Елена Ясницкая
Памятка для родителей и взрослых о детском манипулятивном поведении
▼ Скачать + Заказать документы
Детские манипуляции представляют собой психологические воздействия на родителей, взрослых с целью получения внимания и достижения удовлетворения возникающих желаний в обход и против их сознательного контроля.
Вовремя предотвращенное формирование манипуляций способствует развитию самостоятельности и дисциплинированности ребенка, его эмоционально-волевой сферы.
К уязвимостям взрослых по отношению к детским манипуляциям относят :
• страх перед отрицательными эмоциями ребенка,
• чересчур сильные переживания за здоровье ребенка,
Публикация «Памятка для родителей и взрослых о детском манипулятивном поведении» размещена в разделах
• отсутствие умения сказать «нет»,
• не уверенность в своих силах справиться с манипулятивным поведением,
• экстернальный локус контроля (все, что со мной происходит, это результат стечения обстоятельств)
• опора на внешнюю оценку (что подумают другие люди)
К способам детского манипулятивного управления :
• отрицательное подкрепление (избавление от неприятной ситуации,
• эмоциональный шантаж,
• навязывание чувства вины,
• нарочитый плач,
• принятие несчастного вида.
Среди частых форм детской манипуляции встречаются :
• истерики и капризы;
• слабость и мнимую болезнь;
• прием «если … - то…»;
• ложь,
• вымышленные рассказы и доносы;
• лесть;
• использование внутрисемейных противоречий.
Подкрепление детских манипуляций происходит, когда демонстративные истерики остаются безнаказанными, а капризы и требования выполняются взрослыми.
Главной ошибкой взрослых является проявление чрезмерной мягкости, попустительство. Когда «взрослые готовы идти на любые уступки и материальные траты, выполнить любые требования», то они показывают, «что с интересами других можно не считаться». Манипуляции теряют свою безобидность, когда «воспитатели и родители поддаются на детские уловки и сами становятся марионетками». Очень точно об этом говорит К. И. Чуковский: как бы ни были забавны эти слезы, сколько бы улыбок ни вызывали они у взрослых, поощрять их, конечно, нельзя.
Важным становится умение распознать признаки детских манипуляций на раннем этапе развития личности, и формировать навыки дисциплины, а затем и самодисциплины ребенка. Только в этом случае ребенок в старшем возрасте сможет почувствовать себя активным участником общественной жизни.
Способы профилактики и регулирования манипулятивного поведения
• Сохранять эмоциональную стабильность.
• Оценить ситуацию (определить, насколько важно выполнить просьбу, желание ребенка, если это неважно – настаивать на своем)
• Занимать уверенную позицию и аргументировать ответ.
• в некоторых ситуациях необходимо обсуждение ситуации с ребенком (предложить вместе решить данный вопрос, попробовать решить проблему путем переговоров).
• Если взрослый в ответ на хитрость сообщит ребенку, что он понял смысл его действий, то ребенку остается или открыто договариваться или открыто принуждать взрослых. В этом случае можно найти компромисс: «давай с тобой вместе соберем игрушки, а в следующий раз ты это делаешь сам, ты уже взрослый». Предложить свою помощь, но не делать все за ребенка.
• Пресекать манипулятивное поведение, настаивать на недопустимости такого поведения. Стоять на своем, справедливо объяснить ребенку, что так вести себя нельзя. Объяснить, как делать нельзя, а как можно. Иногда нужно согласиться с ребенком, когда он прав.
• Проводить беседы (объяснять, что такое хорошо, что такое плохо, приводить примеры хороших поступков)
• Не манипулировать самим.
Литература:
1) Родители о манипуляциях детей-дошкольников. О. В. Козачек, С. В. Бравославская, А. В. Черняева. Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания» №5(25).
2) Особенности детского манипулятивного поведения. Г. С. Герин. Журнал: «Юность и знания гарантия успеха – 2015.