Елена Хавшабо
Дидактические игры по лексическим темам №3
▼ Скачать + Заказать документы
11. «Домашние птицы»
1. «Один - много». Образование мн. ч. информационные слова в родительном падеже.
Гусь – гуси – гусей (гусыня, утка, петух, курица, селезень, индюк, индюшка, гусенок, утенок, цыпленок, индюшонок).
2. «Назови родителей». Поиск соответствующего понятия.
У цыпленка – курица, петух
У индюшонка – индюшка, индюк
У утенка – утка, селезень
У гусенка – гусыня, гусак.
Публикация «Дидактические игры по лексическим темам №3» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
3. «Назови ласково». Образование информационные слова с ум. -ласк. суффиксами в ед. и мн. числе.
Гусыня – гусынюшка – гусынюшки Гусь – гусачок - гусачки
Утка – уточка – уточки Петух – петушок – петушки
Индюшка – индюшечка – индюшечки
Индюшонок – индюшоночек – индюшатки
Цыпленок – цыпленочек – цыплятки Яйцо – яичко – яички
Крыло – крылышко – крылышки
Зерно – зернышко – зернышки.
4. «Счет». Согласование информационного слова с числительными.
Одна утка – две утки – пять уток
Один утенок - два утенка – пять утят и т. д. по всем птицам и детенышам.
5. «Измени по образцу». Образование сравнительной степени прилагательных.
Красивый – красивее (мягкий, длинный, короткий, добрый, злой, сильный, слабый, высокий, низкий, толстый, тонкий, твердый).
Дидактические игры по теме
12. «Домашние животные»
1. «Один - много». Образование мн. ч. информационного слова в родительном падеже.
Кошка – кошки – кошек (собака, корова, лошадь, свинья, овца, коза).
2. «Назови ласково». Образование информационные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Собака - собачка и т. д.
3. «Счет животных и их детенышей». Согласование информационного слова с числительными.
Одна овца – две овцы – пять овец
Один ягненок – два ягненка – пять ягнят и т. д.
4. «У кого – кто?». Образование информационного слова с ум. - ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе.
У лошади – жеребенок (жеребята) и т. д.
5. «Назови семью». Упражнение в словообразовании.
Папа – кот, мама – кошка, детеныш – котенок, детеныши – котята и т. д.
Дидактические игры по теме
13. «Дикие животные наших лесов»
1. «Один - много». Образование мн. ч. информационного слова в родительном падеже.
Заяц – зайцы – зайцев (волк, медведь, белка, лиса, еж, барсук, лось, олень).
2. «Назови ласково». Образование информационные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Медведь – медведушка и т. д.
3. «Счет животных и их детенышей». Согласование информационные слова с числительными.
Один олень – два оленя – пять оленей
Один олененок – два олененка – пять оленят и т. д.
4. «У кого – кто?». Образование информационные слова с ум. -ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе.
У белки – бельчонок (бельчата) и т. д.
5. «Назови семью». Упражнение в словообразовании.
Папа – волк, мама – волчица, детеныш – волчонок, детеныши – волчата и т. д.
Дидактические игры по теме
14. «Зима»
1. «Один - много». Образование мн. ч. информационного слова в родительном падеже.
Снег – много снега (зима, мороз, лед, звезда, день, узор, ночь, снежинка, снеговик, санки, буря, вьюга, стужа, холод, дерево, забава).
2. «Назови ласково». Образование информационного слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Зима – зимушка, мороз – морозец, холод – холодок и т. д.
3. «Каким бывает?» Поиск соответствующего понятия.
Снег – белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий.
Зима – холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная.
Снежинки – белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.
Что могут делать снежинки – летать, кружиться, виться, танцевать, порхать…
4. «Подбери признак к предмету». Согласование информационные слова с ИП.
Снежный – ком …; снежная - …; снежные - заносы…; снежное – поле… .
5. «Чем похожи и не похожи». Построение монолога, развитие умения сравнивать понятия. Лед и снег; лед и стекло; лед и зеркало; снег и вата.
Дидактические игры по теме
15.«Новый год»
1. Отгадай загадку.
На первую ступеньку встал парень молодой
К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Новый год)
2. Вспомнить, сколько месяцев в году и повторить их названия.
3. «Подбери признак». Согласование информационного слова с ИП.
