Сидорова Юля Ильинична
Памятка для педагогов «Технология обучения детей-дошкольников составлению загадок»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология обучения детей дошкольников составлению загадок
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать — и я пойму». Эти слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.
Публикация «Памятка для педагогов „Технология обучения детей-дошкольников составлению загадок“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Темочки
Поэтому мне хотелось бы рассказать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.
Давайте немного вспомним, что же такое загадка?
Загадка — одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Слово «загадка» происходит от «гадать», что означает думать и мыслить. В загадках предмет не называют, а лишь описывают его, намекают.
Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки :
— развивают и обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
— формируют представления о переносном значении слова;
— помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.
Именно поэтому использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Перед детьми вывешивается одна из табличек с изображением модели составления загадки и предлагается детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1. «Какой?» «Что бывает таким же?»
Определение свойств и качеств, выбранного объекта.
Для составления загадки выбран объект (снег). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память : ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
— Какой снег по цвету? — Белый. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
— Какой снег по действиям? — Скрипучий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
— Какой он на ощупь? — холодный (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы:
Какой? Что бывает таким же?
Белый Мел
Скрипучий Пол
Холодный Лед
Легкий Пух
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
Пример: Белый, как мел, скрипучий, но не пол, холодный как лед, легкий, но не пух.
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком.
Модель 2. Составление загадок в сравнении с действиями предмета. «Что делает?» «Что (кто) делает так же?»
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Пример составления загадки про белку с детьми 5 лет.
— Что делает белка?
— Прыгает, карабкается, собирает, грызет.
— Прыгает как кто или что?
— Прыгает как зайчик.
— Карабкается как обезьяна.
— Собирает как хозяйка.
— Грызет, как хомяк.
Что делает? Что (кто) делает так же?
Прыгает Зайчик
Карабкается Обезьяна
Собирает Хозяюшка
Грызет Хомяк
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».
Можно попросить детей дать образные характеристики объектам.
Пример: Составление загадки про белочку : «Прыгает, как резвый зайчик; карабкается, как ловкая обезьяна; собирает, как хорошая хозяюшка; грызет, но не прожорливый хомяк.
Модель 3. Сравнение одного объекта с каким-либо другим объектом, находя между ними общее и различное.
«Части»
«На что похоже?» — «Чем отличается?»
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
Пример составления загадки про цветок :
— На что похож цветок? — На бабочку.
— А чем отличается от бабочки? – Цветок не летает.
— Еще на что похож? — На зонтик, но маленький.
— А еще? — На бантик, но бантик не живой.
На что похоже? Чем отличается?
Бабочка Не летает
Зонтик Маленький
Бантик Живой
Текст получившейся загадки : «Похож на бабочку, но не летает; похож на зонтик, но маленький; как бантик, но живой».