ВАРЕНОВА МАРИНА
Памятка для педагогов и родителей «Профилактика психосоматических заболеваний у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Психосоматика — это направление в медицине, которое рассматривает связь души и тела, влияние психических и психологических факторов на развитие тех или иных болезней. Многие великие врачи описывали эту связь, утверждая, что у каждого физического недуга есть психологическая первопричина.
Специалисты-психосоматы рассматривают любую болезнь, даже острую, с точки зрения прямой связи между душой и телом. Они считают, что у человека есть все необходимое для того, чтобы выздороветь, главное — осознать глубинные причины недуга и принять меры к их устранению. Если выразить эту мысль в одной фразе, то получится знакомое всем утверждение – «Все болезни от нервов».
Публикация «Памятка для педагогов и родителей „Профилактика психосоматических заболеваний у детей“» размещена в разделах
Психосоматика основывается на нескольких важных принципах, которые обязательно должны знать родители, если они решили искать истинные причины болезни своего ребенка:
Негативные мысли, тревога, депрессия, страхи, если они довольно продолжительные или глубоко «спрятанные» всегда приводят к возникновению тех или иных физических болезней. Если изменить образ мышления, установки, то болезнь, которая не «поддавалась» медикаментам, уйдет.
Если причина найдена верно, то излечение труда не составит.
Человеческий организм в целом, как и каждая его клетка, имеет свойство самовосстанавливаться, регенерировать. Если позволить организму это делать, то процесс выздоровления будет более быстрым.
Любая болезнь у ребенка говорит о том, что малыш не может быть самим собой, что он испытывает внутренний конфликт. Если ситуацию разрешить, болезнь отступит
В самом общем виде основная причина психосоматических заболеваний : сниженная приспособляемость ребенка, неправильным воспитанием и неблагоприятными условиями его жизни. Нервничают, нестабильны родители - нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери - торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка. Чрезвычайно перегружена школьная программа, и дети проводят за партой, письменным столом восемь-десять часов в сутки. Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети.
Чего по отношению к детям нужно стараться НЕ делать:
НЕ запугивайте, не угрожайте ребенку — полученное таким способом послушание подрывает веру ребенка в себя и в вашу любовь.
НЕ прибегайте к насилию — насилие всегда воспроизводится.
НЕ провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребенка — вы даете тем самым ему наглядный урок манипулирования людьми и чувствами.
НЕ оценивайте, не сравнивайте ребенка — принимайте его таким, какой он есть.
НЕ сдерживайте своих чувств — старайтесь следовать при этом принципу «здесь и теперь» : чувства, выраженные post factum или авансом, редко оказываются подлинными.
НЕ замалчивайте проблемы и конфликты — высказывайте сами и непременно выслушивайте детей.
НЕ приносите жертв — ребенку не может быть хорошо, если плохо вам.
НЕ отвергайте ребенка — как бы тяжко он ни про- винился.
Кто наиболее подвержен психосоматическим заболеваниям?
Ответ на этот вопрос однозначен — любой ребенок любого возраста и пола. Однако наиболее часто болезни имеют психосоматические причины у деток, которые находятся в периодах возрастных кризисов (в 1 год, в 3 года, в 7 лет в 13-17 лет)
Болезнь нужна, как способ обратить на себя внимание, если его в семье уделяется мало, ведь с больным ребенком общаются больше, чем со здоровым, его окружают заботой и даже подарками.
Наиболее серьезные и хронические заболевания случаются у детей, которые:
• не умеют справляться со стрессом;
• мало общаются с родителями и окружающими о своих личных проблемах и переживаниях;
• находятся в пессимистичном настроении, всегда ждут неприятной ситуации или подвоха;
• находятся под влиянием тотального и постоянного родительского контроля;
• не умеют радоваться, не умеют готовить для других сюрпризы и подарки, дарить радость другим;
• боятся не соответствовать завышенным требованиям, которые предъявляют к ним родители и педагоги или воспитатели;
• не могут соблюдать режим дня, не высыпаются или плохо питаются;
• болезненно и сильно принимают во внимание чужое мнение;
• не любят расставаться с прошлым, выбрасывать старые сломанные игрушки, заводить новых друзей, переезжать на новое место жительства;
Рекомендации по профилактике возникновения психосоматических заболеваний
1. Ребенка необходимо безусловно принимать, то есть любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
2. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
3. Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными» они не были.
4. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его.
5. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему : «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!».
6. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
7. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
8. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
9. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиям своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
10. Важно слушать ребенка. Активно слушание — это «возвращение» ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство.
11. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
12. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица о себе, о своем переживании, а не
0 нем, не о его поведении.
Работа с ребё нком требует выполнения некоторых основных условий:
1. Установление, завоевание истинного доверия, проникновения в детские переживания.
2. Выявление вместе с ребёнком его основных психологических трудностей через игровую технику или по средствам обсуждения.
3. Помощь в преодолении этих трудностей с целью ослабления сдерживаемых и скрытых чувств (игровая терапия).
Методики для выявления проблемы:
-проективный тест личностных отношений,
эмоций и ценностных ориентаций «домик»
-проективная методика «пиктограммы»
-проективный рисуночный тест «заколдованная семья»
Эффективные коррекционно-развивающие приё мы:
-коммуникативные игры;
-имитационные и ролевые игры;
-песочная терапия, сказкотерапия.
Таким образом, для того, чтобы оздоровить население необходимо в первую очередь заботиться о его психическом состоянии. Если родители обеспокоены самочувствием своего ребенка, важно задуматься о создании здоровой психологической атмосферы в семье. Также следует пересмотреть собственный образ жизни. Причем это не только питание и физическая активность, но и образ мыслей, особенности восприятия происходящего. Человек всегда волен выбирать. Он может изменить либо ситуацию, либо свое отношение к данной ситуации.