Людмила Кондейко
Пальчиковый театр как способ развития мышления, речи, воображения и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников
Пальчиковый театр как способ развития
мышления, речи, воображения и мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Публикация «Пальчиковый театр как способ развития мышления, речи, воображения и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Мелкая моторика
- Начальная школа. 1-4 классы
- Пальчиковый театр
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится все актуальнее. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушениями речи. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудностей как в обучении, так и в общении с сверстниками.
Исследования М. М. Кольцовой показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений руки и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет происходит в замедленном темпе.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами раннего возраста, считают, что движения рук, связанные с включением деятельности пальцев, необходимы для развития ребенка. Они не только способствуют речевому развитию, но и оказывают заметное влияние на общее психофизическое развитие, формируют навыки невербального общения, обостряют тактильные возможности, тренируют мускульную память.
В XX век такие исследователи, как А. Р. Лурия, М. Н. Щелованов, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, пришли к выводу, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Они отмечают, что «умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей, двигательной и ручной». Доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы.
Пальчиковый театр, его особенности и значение.
Пальчиковый театр – это дидактическая игра (Л. В. Артемова, сюжетно-ролевая игра (Н. В. Краснощекова, театрализованная игра (А. О. Акулова).
С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя.
Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Театр способствует развитию мелкой моторики, так как в ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизирует моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковый театр развивает умение слушать, позволяет раскрыться ребенку. Ощущая себя в роли Колобка или Лисички, ребенок играет в сюжетно-ролевую игру: замкнутый в себе малыш вдруг начинает принимать активное участие в сказке и, незаметно для себя, но на радость родителям становится общительным. Куклы знакомых нам с детства персонажей помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать свои мысли, продумывать свое поведение. Здесь уже не устное народное творчество или сказка известного автора, здесь автор – сам ребенок: автор думающий, автор ответственный за своих персонажей, автор, имеющий свою позицию и точку зрения.
Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для детей, а именно:
- пальчиковый театр развивает мелку моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков;
- стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;
- заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;
- театральные постановки развивают фантазию и воображение, особенно, если речь идет о сценках-импровизациях;
- обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
- в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);
- возможность самовыражения на сцене развивает творческие способности;
- выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным.
А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию, вы сможете лучше понять мотивы и причины того или иного поведения младших школьников. Даем тему, например: «Маленький бельчонок не захотел слушаться маму и ускакал далеко в лес один». Задавайте наводящие вопросы: «Что случилось с бельчонком?», «Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять?», «Кого он встретил по пути?», «Как он нашел дорогу домой?». При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, школу, обретение новых друзей. По ходу постановки можно подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях.
Пальчиковые театры это прежде всего : вязанные фигурки, которые надеваются на пальцы рук; из бумажной массы; из теннисных шариков, на которых рисуются лица персонажей; куклы, сделанные из различных видов тканей; небольшая ширма и декорации. Персонажи создаются из бумаги, маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров и многое другое, на что способно ваше воображение.