Получи документы

Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста (1 фото)

Татьяна Томилина
Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.

Пальчиковые  игры  -это общепринятое название занятий на развитие 

мелкой моторики у детей. Как правило, пальчиковые  игры сопровождаются рифмованными исто-риями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена ис-следователями Института физиологии детей и подростков.

Значение пальчиковых игр :

Публикация «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Пальчиковые  игры  развивают мелкую моторику, что  стимулирует развитие речевых центров.  Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям  в  будущем:  рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т.  д.

2. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению  словарного  запаса, а если стихотворение не проговаривать,  а  напевать —то и музыкального слуха.

3. Занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного  контакта,  в том числе и тактильного, между взрослым  и  ребёнком,  что  положительно сказывается на дальнейших отношениях между  ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся

малышам.

Цель: развитие тонких движений пальцев рук, развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений;

- совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве;

- совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных  видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной;

- совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи;

- совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

Виды пальчиковых игр :

1. Игры-манипуляции - развивают воображение, когда ребенок в каждом пальчике видит определенный образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения. Позволяют детям изображать предметы мебели и транспорта, птиц, домашних и диких животных,

деревья, насекомых.

3. Пальчиковые - упражнения кинезиологические (гимнастика мозга).

4. Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук.

Здесь применяются традиционные массажные движения - растирание, разминание, пощипывание, надавливание.

5. Театр в руке. Развивают память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение.

Использование пальчиковых игр в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения :

- пальчиковые игры позволяют наладить доверительные отношения между взрослым и ребенком;

- помогают детям преодолеть стрессовые ситуации, связанные с протеканием процесса адаптации;

- пальчиковые игры дарят малышам минуты радости, вызывают у них  положительное отношение к детскому саду.

Правила и этапы разучивания пальчиковых игр.

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощьювзрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки. • Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

• Используйте максимально выразительную мимику.

• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Особенности пальчиковой гимнастики для детей 3 лет.

На первых порах пальчиковые занятия положено проводить без текстового сопровождения. Это ознакомительный этап, когда ребенок тренируется управлять моторикой. Родитель показывает, а малыш старательно повторяет движения за ним.

Не нужно с первого или второго занятия нацеливаться на безупречный результат. Сначала у дошкольника не все будет получаться. Когда результат гимнастики намного улучшится, можно устроить соревновательное упражнение со сладкой наградой для победителя.

Вот несколько упражнений для начального этапа пальчиковой гимнастики :

Положите руки на горизонтальную поверхность так, чтобы одна кисть была раскрытой, вторая сжатой в кулак. Поменяйте положение: первую кисть сожмите, вторую раскройте. И так несколько раз.

Вытяните руки перед собой, сцепите пальцы. Ладони разведите в разные стороны, затем выверните кисти тыльной стороной к себе, чтобы пальцы выпрямились.

Поставьте локти на горизонтальную поверхность. Ладони поворачивайте то к себе, то от себя. При этом пальцы не должны сгибаться.

Поставьте локти на ровную поверхность. Ладони поверните так, чтобы они смотрели друг на друга. Пальцы держите прямыми в суставах, соединяйте их попарно, затем разъединяйте.

Соедините ладони и пальцы. Не разъединяя их, двигайте кистями в разных направлениях.

Приучите дошкольника самостоятельно тренировать руки, когда на это выдастся несколько свободных минут. Например, при ожидании приема в детской поликлинике. Пусть малыш гладит, массирует ладонь. Либо возьмет с собой небольшой шарообразный предмет, например, теннисный мячик, катает его, зажав между ладонями. Замечательное упражнение для пальчиков детям – перекатывание тонкого трубкообразного предмета, например, фломастера, по ровной поверхности.

Пользу как дополнение к гимнастике приносят творческие занятия, при которых задействуются руки: лепка из пластилина и теста, рисование гуашью и акварелью.

Отличный вариант совмещения гимнастики и изобразительного искусства: рисование пальчиковыми красками. Они совершенно безвредны для организма ребенка. Малыш макает пальцы в баночку, размазывает краску по бумажному листу, тем самым тренирует мышцы и суставы рук, учится фантазировать. К 5-6 годам использование пальчиковых красок неактуально. В этом возрасте ребенок уже должен овладеть навыком работы с художественными кисточками и карандашами.

Зверята.

