Ирина Сафронова
Пальчиковые игры по темам
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование пальчиковых игр
по лексическим темам
Наш любимый детский сад Дружба. [/i]
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружимся
Маленькие пальчики.
Обхватить правой ладонью – левую и покачивать в ритме стихотворения.
Затем тоже самое сделать – обхватив левую ладонь правой
Безопасность дома, в д/с, на улице Как живёшь?
- Как живёшь?
- Вот так!
- Как идёшь?
- Вот так!
- Как берёшь?
- Вот так!
- А даёшь?
- Вот так!
- Как грозишь?
- Вот так!
- А как спишь?
Публикация «Пальчиковые игры по темам» размещена в разделах
- Вот так! Показать большой палец.
Пошагать по столу двумя пальцами.
Показать щепотку.
(и далее по тексту)
Осень в лесу Осень.
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Плавные, волнообразные движения ладонями.
Загибать по одному пальчику.
Спокойно укладываем ладони на стол.
Осень в лесу. Ягоды.
1, 2, 3, 4, 5.
В лес идём мы погулять.
За черникой, за малиной,
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём! Пальцы обеих рук «здороваются» начиная с больших.
Обе руки «идут» по столу.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Осень в лесу. Грибы.
Я корзинку в лес беру.
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Подосиновик, маслёнок,
Подберёзовик, опёнок.
Боровик, лисичка, груздь –
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки,
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
А мухомор не принесу.
Пусть останется в лесу. Удивляются, разводят руки в сторону.
Поочерёдно загибают пальчики.
Большой палец отставляют вверх.
Грозят ему.
Осень Листья
Ветер северный подул
«С-с-с», - все листья
С липы сдул…
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»
Град по ним заколотил,
Листья насквозь все пробил.
Снег потом припорошил,
Одеялом их накрыл. Подуть на пальцы.
Произнести звук «С-с-с»
Ладони обеих рук плавно положить на стол.
Постучать пальцами по столу.
Постучать кулаками.
Кисти рук вперёд-назад.
Ладони прижать к столу.
Осенняя ярмарка. Овощи, фрукты Овощной магазин.
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке.
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок.
Перец и морковку
Уложила ловко.
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец! Дети соединяют ладошки «корзинкой».
Сгибают пальчики, начиная с большого.
Показывают большой палец.
Дары садов и огородов Компот.
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Сив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Левую ладошку держим «ковшиком».
Указательным пальцем правой руки «мешаем».
Загибаем пальцы по одному, начиная с большого.
Опять «варят» и «мешают».
Делают ладошками характерное приглашающее движение.
Откуда хлеб пришёл Баран и баранки.
Рано утром спозаранку
Покупал баран баранки.
Для барашков, для овечек:
Десять маковых колечек.
9 сушек, 8 плюшек,
7 лепёшек, 6 ватрушек,
5 коржей, 4 пышки,
3 пирожных, 2 коврижки.
И один калач купил –
Про себя не позабыл. Указательными пальцами обеих рук крутим в разные стороны по кругу.
Пальцы разжать и загибать по одному.
Мизинчик не сгибаем, поглаживаем его в такт.
Хлеб
А из теста мы слепили:
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки.
Булочки и калачи.
Всё мы испечём в печи.
Очень вкусно! Сжимают и разжимают пальчики.
Прихлопывают ладошками, «лепят».
Поочерёдно разгибают пальчики.
Обе ладошки разворачивают вверх.
Гладят живот.
Перелётные птицы Птичек стайка.
Пой-ка, подпевай-ка!
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка
Серенькое пёрышко.
Это зяблик, это стриж,
Это развесёлый чиж.
Ну, а это злой орлан…
Птички, птички по домам! Пальцы рук сжаты в кулак.
Услышав название птиц, разжимать по одному пальцу сначала на правой, потом на левой руке.
На последних словах пальцы обеих рук сжать в кулак.
Вот я какой. Тело человека, гигиена Грязнули.
Кто зубы не чистит,
Не моется с мылом,
Тот вырасти может
Болезненным, хилым.
С грязнулями дружат
Только грязнули,
Которые сами
В грязи утонули.
У них вырастают огромные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся
Воды и простуд,
А иногда и совсем не растут. Имитируем называемые предметы.
Сцепим пальчики в замок, сделаем руками «плавательные движения».
