Светлана Ганенко
Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье ребё нка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, закаливающие процедуры, двигательная активность, психологический комфорт.
Очень часто психологический дискомфорт может возникать в результате фрустрации потребности ребёнка. Здесь имеет место быть феномен депривации. Это, когда ребёнок лишён материнского понимания и заботы, в результате чего может наблюдаться задержка в его психическом и физическом развитии.
Публикация «Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний» размещена в разделах
При авторитарном стиле воспитания со стороны родителей, воспитателей дошкольного учреждения дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. А фрустрация этих потребностей приводит к психологическому дискомфорту, что серьёзно сказывается на психическом и физическом здоровье детей. Дети, как правило, в дальнейшем будущем относятся к окружающему миру как источнику угрозы и опасности. Они предпочитают до минимума сводить общение со взрослыми и сверстниками, в ситуации обучения не отвечают на вопросы, так как боятся допустить ошибку и за это быть наказанными. Постоянное ожидание угрозы со стороны окружающего мира, стрессовые ситуации вызывают истощение ещё не вполне окрепшей нервной системы ребёнка, что приводит к различным соматическим и функциональным заболеваниям. Наприиер, бронхиальная астма, приступы рвоты, головная боль.
В основе профилактики выше упомянутых заболеваний должна быть забота о психологическом комфорте ребёнка, который может быть достигнут следующими средствами:
-спокойное, уравновешенное состояние матери, ухаживающей за ребёнком;
-продление домашнего периода дошкольного детства;
-подготовка ребёнка к школьному обучению
Известно, что между матерью и ребёнком существует тесная эмоциональная связь. Если мать чем-то расстроена, переживает, подавлена, то ребёнок становится капризным, беспокойным, много плачет, плохо спит. Передающийся ему дискомфорт от матери, влияет на его состояние. Как правило, у нервной и тревожной матери вырастает нервный и тревожный ребёнок. Объясняется это не только наследственной предрасположенностью, но и постоянным психологическим дискомфортом, в котором растёт ребёнок, эмоционально зависимый от матери.
Многие думают, что ребёнок до школы обязательно должен ходить в детский сад, чтобы адаптироваться в детском коллективе. Но дело в том, что если ребёнок от природы боязлив, не любит шумной большой компании детей, то дошкольное учреждение становится для его ещё неокрепшей нервной системы тяжёлым испытанием. он не только не научится адаптироваться в детском коллективе, но, наоборот, ещё больше замкнётся в себе, что опять приведёт к нарушению психологического комфорта.
Причины стрессовых перегрузок:
-длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых может быть неприятна ребёнку;
-строгие дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание;
-фрустрация каких-то потребностей ребёнка;
-общение сразу со многими взрослыми людьми, от которых зависит ребёнок, часть из которых может быть ему неприятна.
Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению - необходимый момент в осуществлении профилактики психосоматических заболеваний.
Адаптацию к школе проходят все первоклассники. И чем лучше подготовлен к ней ребёнок, тем меньшую психологическую и физическую нагрузку он испытывает.
Готовность к школьному обучению. определяется в уровне развития аффективно-потребностной, интеллектуальной и речевой сфер.
Развитие аффективно-потребностной сферы предполагает становление познавательных и широких социальных мотивов учения. Ученик, поступающий в школу, может уметь осуществлять простую классификацию, владеть эмпирическим обобщением, понимать логическую последовательность событий
Готовый к школе ребёнок с удовольствием воспринимает новую для него школьную жизнь, умеет подчиняться правилам, слушать взрослого, выполнять его задания.
Ребёнок, не готовый к школе, с первых же дней пребывания в ней вступает в конфликт с учителем, так как не выполняет его требований. Через некоторое время у такого ученика может развиться отрицательное отношение к учёбе и школе, что может привести к разнообразным заболеваниям невроза.
Профилактика подобных состояний должна состоять в определении готовности детей к школьному обучению при приёме их в школу и в последующей развивающей работе с теми детьми, которые в ней нуждаются.
Очень важно, чтобы ребёнок пришёл в школу без страха наказания за ошибки, иначе он не сможет учиться, так как чрезмерная тревога будет разрушать его деятельность. Это обстоятельство следует учитывать всем взрослым и родителям, и воспитателям дошкольных учреждений, и учителям. За ошибки детей ни в коем случае нельзя ругать, но каждая ошибка должна быть разобрана с ребёнком, чтобы он понял, как сделать правильно.
Заболевания ребёнка нередко являются защитной реакцией на испытываемый им психологический дискомфорт в той или иной ситуации. Если ребёнку плохо в каком-то детском учреждении, то болезнь позволяет не ходить туда. Кроме того, во время болезни ребёнок испытывает повышенное внимание и заботу взрослых, чего ему может так не доставать в обыденной жизни.
Таким образом, профилактика психосоматических заболеваний ребёнка во многом зависит от обеспечения для него атмосферы психологического комфорта, начиная с первых лет рождения ребёнка, и далее в соответствии с его жизненно важными потребностями. Решение этой задачи возможно только в том случае, если взрослые, воспитывающие и обучающие детей, знакомы с возрастными закономерностями психического развития ребёнка и способны применять на практике принцип индивидуального подхода к нему.
Литература:
"Руководство практического психолога : психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы", - под ред. И. В. Дубровиной - М., 1995
"Тринадцать диалогов о психологии", -Е. Е. Соколова - М., 1995