Елка (какая) - …Праздник (какой) - …
Елочные игрушки (какие) - …Дед Мороз (какой) - …
Подарки (какие) - …Снегурочка (какая) - …
4. «Скажи наоборот». Подбор антонимов.
Темный – светлый Короткий – … (длинный)
Холодный – … (теплый, горячий) Пасмурный - … (ясный, солнечный)
Ветер - … (безветрие, тихая погода) Заморозки - … (оттепель)
Зимний - … (летний).
5. «Посчитай». Образование информационные слова и ИП мн. числа в родительном падеже.
Одна новогодняя ночь – две новогодние ночи – пять новогодних ночей
Один холодный день – два холодных дня – пять холодных дней
Дидактические игры по теме
16. «Зимние забавы»
1. Отгадай загадку.
Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)
Мчусь как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед. Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки).
Все лето стояли, зимы ожидали. Дождались поры – помчались с горы. (Санки)
По снегу покатите – я подрасту. На костре согреете – я пропаду. (Снежный ком)
2. «Почему так назван?» Образование сложных слов.
Конькобежец – бегает на коньках; саночник – катается на санках; лыжник – катается на лыжах; хоккеист – играет в хоккей; фигурист – занимается фигурным катанием.
3. «Один - много». Образование мн. ч. информационные слова в родительном падеже.
Лыжник – лыжники – лыжников и т. д.
4. «Счет». Согласование информационного слова с числительными.
Один конькобежец – два конькобежца – пять конькобежцев.
Один саночник – два саночника – пять саночников.
Один лыжник - два лыжника – пять лыжников.
Один хоккеист – два хоккеиста – пять хоккеистов.
Один фигурист – два фигуриста – пять фигуристов.
5. «Кому что нужно». Употребление дательного падежа информационного слова.
Клюшка нужна хоккеисту; коньки нужны…; санки - …; лыжи - …; шайба - …
Дидактические игры по теме
17.«Животные холодных стран»
1. «Один - много». Образование мн. ч. информационного слова в родительном падеже.
Белый медведь – белые медведи – белые медведи (песец, морж, северный олень, тюлень).
2. «Счет животных». Согласование информационного слова с числительными.
Один песец – два песца – пять песцов и т. д.
3. Чей след? Чья шерсть? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных.
У оленя след – олений, шерсть – оленья, ухо – оленье, глаза – оленьи
У медведя след – медвежий, шерсть – медвежья, ухо – медвежье, глаза – медвежьи.
4. «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа информационного слова.
Что? – оленьи рога и собачьи упряжки
Нет чего? – оленьих рогов и собачьих упряжек
Радуешься чему? – оленьим рогам и собачьим упряжкам
Видишь что? – оленьи рога и собачьи упряжки
Доволен чем? - оленьими рогами и собачьими упряжками
Говоришь о чем? – об оленьих рогах и о собачьих упряжках.
. Пересказ рассказа. Развитие связной речи.
Медведи
Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:
- Где ты живешь? – В лесу.
- А я на севере, на льдине. У тебя шерсть какого цвета? – Коричневого.
- А у меня шерсть белая. Что ты ешь? – Листья, ягоды, рыбу.
- Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? – Сплю в берлоге.
- А у меня нет берлоги, я сплю на льдине, в снегу.
4. «Сравни медведей». Составление сложносочиненных предложений с союзом а.
Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый … .
У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого … .
Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый … .
Бурый медведь спит в берлоге, а белый … .
5. Составить описательный рассказ про домашнее животное (по выбору, по плану:
Кто это? Где живет? Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).
Чем питается? Как добывает пищу? Враги. Как защищается? Детеныши.
Дидактические игры по теме
18.«8 Марта»
1. «Закончи предложение». Склонение информационных слов.
У каждого малыша есть … (мама). Каждый человек любит свою … (маму). На свете очень трудно жить без (мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы … (маме). Я люблю гулять со своей (мамой). Я очень горжусь своей (мамой).
2. «Опиши, какая, что делает?» Поиск соответствующего понятия.
Мама (какая) – веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная; работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет.
Бабушка - …
Сестра - … .
3. «Назови женскую профессию». Образование информационного слова женского рода.
Ткач – ткачиха Певец – певица
Пианист – пианистка Учитель – учительница
Художник – художница Проводник – проводница
Переводчик - переводчица Воспитатель – воспитательница
4. «Помощник / помощница». Изменение глаголов по временам.
Я мою пол. Я буду мыть пол. Я Вымыл (а) пол.
