Татьяна Томилина
Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.
Пальчиковые игры -это общепринятое название занятий на развитие
мелкой моторики у детей. Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными исто-риями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена ис-следователями Института физиологии детей и подростков.
Значение пальчиковых игр :
Публикация «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
1. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, что стимулирует развитие речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.
2. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать —то и музыкального слуха.
3. Занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся
малышам.
Цель: развитие тонких движений пальцев рук, развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений;
- совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве;
- совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной;
- совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи;
- совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.
Виды пальчиковых игр :
1. Игры-манипуляции - развивают воображение, когда ребенок в каждом пальчике видит определенный образ.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения. Позволяют детям изображать предметы мебели и транспорта, птиц, домашних и диких животных,
деревья, насекомых.
3. Пальчиковые - упражнения кинезиологические (гимнастика мозга).
4. Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук.
Здесь применяются традиционные массажные движения - растирание, разминание, пощипывание, надавливание.
5. Театр в руке. Развивают память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение.
Использование пальчиковых игр в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения :
- пальчиковые игры позволяют наладить доверительные отношения между взрослым и ребенком;
- помогают детям преодолеть стрессовые ситуации, связанные с протеканием процесса адаптации;
- пальчиковые игры дарят малышам минуты радости, вызывают у них положительное отношение к детскому саду.
Правила и этапы разучивания пальчиковых игр.
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощьювзрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки. • Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Особенности пальчиковой гимнастики для детей 3 лет.
На первых порах пальчиковые занятия положено проводить без текстового сопровождения. Это ознакомительный этап, когда ребенок тренируется управлять моторикой. Родитель показывает, а малыш старательно повторяет движения за ним.
Не нужно с первого или второго занятия нацеливаться на безупречный результат. Сначала у дошкольника не все будет получаться. Когда результат гимнастики намного улучшится, можно устроить соревновательное упражнение со сладкой наградой для победителя.
Вот несколько упражнений для начального этапа пальчиковой гимнастики :
Положите руки на горизонтальную поверхность так, чтобы одна кисть была раскрытой, вторая сжатой в кулак. Поменяйте положение: первую кисть сожмите, вторую раскройте. И так несколько раз.
Вытяните руки перед собой, сцепите пальцы. Ладони разведите в разные стороны, затем выверните кисти тыльной стороной к себе, чтобы пальцы выпрямились.
Поставьте локти на горизонтальную поверхность. Ладони поворачивайте то к себе, то от себя. При этом пальцы не должны сгибаться.
Поставьте локти на ровную поверхность. Ладони поверните так, чтобы они смотрели друг на друга. Пальцы держите прямыми в суставах, соединяйте их попарно, затем разъединяйте.
Соедините ладони и пальцы. Не разъединяя их, двигайте кистями в разных направлениях.
Приучите дошкольника самостоятельно тренировать руки, когда на это выдастся несколько свободных минут. Например, при ожидании приема в детской поликлинике. Пусть малыш гладит, массирует ладонь. Либо возьмет с собой небольшой шарообразный предмет, например, теннисный мячик, катает его, зажав между ладонями. Замечательное упражнение для пальчиков детям – перекатывание тонкого трубкообразного предмета, например, фломастера, по ровной поверхности.
Пользу как дополнение к гимнастике приносят творческие занятия, при которых задействуются руки: лепка из пластилина и теста, рисование гуашью и акварелью.
Отличный вариант совмещения гимнастики и изобразительного искусства: рисование пальчиковыми красками. Они совершенно безвредны для организма ребенка. Малыш макает пальцы в баночку, размазывает краску по бумажному листу, тем самым тренирует мышцы и суставы рук, учится фантазировать. К 5-6 годам использование пальчиковых красок неактуально. В этом возрасте ребенок уже должен овладеть навыком работы с художественными кисточками и карандашами.
Зверята.
«Это – трусливый зайчонок» – согните мизинец;
«Это – сердитый волчонок» – безымянный;
«Это – красивый лисенок» – средний;
«Это – колючий ежонок» – указательный;
«Это – косолапый мишка» – большой;
«А это – для мишки еловая шишка» – выставите вперед получившийся кулак.
Кто это летает
«Кто это летает возле уха? Так это же муха!» – совершайте круговые движения указательным пальцем возле ушной раковины с произнесением звука «ж-ж-ж-ж»;
«Кто это летает возле носа? Так это же оса!» – делайте круговые движения пальцем возле кончика носа с произнесением звука «з-з-з-з»; «Кто это сел на лоб? Так это же комар!» – коснитесь лба указательным пальцем со звуком «пи-и-и»;
«Что сделать с комаром? Надо его вот так!» – легонько ударьте себя ладонью по лбу;
«Нет, лучше отпустить комара!» – поднесите раскрытую ладонь ко рту, дуньте на нее.
Кормушка.
«Висит кормушка во дворе, для всех птичек угощенье» – делайте «подзывающие» движения руками;
«Для синичек – сала кусочек» – сделайте движение ребром кисти, будто что-то отрезаете;
«Зернышки – для воробушков» – сложите пальцы вместе, имитируйте, будто сыплете зерно;
«Голубям – крошки» – потрите ладони друг о друга, словно крошите хлеб; «Воронам – макарошки» – вытяните раскрытые ладони вперед.
«Улитка»
Улитка, улитка, покажи рога
Дам кусок пирога, пышки, ватрушки.
Сдобные лепешки, покажи рожки.
«Надувала кошка шар»
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал.
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – ХЛОП!
«Олень»
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Мимо заяц пробегал,
В дверь ему стучал.
Тук-тук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай!
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трём, трём,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмём, жмём,
А потом и в рот кладем. Ам!
"Хомячок"
Хомка-хомка хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встает, щечки моет, щёчки трет.
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять- Хомка сильным хочет стать.
Игрушки.
«Шарик». Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Пчелки.
«Висит на ветке улей – домик для пчелок» – вытяните вперед кулак.
«Пчелки вылетают, посчитаем их» – по очереди разгибайте пальчики;
«Одна, две, три, четыре, а вот и пять! Сейчас будут нас кусать!» – пощекочите ребенка.
Лето.
«От тучек небо освободилось» – совершайте руками размашистые движения, словно разгоняя тучи;
«На ясном небе солнце появилось» – сложите ладони ребрами со стороны большого пальца, остальные пальцы растопырьте, поднимите руки над головой;
«Радуется детвора» – хлопайте в ладоши;
«Настала летняя пора» – разведите руки.
Зарядка.
«У нас пальчики спортивные, они многое умеют» – растопырьте пальцы, пошевелите ими;
«Шагают, бегают» – делайте «шагающие» и «бегущие» движения пальчиками;
«Тренируются, отжимаются» – сжимайте и разжимайте кулаки;
«Хорошо стараются» – похлопайте в ладоши.
Солнышко.
«Утро настало, солнышко встало» – тяните руки как можно выше;
«Ночка придет, солнышко спать пойдет» – опустите руки;
«Счастливо солнышко живет» – покрутите расслабленными кистями вправо-влево;
«И нам лучики счастья шлет» – похлопайте в ладоши.
Список использованной литературы:
Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М. : ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004. – 213 с.
Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб. : «Паритет», 2003;
Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М. : «ГНОМ и Д», 2002;
Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М. : Творческий центр Сфера, 2009.
Интернет-ресурсы