Получи документы

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи и мелкой моторики у дошкольников

Кузнецова Татьяна
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи и мелкой моторики у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи и мелкой моторики у дошкольников.

Детский сад – удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться, там каждый ребёнок – это строитель будущего, а значит, все жители этой страны в ответе за будущее. И в стране этой уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их воспитателями. Я с достоинством говорю о своей профессии и понимаю её значимость, когда утром встречаю радостных, искренних, непосредственных ребятишек. Ведь каждый ребёнок - это отдельный мир со своими желаниями, чувствами, настроением, взглядом на всё окружающее его.

Публикация «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи и мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах

В последнее время мы, педагоги, сталкиваемся с большим количеством детей с нарушением в звукопроизношении. Одна из причин - это двигательные нарушения речевого аппарата. У таких детей страдает и мелкая моторика пальцев рук. Они неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми рисования, лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Если ручки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать.

Не удержишь карандаш-

Не получится пейзаж.

В. Лирясова

Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. А дальше следует ожидать школьных трудностей…

И. И. Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь). Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.

Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы, аппликация (как обрывная, так и при помощи ножниц, оригами, лепка, рисование, собирание разрезных картинок, застегивание и расстегивание пуговиц, различные виды шнуровок и т. д. Но самое интересное и доступное для детей, на мой взгляд, –это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Таким образом, о пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительных эффект активного умственного и физического развития.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию. В своей работе я использую следующие группы игр:

игры – манипуляции («Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…», «Этот пальчик хочет спать…» и т. д.);

• сюжетные пальчиковые упражнения («Пальчики здороваются», «Распускается цветок», «Грабли» и т. д.);

пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой (Реб нок поочер дно соединяет пальцы каждой руки друг с другом или выпрямляет по очереди каждый палец, или сжимает пальцы в кулак и разжимает и в это время произносить звуки: б-п, д-т, г-к);

пальчиковые кинезиологические упражнения («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Коза-корова» и т. д.);

«симметричные рисунки» (рисуем в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки);

пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук;

• театр в руке («Собачка», «Бабочка», «Осьминожки» и т. д.) - позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

И, конечно же, при использовании пальчиковых игр не забываю некоторые правила:

Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, пробую поиграть самостоятельно, добиваясь четких движений руки и пальцев.

Перед каждой игрой настраиваю детей, нахожу способ их заинтересовать.

Начинаю пальчиковые игры с разминки пальцев : сгибания и разгибания. Использую для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.

При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняю медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, беру его руку в свою и действую вместе с ним.

Добиваюсь, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет!

Пальчиковые игры провожу систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, сначала повторяю хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры, а потом разучиваю с ними новые.

Повторяем игры как для правой, так и для левой руки.

Произношу тексты пальчиковых игр максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполняю синхронно с текстом или в паузах.

Провожу занятия эмоционально, активно, хвалю малыша за успехи.

Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 - 7 лет) - 10-15 минут в день.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию ребенка нельзя решить без участия родителей. Поэтому я решила довести до них значение игр по развитию мелкой моторики. Провела родительское собрание на тему ««Пальчиковые игры и упражнения и развитие речи детей». Кроме того, родителям была вручена памятка ««Развитие мелкой моторики детей дома». В уголках информации знакомлю родителей с консультациями по теме: «Зачем нужно развивать мелкую моторику», «Игры с прищепками», «Игры с природным и бросовым материалом», «Пальчиковая гимнастика за столом», «Пока мама на кухне, или несколько идей, чем занять ребёнка», «Пальчиковый театр» и т. д.

Результаты двухлетней работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с детьми по развитию мелкой моторики рук через систему пальчиковых игр, упражнений, создание специфической предметно-развивающей среды в группе, работа в тесном контакте с учителем-логопедом и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников привели к значительному росту ручной умелости. У моих детей повысился интерес к различным упражнениям, играм с мелкими предметами. Ребятки с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, увереннее чувствуют себя на занятиях по лепке и рисованию, охотнее отвечают на вопросы. Конечно, не всё получается отлично, есть ещё над чем работать. Но даже эти скромные результаты очень радуют меня. Я убеждаюсь, что веду работу в правильном направлении. И моими помощниками становятся время и терпение, когда шаг за шагом я веду своих ребят к успеху.

Есть очень красивая легенда. «Где-то на далёкой планете живёт Фонарщик. По вечерам он поднимается по своей лестнице к небу и зажигает звёздочки-фонарики. Удивительно, что каждый раз, чиркая спичкой о свой волшебный нестирающийся ботинок, Фонарщик уменьшается в размере. Неприметный маленький труженик каждодневно отдаёт частицу себя. Такая у него работа». Настоящий педагог подобен Фонарщику на далёкой планете. Подняться к успеху в своей профессии невозможно, держа руки в карманах: в одной руке мы держим фонарь, освещая путь, а вторую руку помощи, поддержки протягиваем своим воспитанникам.

Публикации по теме:

«Пальчиковые дорожки» — тренажеры для развития мелкой моторики рук из фетра своими руками«Пальчиковые дорожки» — тренажеры для развития мелкой моторики рук из фетра своими руками "Пальчиковые дорожки" - это универсальный тренажер для развития мелкой моторики рук и активизации речевых центров. Многие логопеды, педагоги.

Групповой конкурс «Игры для развития мелкой моторики дошкольников…» (фотоотчёт-часть 1)Групповой конкурс «Игры для развития мелкой моторики дошкольников…» (фотоотчёт-часть 1) Со 25 января по 19 февраля 2016 года в нашей младшей группе «Медвежата» для родителей и дошкольников был организован групповой конкурс «Игры.

Фотоотчёт «Групповой конкурс «Игры для развития мелкой моторики дошкольников» (часть 2)Фотоотчёт «Групповой конкурс «Игры для развития мелкой моторики дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, сегодня хочется продолжить знакомство с результатами группового конкурса «Игры для развития мелкой моторики дошкольников…»,.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики» Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное.

Пособие «Пальчиковые дорожки» из фетра для развития мелкой моторики рукПособие «Пальчиковые дорожки» из фетра для развития мелкой моторики рук по методике Е. И. Черновой Е. Ю. Тимофеевой «Пальчиковые шаги» Пособие "Пальчиковые дорожки" из фетра направлено на развитие мелкой моторики.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи и мелкой моторики у дошкольников
Опубликовано: 9 июня 2021 в 19:20
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи и мелкой моторики у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Кузнецова Татьяна (УИ 2100858) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД