Татьяна Фролова
Пальчиковые игры для самых маленьких
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
• Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
• Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон.
• Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Публикация «Пальчиковые игры для самых маленьких» размещена в разделах
• Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
• Развивается память ребёнка.
• У малыша развивается воображение и фантазия.
• В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Пальчиковая гимнастика по теме «Домашние животные».
«Щенок».
Отгадайте, кто же это?
Уха два, а рожек нету.
Есть короткий толстый хвост,
Есть холодный черный нос,
Есть четыре сильных лапы,
Очень сильных как у папы.
И еще хочу сказать: очень умные глаза. Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое выделенное слово.
Я бы угадать бы смог!
Кто же это? Мой щенок! Поживают плечами. Прижимают руки к сердцу.
«Кошка».
Вот, убрав царапки,
Кошка моет лапки. Моем руки.
Мордочку Круговые движения ладонью по лицу.
И ушки
На своей макушке Чуть согнутые ладошки движутся за ушками – показываем, как кошка моет ушки.
«Игрушки-зверушки».
У меня живут зверушки.
Симпатичные игрушки: Попеременные удары кулаками и хлопки в ладоши.
Раз – котенок,
Два – козленок,
Три - румяный поросенок,
И еще большой коняга,
И щенок Трезор, дворняга Загибают пальцы.
Пальчиковая гимнастика по теме «Дикие животные».
«Ежонок».
Под сосной Руки прижать друг к другу, поставить локтями на стол (ствол сосны, пальцы развести в стороны (крона сосны).
живет ежонок. Ладони соединить, пальцы переплести (иголки). Большие пальцы соединить подушечками друг с другом (мордочка ежа).
Много у него иголок. Пошевелить пальцами – «иголками».
До чего же он хорош –
Весь на щеточку похож! Пошевелить пальцами – «иголками».
А захочется еды - Поворачивать «мордочку ежа» вправо-влево (еж осматривается в поиске грибов).
Еж пойдет искать грибы. Пойти по столу пальчиками.
«Заяц и ежик».
Заяц и ежик навстречу друг другу
Шли по дорожке по полю, по лугу. Указательный и средней пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.
Встретились - и испугались они. Стукнуть кулачками.
Быстро бежали – поди догони. Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.
Пальчиковая гимнастика по теме «Домашние птицы».
«Курочка»
Как на нашем на дворе,
Зерна курочка клюет, Все пальцы соединены подушечками (в клюв, постучать по столу (курочка клюет зернышки).
Чистую водичку пьет, Локоть опирается на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмично наклонять и поднимать руку.
За собой цыплят ведет. Пошагать по столу указательным и среднем пальцем двумя руками.
«Домашние птицы»
Зерна курочка клюет, Обе ладошки вместе отклоняем от себя.
И цыплятки тут как тут. Щепотки «клюют» по очереди.
В воду уточка нырнет, Ладошки вместе «ныряют» вперед.
А цыплятки не нырнут. Погрозим пальчиком.
Пальчиковая гимнастика по теме «Дикие птицы».
Птичка, птичка-невеличка, Ладони обеих рук соединить большими пальцами и помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.
Вот пшено, Пальцы сложить щепоткой и показать, как сыплют зерна.
А вот водичка. Ладони левой руки придать форму пригоршни.
Пей Локоть правой руки стоит на столе. Пальцы сложить в виде щепотки (голова птички, опуская и поднимая голову, показать, как птичка пьет из пригоршни.
И кушай поскорей Пальцы сложить в виде щепотки и постучать ими по столу (птичка клюет зерна).
И лети к семье скорей. Ладони обеих рук соединить большими пальцами, помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.
«Веселый воробей».
Скачет в парке воробей, Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу, остальные пальцы прижаты к ладони.
То правее, то левее, Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу вправо-влево.
То назад, то вперед. Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу назад-вперед.
Всюду зернышки клюет. Все пальцы правой руки сложить щепоткой (клюв, постучать по столу.
А когда свой завтрак съел,
Прочь из парка улетел. Ладони обеих рук соединить большими пальцами и помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.
«Сорока-белобока».
Сорока-белобока Ладони обеих рук соединить большими пальцами и помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.
Кашу варила,
Кашу варила,
Гостей манила. Показываем пальчиками как варят кашу.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала
И этому дала.
А ты мал, Загибать пальчик на каждое слово.
Коры не драл,
Дров не пилил,
Воду не носил,
Кашу не варил!
Не получишь каши! Загибать пальчик на каждое слово (на другой руке).
«Вороны».
Прилетели к нам вороны, Кистями рук помахать (крылья ворон).
Сели рядышком на клены. Локти стоят на столе. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки сложить в щепотку (клюв ворон) и качать ими вверх-вниз.
Стали громко каркать, спорить Отводя большой палец вниз, показывать, как открывается «клюв вороны».
Стали дом из веток строить. Пальцами (клювом) брать со стола карандаши, палочки для счета (веточки) из них складывать гнездо.
«Дятел».
Дятел дерево долбит:
Тук-тук-тук. Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучит в нее.
Целый день в лесу стоит
Стук-стук-стук. Смена рук.