Покажем пальчиками «собачку».
Обхватим плечи руками.
Затем вытянемся вверх.
Это я.
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка, тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп!
Это ножки. Топ-топ!
Ой, устали, вытрем лоб! Показать левое, правое ухо.
(далее так же по тексту)
Одежда, обувь Голышок – малышок.
Голышу – малышу
Сшили понемножку
Голышу – малышу
Новую одёжку.
Красную рубашку,
Шорты голубые
И пришьём кармашки –
Молодцы какие! Имитация шитья игрой.
Пальцем рисуем в воздухе контуры одежды.
Покажем большие пальцы обеих рук.
Обувь.
Всюду-всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам.
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали.
После лезем под кровать
Будем там тихонько спать! Средние и указательные пальцы «шагают» по столу.
Дети загибают по одному пальцу, начиная с большого.
Укладываем ладони на стол.
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки,
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
Строительство. Дом Новый дом.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери, мой друг!
Мы построим новый дом,
Есть окошко в доме том.
Есть ещё одно, повыше,
Есть труба вверху на крыше.
Дом готов, зовём гостей:
«Приходите поскорей!» Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Ставят рядышком ладошки – «стены».
Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей».
Мизинец отставляют в сторону – труба.
Делают приглашающий жест.
Дом на горе На горе мы видим дом.
Много зелени кругом.
Вот – деревья, вот кусты.
Вот – душистые цветы.
Окружает всё забор.
За забором – чистый двор.
Мы ворота открываем, к дому быстро подбегаем,
В дверь стучимся:
«Тук-тук-тук!»
Кто-то к нам идёт на стук…
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли. Кистями рук «сложить» домик.
Волнообразные движения кистями рук.
Руками показать «кусты»
Пальцами- бутон.
Показать пальцами забор.
Погладить ладонями стол.
Кистями показать «открытые ворота».
Пальцы «пробежали» по столу.
Постучали кулаками по столу.
Ладонь приставить к уху.
Вытянуть руки вперёд.
Квартира. Мебель Мебель.
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал –
Десять пальчиков зажал. Услышав название мебели, зажимаем по одному пальцу.
На последней фразе – сжимаем-разжимаем кулачки.
1, 2, 3, 4
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровать мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
Загибаем пальчики на обеих руках, начиная с большого. Сжимаем – разжимаем кулачки.
Хлопаем в ладоши.
Стучим кулачками (чередуя).
Кухня. Посуда Машина каша.
Маша каши наварила.
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу:
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску – курицам, цыплятам,
И в корыто – поросятам.
Всю посуду заняла,
Всё до крошки раздала. Указательным пальцем правой руки дети мешают в правой ладошке.
Загибают по одному пальчику.
Разжимают кулачок.
Сдувают «крошку» с ладошки.
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли,
Чайник, чашку,
Блюдце, ложку
И большую поварёшку.
Труд повара. Продукты питания Тесто.
Мы тесто месили,
Мы тесто месили.
Нас тщательно
Всё промесить попросили.
Мы тесто помесим,
Мы тесто помнём,
С повидлом потом
Пироги испечём.
Пальчиками «месим тесто» и «печём» пироги.
Труд повара Повар готовил обед.
А тут отключили свет.
Повар леща берёт
Опускает в компот.
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье.
Мешает суп кочерыжкой,
Угли бьёт поварёшкой.
Сахар сыплет в бульон
И очень доволен он! Ребром ладони бьёт по столу.
Загибаем большой палец на левой руке …
Щепоткой сыплет.
Хлопнуть в ладоши.
Продукты питания Апельсин.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа (чижа, утят, котят, бобра)
А для волка – кожура.
Он сердит на нас. Беда!
Разбегайтесь кто куда!
Мы читаем К. И. Чуковского Путешествие.
От Одного и до Пяти –
По склонам и по кочкам,
От одного и до пяти
По рощам и лесочкам!
Что нам встретится в пути,
Точно неизвестно,
И поэтому идти
Очень интересно! Указательным пальцем правой руки проводим между каждым пальцем не отрывной линией по другой руке.
Зима
Зимой морозы наступают.
Наши ручки замерзают.
Поиграем мы немножко,
И похлопаем в ладошки.
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.
Чтобы пальчики согреть,
Нужно сильно растереть.