«Это – трусливый зайчонок» – согните мизинец;

«Это – сердитый волчонок» – безымянный;

«Это – красивый лисенок»средний;

«Это – колючий ежонок» – указательный;

«Это – косолапый мишка» – большой;

«А это – для мишки еловая шишка» – выставите вперед получившийся кулак.

Кто это летает

«Кто это летает возле уха? Так это же муха!» – совершайте круговые движения указательным пальцем возле ушной раковины с произнесением звука «ж-ж-ж-ж»;

«Кто это летает возле носа? Так это же оса!» – делайте круговые движения пальцем возле кончика носа с произнесением звука «з-з-з-з»; «Кто это сел на лоб? Так это же комар!» – коснитесь лба указательным пальцем со звуком «пи-и-и»;

«Что сделать с комаром? Надо его вот так!» – легонько ударьте себя ладонью по лбу;

«Нет, лучше отпустить комара!» – поднесите раскрытую ладонь ко рту, дуньте на нее.

Кормушка.

«Висит кормушка во дворе, для всех птичек угощенье» – делайте «подзывающие» движения руками;

«Для синичек – сала кусочек» – сделайте движение ребром кисти, будто что-то отрезаете;

«Зернышки – для воробушков» – сложите пальцы вместе, имитируйте, будто сыплете зерно;

«Голубям – крошки» – потрите ладони друг о друга, словно крошите хлеб; «Воронам – макарошки» – вытяните раскрытые ладони вперед.

«Улитка»

Улитка, улитка, покажи рога

Дам кусок пирога, пышки, ватрушки.

Сдобные лепешки, покажи рожки.

«Надувала кошка шар»

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал.

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – ХЛОП!

«Олень»

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окошко.

Мимо заяц пробегал,

В дверь ему стучал.

Тук-тук, дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне давай!

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим, 

Мы морковку трём, трём,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмём, жмём,

А потом и в рот кладем. Ам!

"Хомячок"

Хомка-хомка хомячок, полосатенький бочок.

Хомка раненько встает, щечки моет, щёчки трет.

Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз два три четыре пять- Хомка сильным хочет стать.

Игрушки.

«Шарик». Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Пчелки.

«Висит на ветке улей – домик для пчелок» – вытяните вперед кулак.

«Пчелки вылетают, посчитаем их» – по очереди разгибайте пальчики;

«Одна, две, три, четыре, а вот и пять! Сейчас будут нас кусать!» – пощекочите ребенка.

Лето.

«От тучек небо освободилось» – совершайте руками размашистые движения, словно разгоняя тучи;

«На ясном небе солнце появилось» – сложите ладони ребрами со стороны большого пальца, остальные пальцы растопырьте, поднимите руки над головой;

«Радуется детвора» – хлопайте в ладоши;

«Настала летняя пора»разведите руки.

Зарядка.

«У нас пальчики спортивные, они многое умеют» – растопырьте пальцы, пошевелите ими;

«Шагают, бегают» – делайте «шагающие» и «бегущие» движения пальчиками;

«Тренируются, отжимаются» – сжимайте и разжимайте кулаки;

«Хорошо стараются» – похлопайте в ладоши.

Солнышко.

«Утро настало, солнышко встало» – тяните руки как можно выше;

«Ночка придет, солнышко спать пойдет» – опустите руки;

«Счастливо солнышко живет» – покрутите расслабленными кистями вправо-влево;

«И нам лучики счастья шлет» – похлопайте в ладоши.

Список использованной литературы:

Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М. : ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;

Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

Богуславская З. М., Смирнова Е. О.  Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004. – 213 с.

Борисенко М. Г., Лукина Н. А.  «Наши пальчики играют». – СПб. «Паритет», 2003;

Громова О. Н., Прокопенко Т. А.  «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М. «ГНОМ и Д», 2002;

Маханёва М. Д., Рещикова С. В.  «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М. : Творческий центр Сфера, 2009.

Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры. Подготовила: воспитатель Новикова В. В. Дети: 2-3 года. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Наши пальчики Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, (Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями.) Рисовать.

Пальчиковые игры «Семья. Мой поселок» для детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры по теме «Семья. Мой поселок» для детей младшего дошкольного возраста. Рекомендации родителям. Недельный проект "Моя Семья".

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 ноября 2022 в 20:46
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Томилина (УИ 1091109) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД