Ирина Рева
Памятка для родителей «Словесные игры как средство формирования речевой активности»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей
Воспитатель подготовительной группы «Колокольчики» Рева И. П.
Словесные игры на развитие речи в 6-7 лет
Поступление в школу требует от первоклашки сосредоточенности на учебной деятельности. Конечно, учителя в первые год-два ещё стараются включать в образовательный процесс игровые моменты, но всё же …Но все же основная деятельность ребёнка первых лет жизни-игра.
Публикация «Памятка для родителей „Словесные игры как средство формирования речевой активности“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Словесные игры
- Темочки
Играйте в словесные игры всей семьёй. Это отлично укрепляет родственные связи и навсегда оставляет в памяти ребёнка светлые воспоминания о счастливом детстве.
Адаптируйте условия игр к особенностям вашего ребёнка. Важно, чтобы задания были по силам дошкольнику, но в то же время не чрезмерно простые.
Выбирая тему игры, ориентируйтесь на вопросы, которые вы изучаете в текущий момент на развивающих занятиях, так игра будет служить в качестве закрепления и повторения пройденного.
Наслаждайтесь счастливыми мгновениями, проведёнными со своими детьми, ведь крохи растут невообразимо быстро. Пусть родительство приносит вам радость и удовлетворение. Через игру малыши знакомятся с окружающим миром.
Загадки
Загадки — известный издревле вариант словесной игры, отлично развивающей логику. Но мы предлагаем не использовать готовые авторские или народные загадки, а сочинять их, что называется, на ходу. Причём игроки должны поочерё дно меняться ролями отгадывающего и загадывающего: сначала вы загадываете, а ребёнок отгадывает, потом наоборот.
Это игровое задание развивает умение выделять признаки предмета, узнавать предметы по описанию, составлять словесное описание, по которому можно узнать предмет.
Пример:
Этот овощ зелёный, даже когда спелый. Варить или жарить его не надо. Его можно солить, мариновать и квасить.
Как вы наверняка догадались, это огурец. Если ребёнок отгадать загадку никак не может, добавляйте новые условия. Скажите, что любите добавлять этот овощ в салат, что он есть на грядках у бабушки на даче… В общем, развивайте мышление не только детское, но и своё. Пригодится
«Кто лишний»
В младшем дошкольном возрасте задания на развитие мыслительных процессов обобщения проводились с использованием картинок. Ребёнку предлагалось из серии рисунков выделить несколько групп, объединяя изображённые предметы по разным признакам (по размеру, по цвету, по количеству, по назначению и пр., или, напротив, убрать лишнюю картинку. Для ребёнка 6-7 лет эту игру можно провести в словесной форме. Таким образом, помимо прочего, задействуется образное мышление, воображение и фонематический слух.
Называйте серии слов, в которых все, кроме одного, объединены общими признаками. При этом задание можно усложнить, продемонстрировав, что одни и те же предметы обладают рядом признаков, а подбирать им товарищей по группе можно по каждому из качеств.
Пример:
• Кровать, шкаф, стол, стул, простыня.
В этой группе лишнее слово «простыня», потому что, в отличие от остальных, оно не обозначает мебель.
• Подушка, одеяло, простыня, кровать, шкаф.
В этой группе, как и в предыдущей, есть слова «кровать», «простыня» и «шкаф». Лишнее слово на этот раз — «шкаф», так как оно не обозначает предмет, который можно использовать для сна и отдыха.
«Соедини»
Ведущий называет ребёнку несколько несогласованных слов, которые надо соединить в грамматически верное словосочетание или предложение.
Примеры:
• высокий, дерево — высокое дерево;
• девочка, бегать — девочка бежит (бегает, бежала);
• лес, грибы, расти — грибы растут в лесу;
«Обними словами»
Есть одинокое слово. Ему скучно и грустно. Надо его обнять словами так, чтобы получилось предложение.
После такого введения называете любое слово, с которым надо придумывать предложения. Если ребёнок с таким заданием справляется с восхищающей вас лёгкостью, можно усложнить правила. Теперь к исходному «одинокому» слову надо добавлять по одному слову так, чтобы сначала получить простое нераспространенное предложение ( есть только грамматическая основа: сказуемое и подлежащее, а затем распространённое предложение с второстепенными членами*.
* Обратите внимание: классификацию и компоненты предложений ребёнок в 6-7 лет знать не обязан, но общее представление в такой игровой форме дать уже можно.
Пример:
• Кошка;
• Кошка бежит;
• Рыжая кошка бежит;
• Рыжая с белыми лапками кошка бежит;
• Рыжая с белыми лапками кошка бежит по улице;
• Рыжая с белыми лапками кошка бежит по заснеженной улице.
«Расскажи картину»
Эта словесная игра подразумевает наличие заранее подготовленного рисунка. Лучший вариант — пейзажи или натюрморты известных художников. Но вместо картины можно использовать объекты окружающей среды :
• присутствующего поблизости человека;
• видимую из окна часть улицы;
• детскую площадку во время прогулки.
Как известно, картины рисуют. А мы её расскажем. Проще говоря, составим небольшой текст на 5-6 предложений, описывающий заданный объект (картину, человека, улицу и пр.).
Это задание довольно сложное для новичков, поэтому сначала помогайте своему дошкольнику наводящими вопросами. Постепенно он научится описывать картины самостоятельно, что поможет ему в ближайшем будущем блестяще писать школьные сочинения в младших классах.
ПГТ Усть –Абакан.
МБДОУ «ЦРР д/с «Солнышко». Январь 2019 г.