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем, разжимаем. Кулачки прижать друг к другу.
Хлопаем в ладоши. Тереть ладонь о ладонь.
Греем руки круговыми движениями.
Сжимаем, разжимаем.
Зимующие птицы Кормушка.
Сколько птиц к
кормушке нашей
Прилетело?
Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
На каждое название птиц загибают по одному пальцу.
Отстукивают подушечками пальцев по столу.
Звери наших лесов В мире животных.
Медведь в берлоге крепко спит.
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ёжик и барсук.
Только заиньке не спится,
Убегает от лисицы.
Мелькает он среди кустов,
На петлял – и был таков! Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Показывают большой палец, вращая им.
Соединяют большой палец правой руки с указательным – левой. И наоборот.
У лисы в лесу густом
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле из ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
А в берлоге – косолапый –
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём! Дети загибают пальцы на каждое двустишие.
Удары поочерёдно ладонями и кулаками.
Хвойные деревья Ёлочка.
Перед нами ёлочка.
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки. Закрывают в кулак по одному пальцу.
Новый год На ёлке.
Мы на ёлке веселились,
Песни пели и резвились.
После добрый Дед Мороз
Нам подарочки принёс.
Дал большущие пакеты,
В них же вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко,
Один – настоящий мандарин. Ритмичные хлопки в ладоши.
Ритмичные удары кулачками.
Дети «шагают» средними и указательными пальцами обеих рук по столу.
«Рисуют» руками большой круг.
Ритмичные хлопки.
Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.
Зимние забавы Ой, снежок, снежок!
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть,
На лыжах бегать.
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться. Поочерёдно соединять большой палец с остальными.
Зимние забавы
1, 2, 3, 4, 5,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.
Обитатели рек, морей, водоёмов Рыбка.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. Две ладошки вместе «рыбка».
Грозят пальчиком.
Медленно сближают ладони.
Изображают ладонями рыбку.
Делают хватательные движения обеими руками.
Снова «плывут».
Животные жарких стран Слоны.
Однажды в джунглях
Слоны плясали.
Что было в джунглях
Представьте сами. Большим, указательным, безымянным пальцами «топаем» по столу.
Средний палец выдвинуть вперёд «хобот».
Животные холодных стран На горе.
Как на горке снег, снег,
Как под горкой снег, снег,
И на ёлке
И под ёлкой
А под снегом спит медведь.
Тише-тише не шуметь! Трясём пальцами над столом (вверху; внизу)
Обнять себя за плечи.
Пальчик к губам.
Шепотом произнести последнюю фразу.
Домашние животные Телёнок.
Бу-бу-бу
Я рогатый.
Бу-бу-бу
Я хвостатый.
Бу-бу-бу
Я ушастый.
Бу-бу-бу - очень страшный.
Бу-бу-бу – испугаю.
Бу-бу-бу – забадаю. Стучим кулачками друг о друга.
Показывает в соответствии с текстом «ушки», «хвостик», «рожки», «страшилку».
Овечки
У овечек на шубках – колечки,
Те овечки пасутся у речки.
Их пасут две собачки лохматые,
Что виляют хвостами мохнатыми.
А пастух на пригорке у дерева,
На свирели играет затейливо.
Быстро бегают ловкие пальчики,
На полянке цветут одуванчики.
Колокольчик под ветром колышется,
Нам мелодия нежная слышится. Из пальцев по очереди сделать «колечки».
Изобразить собаку.
Кистями помахать как «хвост».Изобразить дерево.
Поиграть на воображаемой свирели.
Изобразить цветок.
В стороны покачать кистями.
Кисти прижать к правому уху.
Наши защитники Солдаты.
Мы солдаты, мы солдаты.
Бодрым шагом мы идём.
В нашу армию, ребята,
Мы потом служить пойдём.
Нужно быть умелыми, сильными и смелыми. Пальцы бодро маршируют по столу.
Ладони на столе, пальцы сжимаем и разжимаем.
Мы читаем Михалкова Шарик.
Надуваем быстро шарик –
Он становится большим.
Вдруг наш шарик лопнул,
Воздух вышел –ш-ш-ш!
Стан он тонким и худым. Пальцы в щепотке.
Дуем на них. Ладони приобретают форму шара.
Воздух выходит – пальцы в исходном положении.
