым взрослым. В этот период очень важно установить эмоциональную связь с малышом, что является фундаментом для развития его личности и ваших взаимоотношений в будущем.
К концу первого года жизни малыш уже учится ходить и разговаривать. В его словарном запасе в норме должно присутствовать около 10 слов.
И тут начинается новый период под названием раннее детство. Длится он до 3-х лет. Ведущей здесь будет предметно-манипулятивная деятельность. Ребенку интересно трогать разные предметы, слушать разные звуки, пробовать новые вкусы, видеть всё то, что его окружает, и важно, чтобы эти явления сопровождались речью значимых взрослых. Мы как радио должны комментировать и описывать всё то, что попадает в поле сенсорного восприятия малыша.
Ни для кого не секрет, что для сенсорного развития, необходимо развивать мелкую моторику. Доказанно, что на нашем теле есть множество точек, при активации которых, активизируются связи и нейроны, как следствие, через них легче проходят импульсы. Несомненным плюсом развития мелкой и крупной моторики, будет развитие речи. Когда ребенок выполняет какие-либо действия своими пальчиками, происходит процесс под названием проекция. Например, когда малыш выполняет последовательные действия пальчиками и кистями повторяя движения за взрослыми, а еще лучше если эти движения будут сопровождаться песенкой или стишком, его мозг также учится последовательности и контролю, развивается мышление, память и воображение.
Не забываем о развитии самих понятий о предметных свойствах: форма, размер, цвет, величина, ведь без этих понятий развитие восприятия будет сильно затруднено.
Как мы можем помочь ребенку с сенсорным развитием? Игры с мелкими предметами, манипуляции с крупой, водой, разными материалами, нанизывание бусин, всевозможные сортеры, пазлы, лепка, рисование, пальчиковые игры, конструктор и даже банальные прищепки помогут вашему малышу построить фундамент для развития его когнитивных функций. Советую обратить внимание на развитие крупной моторики ребенка, что позволит развить координацию, скорость, выносливость, понимание возможностей своего тела. Помимо подвижных игр на улице, дома, в спортивных секциях или развлекательных центрах, вы можете дополнительно в течении дня создавать для ребенка полосу препятствий, поиграть на балансире, сделать лёгкий массаж колючими предметами, а можно даже попробовать практиковать детскую йогу.
Большим вкладом в развитие речи будет навык речевого выдоха, т. е. учим дуть ребенка на свечку, на бумажки, на кораблик, нюхаем цветы и громко выдыхаем. От развития речевого дыхания сильно зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания малыша в раннем детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем.
В периоде до 3-х лет, ребенок активно развивает свое воображение, чему не стоит мешать. Нужно давать малышу возможность манипулировать с окружающими предметами так, как он это видит пусть, фантазирует. Это поможет развитию творчества и принятию нестандартных решений.
Некоторые взрослые убеждены, что ребенка нужно как можно раньше научить писать, читать и считать, не обращая внимание на развитие самых базовых навыков. Если ребенку будет интересно изучать русский язык и математику в столь раннем возрасте – это замечательно. Это будет дополнительным способом развития. Но насильственное и неинтересное заучивание грамматики принесет только вред. Помимо того, что у ребенка сформируется негативное отношение к процессу обучения, те фундаментальные навыки, которые должны развиваться в этом периоде, могут быть упущены.
Если подытожить, то развитие для малыша прослеживается везде и во всем. На улице, когда вы гуляете, дома в быту, во время общения с другими людьми и животными, при прослушивании музыки и просмотре мультфильма. На мой взгляд, любой опыт, который получает человек в раннем детстве, оставляет след на всю жизнь. Наша с вами задача сделать этот опыт доступным и позитивным.