Инна Фаррахова
Памятка для родителей «Игры по формированию грамматического строя речи у детей»
«Процесс овладения грамматическим
строем - зеркало интеллектуального
К. Д. Ушинский
Игры
по формированию грамматического строя речи
у детей
Учитель - логопед Фаррахова Инна Валерьевна
Публикация «Памятка для родителей „Игры по формированию грамматического строя речи у детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Грамматический строй — это один из обязательных компонентов любого языка, определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, правил построения разных типов предложений.
Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.
На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. Лучше всего это усваивается в играх.
Д/и «Мой, моя, мое, мои»
Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.
Ход: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, «это моя» (моя кукла, «это мое» (мое платье).
Д/и «Найди по цвету»
Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного в роде и числе.
Ход: Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Взрослый называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. (Красное – яблоко, платье, пальто.)
Д/и «Правильно назови листья» Лист дуба — дубовый лист,
лист осины — … лист березы — … лист клена — … лист липы — … лист яблони— …
Д/и «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.
Ход: Детям даются нераскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать. Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я буду раскрашивать подсолнух, солнце и т. д.».
Д/и «Назови ласково»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.
Ход: взрослый произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.
Цветок красный, а цветочек (красненький).
Яблоко сладкое, а яблочко …
Чашка синяя, а чашечка …
Ведро синее, а ведерко …
Солнце теплое, а солнышко …
Д/и «Что из чего сделано?»
Цель: образование относительных прилагательных
Ход: например: взрослый говорит: "Стакан из стекла" Дети должны ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» Стакан из стекла — стеклянный стакан, сковорода из чугуна — чугунная сковорода, ложка из дерева — деревянная ложка, машина из железа – железная машина, шапка из шерсти – шерстяная шапка. и т. д.
Д/и «Что для чего?»
Цель: образование новых слов.
Детям предлагает назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, мыло — в мыльнице).
Д/и «Исправь ошибки»
Цель: работа над пониманием распространенных предложений.
Ход: Незнайка придумал предложения по картинкам и все перепутал. Помогите Незнайке исправить ошибки.
Коза принесла корм девочке.
Чашка разбила Лену.
Мяч играет с Сашей.
Дорога едет по машине.
Вова разбил стеклом мяч.
Оля с картинкой рисует папу.
Мама несет сумку в капусте.
Д/и "Закончи предложение"
Цель: закрепление структуры сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы».
Ход: Я надела теплую шубу, чтобы (было тепло, пойти гулять, не замерзнуть).
Мы зажгли свет, чтобы (было светло, писать буквы, читать книгу).
Мы полили цветы, чтобы (они не завяли, они быстро росли,
они были свежими).
Литература
1. Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи [Текст] / А. Г Арушанова - М. : Владос, 2005. - 296 с.
2. Бойкова, С. В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников [Текст] / С. В. Бойкова - СПб. : Каро 2005.- 32с.
3. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль, «Академия развития», 1998.
4. Интерактивный портал «Мерсибо».