Я стираю белье. Я буду стирать белье. Я постирал (а) белье.
Я вытираю пыль. Я буду вытирать пыль. Я вытерла пыль.
5. «Назови ласково». Образование информационного слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Мама – мамочка, мамуля, матушка
Бабушка - …
Сестра - …
Тетя - …
Анна, Аня – Анечка, Анюта, Аннушка
Анастасия, Настя - …
Елена, Лена - …
Ирина, Ира - …
Мария, Маша - … .
Дидактические игры по теме
19. «Продукты питания»
1. «Назови ласково». Образование информационного слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Суп - супчик Торт - тортик
Масло - маслице Варенье - вареньице
Блин - блинчик Каша - кашка
Котлета - котлетка Изюм - изюминка
Лапша - лапшичка Икра - икринка
Творог - творожок Мармелад - мармеладинка
Баранки - бараночки Горох - горошинка
Хлеб - хлебушек Печенье - печеньице
2. «Один - много». Образование мн. ч. информационного слова в родительном падеже.
Суп – супы – много супа (супов)
Щи – щи – много щей Котлета – котлеты – много котлет
Молоко – молоко – много молока Пирог – пироги – много пирогов
Холодец – холодец – много холодца Сосиска – сосиски – много сосисок
Сок – соки – много соков (сока) Консервы – консервы – много консервов
Фарш – фарш – много фарша Каша – каши – много каш.
3. «Счет продутов». Образование информационного слова и ИП мн. числа в родительном падеже.
Одна жареная котлета – две жареные котлеты – пять жареных котлет
Один пышный пирог – два пышных пирога – пять пышных пирогов
4. «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных.
Хлеб из ржи - ржаной Каша из манки - манная
Бульон из курицы - куриный Котлеты из моркови - морковные
Бульон из рыбы - рыбный Котлеты из свеклы - свекольные
Бульон из мяса - мясной Котлеты из капусты - капустные
Молоко у коровы - коровье Оладьи из картофеля - картофельные
Молоко у козы - козье
Каша из гречки - гречневая С названиями фруктов и овощей:
Каша из риса - рисовая «Назови сок, варенье»
Каша из пшена - пшенная Сок из груш - грушевый
Каша из геркулеса - геркулесовая Варенье из груш – грушевое и т. д.
5. «Назови по образцу». Образование качественных прилагательных.
Жарить картофель – значит, он какой? – жареный
Варить свеклу – значит, она какая? - вареная
Парить репу – значит, она какая? – пареная
Морозить клюкву – значит, она какая? – мороженая
Мариновать помидоры – значит, они какие? – маринованные
Консервировать огурцы – значит, он какие? – консервированные
Солить капусту – значит, она какая? – соленая.
Дидактические игры по теме
20. «Домашние электроприборы»
1. «Один - много». Образование мн. ч. информационного слова в родительном падеже.
Телевизор – телевизоры – телевизоров (магнитофон, пылесос, люстра, телефон, радио, торшер, лампа, компьютер, холодильник, утюг, машина, плита, микроволновая печь, музыкальный центр, домашний кинотеатр, видеомагнитофон, плеер, принтер, сканер, миксер, фен, вентилятор, кондиционер, обогреватель, тостер, кофемолка, кофеварка, соковыжималка, кухонный комбайн).
2. «Назови ласково». Образование информационные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Утюг – утюжок и т. д.
3. «Счет электроприборов». Согласование информационные слова с числительными.
Один пылесос – два пылесоса – пять пылесосов и т. д.
4. «Посчитай». Образование информационного слова и ИП мн. числа в родительном падеже.
Один цветной телевизор – два цветных телевизора – пять цветных телевизоров.
Одна хрустальная люстра – две хрустальные люстры – пять хрустальных люстр.
Один высокий холодильник – два высоких холодильника – пять высоких холодильников.
5. «Скажи со счетом «нет». Образование информационные слова в родительном падеже.
Видеомагнитофон – нет видеомагнитофона и т. д.
Дидактические игры по теме
21.«Профессии»
1. «Кто что делает?». Составление предложений. Работа над слоговой структурой слова.
Милиционер регулирует уличное движение и т. д. со словами:
Врач, учитель, продавец, фотограф, почтальон, строитель, портной, крановщик, каменщик, точильщик, милиционер, библиотекарь, доярка, водитель, плотник, тракторист, экскаваторщик, носильщик, стекольщик, сварщик, слесарь, электрик, часовщик, сапожник, парикмахер, пожарник, маляр, писатель, художник, комбайнер, птичница, ткачиха, летчик, композитор, пианист, переводчик, проводник, пилот, машинист).
2. «Один - много». Образование мн. ч. информационного слова в родительном падеже.
Регулировщик – регулировщики –много регулировщиков и т. д.
3. «Счет». Согласование информационные слова с числительными.
Один часовщик – два часовщика – пять часовщиков (так же со словами милиционер, библиотекарь, экскаваторщик, стекольщик, водопроводчик, фотограф, регулировщик).
4. «Он – она». Образование информационного слова женского рода.
Он художник, а она – художница ( так же со словами: ткач, воспитатель, учитель, певец, пианист, скрипач, проводник, переводчик).
Дидактические игры по теме
22. «Транспорт»
1. Вспомни виды транспорта (водный, наземный, подземный, воздушный, легковой, грузовой, железнодорожный, спецтранспорт и т. д., их названия.
2. «Один - много». Образование мн. ч. информационного слова в родительном падеже.
Троллейбус – троллейбусы – троллейбусов (трамвай, автобус, машина, грузовик, поезд, электричка, телега; самолет, вертолет; пароход, корабль, лодка, катер, яхта, парусник).
3. «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных.
Шина для автомобилей (какая) - автомобильная
Билет на автобус (какой) - автобусный
Масло для машин (какое) – машинное.
Остановка трамвая, автобуса, троллейбуса (какая) – трамвайная и т. д.
4. «Придумай новые слова». Образование информационного слова префиксальным способом.
У-
При- ехать (уехать, приехать и т. д.)
Пере- плыть (уплыть, приплыть и т. д.)
До- лететь
Вы- бежать
За- ходить
Объ-
На-
С любым из предложенных глаголов придумай 8 предложений, используя разные приставки.
5. «Кто чем управляет?» Поиск соответствующего понятия.
Автобусом управляет (водитель) Грузовиком управляет (шофер). Поездом управляет (машинист). Вертолетом управляет (вертолетчик). Самолетом управляет (пилот). Кораблем управляет (капитан). Мотоциклом управляет (мотоциклист). Велосипедом управляет (велосипедист).
Дидактические игры по теме
23. «Животные жарких стран»
1. «Один - много». Образование мн. ч. информационного слова в родительном падеже.
Лев – львы - львов (зебра, леопард, гепард, антилопа, жираф, верблюд, тигр, слон, кенгуру, носорог, бегемот, газель, крокодил).
2. «Счет животных». Согласование информационные слова с числительными.
Один бегемот – два бегемота – пять бегемотов и т. д.
3. «Назови семью». Упражнение в словообразовании.
Папа – тигр, мама – тигрица, детеныш - тигренок, детеныши – тигрята
Папа – лев, мама – львица, детеныш - львенок, детеныши – львята
Папа – слон, мама – слониха, детеныш – слоненок, детеныши – слонята
Папа – кенгуру, мама – кенгуру, детеныш – кенгуренок, детеныши – кенгурята.
4. «Подбери признак». Согласование информационные слова с ИП.
Жираф (какой) – … ; зебра (какая) - … ; слоны (какие) - … .
5. «Подбери похожие по смыслу слова». Подбор синонимов.
Слон – большой (огромный, могучий, здоровенный, гигантский, громадный).
Дидактические игры по теме
24. «Насекомые»
1. «Один - много». Образование мн. ч. информационного слова в родительном падеже.
Комар – комары – комаров (муха, бабочка, жук, паук, стрекоза, божья коровка, муравей, гусеница, кузнечик, водомерка, оса, пчела, майский жук).
2. «Назови ласково». Образование информационные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Пчела – пчелка и т. д.
3. «Счет». Согласование информационные слова с числительными.
Один муравей – два муравья – пять муравьев и т. д.
4. «Подбери признак». Согласование информационного слова с ИП.
Муравей (какой) – маленький, трудолюбивый, быстрый, суетливый и т. д.
5. «Закончи предложение». Употребление косвенных падежей информационного слова в ед. числе.
Муравей сидел около … .Божья коровка ползла по … .
Жук спрятался под … .Муха села на … .
Гусеница сидела на … .Муха ползла по … .
6. «Бывает – не бывает». Понимание логико-грамматических конструкций.
Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.