Светлана Асташевская
Семинар-практикум для родителей «Игры для самых маленьких»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время раннее речевое развитие ребенка редкость. Если еще двадцать лет назад большинство детей в возрасте полутора-двух лет с выражением рассказывали небольшие стихи, то сегодня подобных ребят очень мало. Основная масса малышей начинает более-менее связно говорить лишь к трем годам. Объяснений, почему это происходит, нет. Если ребенок двух лет не говорит или говорит плохо - есть смысл попробовать заниматься логоритмикой.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Игры для самых маленьких“» размещена в разделах
Что такое логоритмика? Это такая логопедическая методика, которая включает в себя упражнения, связанные с музыкой и движением, сопровождаемые зарифмованными историями. Занятия логоритмикой всегда задорные и интересные. Они нравятся малышам и приносят им массу полезного.
Логоритмика для детей 2-3 лет имеют целью стимуляцию речевой и мыслительной активности, развитие и формирование связной речи.
Логоритмика – это игра.
Для детей ясельного возраста не существует занятий! Они еще не способны осознанно учиться. Все стишки и действия, которые они выполняют — это игра. Малыши играют, общаются и взаимодействуют со взрослыми. И параллельно этому учатся и развиваются. В игре не может быть принуждения. Если у крохи не получается выполнить действие, то его не нужно заставлять. Не выходит сейчас — получится потом. А можно, вообще, заменить его на какое-то другое. Пусть его придумает сам малыш! Главное, чтобы ему это нравилось и он получал от игры удовольствие!
Виды упражнений
Упражнения на ходьбу и маршировку.
Они способствуют формированию координации движений руками и ногами. Дети учатся ориентироваться в пространстве. Усваивают понятия лево и право.
Обычно такие упражнения выполняют в начале занятий.
Упражнения на артикуляцию.
В этих занятиях главными являются дыхание и голос. Работа идет над выразительностью, силой и высотой голоса. Артикуляция дает возможность скорректировать звукопроизношение, развить мышцы языка и губ.
Тексты таких стихов будут содержать звуки, которые ребенку нужно повторить.
Упражнения на память и внимание.
Стихи из этой группы упражнений содержат разные действия для каждой отдельной строчки. У малыша развивается умение в быстром темпе переключаться между разными действиями. Эти стишки — веселая логоритмика, потому что здесь можно изображать разных животных, от медведя до зайца, или времена года
Упражнения на счет.
Последовательное повторение цифр задает ритм и темп выполнения действий. Считалки еще и способствуют механическому запоминанию счета в пределах первого десятка.
Упражнения на мелкую моторику рук.
Это так называемые пальчиковые игры. Начинать можно с движения кистями: положить их на стол, перевернуть ладонями вверх, поставить на ребро. Когда малыш усвоил эти действия наступает следующий этап выполнения действий под стихотворное сопровождение. Занятия по логоритмике знакомы всем, просто не все об этом задумывались. К примеру, сложно найти человека, который не знал бы потешек про ладушки или сороку-белобоку. Важность таких упражнений интуитивно чувствует каждая мама, а детки с удовольствием подхватывают эти игры.
Упражнения для мимики.
Эти занятия имеют большое значение для развития речи детей, у которых диагностированы нарушения речи. Часто у них невыразительная мимика, мышцы лица двигаются мало. Стишки, в которых можно и нужно покривляться и изобразить какое-либо животное или чувство очень важны для развития речи.
Это совсем не полный список возможных упражнений по логоритмике. Любой стих можно выполнить под музыку и в движении, изобразить его пантомимой. Это и будет занятие по речевому развитию.
Когда и где можно заниматься с ребенком?
На прогулке – имитировать звуки или движения мира природы (птиц, животных, погодных явлений).
В ванной – развивая дыхание, поиграть в шторм, в отважных капитанов, изобразить плавающих рыбок, разыграть рассказ или сказку на морскую или речную тематику.
За столом – развивая артикуляционный аппарат, поиграть в киску, которая лакает, облизывается.
Занимаясь гимнастикой – выполнять упражнения под музыку, имитирующие какие-то другие действия (прыгание лягушки, потягивание кошки, качание веток от ветра).
Перед сном – делая успокоительный, расслабляющий массаж.
Стихотворение с движением «Котенька-котик» М. Картушиной
Котенька-котик, (руки согнуты перед грудью)
Мягкий животик, (гладят животик)
Ушки на макушке, (приставляют ладони к голове)
Когти-царапушки. (сжимают-разжимают кулачки)
Очень длинные усы, (разводят руик от щек)
Глазки, словно фонари, («очки»)
Мягонькие лапочки, меховые тапочки. (поглаживают попеременно ладони)
Кот поднимет хвост трубой (прямая рука вверх)
И бежит к себе дамой. (быстро перебирают руками перед грудью)
Дайте коте молока, («манят» руками)
Миска у него пуста. (соединяют ладони - «миска»)
Артикуляционное упражнение «Листочки»
Наши розовые щечки набухают, словно почки. (надувают щеки)
Лопнули почки, (хлопнуть ладошками по щечкам)
Показались листочки. (показать кончик языка)
Упражнение с самомассажем «Медведь» Г. Ладонщиков,
движения - О. Арсеневская
Без нужды и без тревоги (лежат на ковре, свернувшись «калачиком»)
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны и, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый, (садятся по-турецки, приставляют ладошку то к правому, то к
Слышит: каплет! Вот беда, вот беда! левому уху)
В темноте пошарил лапой (шлепают ладошками по телу)
И вскочил – кругом вода! (встают, руки в стороны)
Заспешил медведь наружу: (шагают на месте, руки на поясе)
Заливает – не до сна!
Вылез он и видит: (поворачиваются в правую и левую стороны)
Лужи, тает снег…
Пришла весна! (прыгают и хлопают в ладошки)
Массаж спины «Дятел»
Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит, (одна ладонь лежит, указательным пальцем стучать по спине)
Ищет под корой жучков и съедобных червячков (слегка пощипывать)
Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом, (хлопнуть по спине, барабанить пальцами)
Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло (спрятать руку за шиворот)