Семья. Мамин праздник Моя семья.
1, 2, 3, 4!
Кто живёт в моей квартире!
1, 2, 3, 4, 5.
Всех могу пересчитать.
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка.
Канарейка, пёс и я.
Вот и вся моя семья! Хлопаем в ладоши, поочерёдно поглаживаем.
Массируем все 10 пальцев.
Семья
Вот домашние мои.
Все со мной теперь они.
1, 2, 3, 4, 5!
Надо их пересчитать:
Этот пальчик – бабушка,
… дедушка,
… мамочка,
… папочка,
… я
Вот и вся моя семья!
Профессии Повар.
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берёт,
И опускает в компот.
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье.
Мешает суп кочерыжкой,
Угли бьёт поварёшкой.
Сахар сыплет в бульон
И очень доволен он! Ребром ладони бьёт по столу.
Загибает по одному пальцу на левой руке.
Щепоткой сыплет.
Хлопает в ладоши.
Игрушки Игрушки.
Я люблю свои игрушки:
Куклы, зайки, погремушки,
Барабан, машинка, зайчик,
Кубики, юла и зайчик. Поглаживаем одну ладошку другой.
Поочерёдно загибаем по одному пальцу на каждое название игрушек.
Весна Весенний дождик.
Дождик песенку поёт.
Только кто её поймёт?
Не поймём ни я, ни ты,
Но зато поймут цветы,
И зелёная трава,
И весенняя листва. Пальцы стучат по столу в разном темпе.
Наш край. Наш город Экскурсия.
Мы по улице шагаем,
Много видим, называем:
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины.
Скверы, улицы, мосты,
И деревья, и кусты. «Шагаем» пальцами по столу.
Загибаем по одному пальцу на каждый отсчёт.
Космос Звездочёт.
На луне жил звездочёт.
Он планетам вёл учёт:
Меркурий – раз;
Венера – два;
Три – Земля;
Четыре – Марс;
Пять – Юпитер;
Шесть – Сатурн;
Семь – Уран;
Восьмой – Нептун. Показать шапочку над головой.
Загибаем пальцы по одному.
Транспорт Транспорт.
Автобус, троллейбус,
Машина, трамвай,
О них ты на улице
Не забывай.
В морях – корабли,
Ледоколы, суда.
Они очень редко заходят сюда. Соединяем с большим все пальцы с указательного на ударный слог.
Транспорт
Будем пальчики считать.
Будем транспорт называть.
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
С. Я. Маршак Где обедал воробей.
Спорт Спортсмены.
Чтоб болезней не бояться,
Нужно спортом заниматься.
Играет в теннис – теннисист.
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет – футболист,
В хоккей играет- хоккеист.
В волейбол – волейболист,
В баскетбол – баскетболист. Поднимают руки к плечам, в стороны.
Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.
Спорт
Пальчики в футбол играют,
Все друг друга обгоняют.
Все бегом, вприпрыжку, вскачь.
Все хотят ударить мяч.
Каждый забивает гол.
Хорошо играть в футбол.
День Победы
Бойцы-молодцы.
Пальцы наши – молодцы.
Удалые все бойцы.
Два больших и крепких малых.
И солдат в боях бывалых.
Два гвардейца-храбреца.
Два сметливых молодца.
Два героя безымянных.
Два бойца – весьма упрямых.
Встали словно на парад!
Пальцы ровно держат ряд! Растопырить пальцы.
Сжать пальцы в кулак.
Приподнять большие пальцы.
Приподнять – указательные (средние; безымянные, мизинцы).
Поставить ладони пальцами вверх на столе.
Вытянуть ровные пальчики.
Школа В школу.
В школу осенью пойду.
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду!
Но свой садик не забуду. Дети «шагают» пальчиками по столу.
Загибают по одному пальцу на обеих руках.
Грозят указательным пальцем.
Насекомые Кто тут звенит?
Дружно пальчики считаем,
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! Сжимают и разжимают пальцы.
Поочерёдно загибают пальцы в кулак.
Вращают мизинцем.
Прячут руки за спину.
Пчела
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стекоза,
Как фонарики глаза.
Пожжужали, полетали,
И от устали упали. Машут ладошками.
На каждое насекомое загибают один пальчик.
Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.
Машут ладошками.
Роняют ладони на стол.