Мария Дудникова
Педагогическая идея для самых маленьких «Солнечные лучики»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая идея: создание цикла совместных занятий для детей групп раннего возраста с мамами «Солнечные лучики». Занятия проводятся 1 раз в месяц в группе раннего возраста согласно графика, продолжительность такого занятия – 20 мин.
Совместные упражнения детей и родителей, направлены на интеграцию системы «тело-интеллект». Роль матери заключается в позитивном настрое ребенка при обучении. Подобного рода занятия, во-первых, развивают заложенные природой возможности двигаться и видеть, двигаться и слышать, двигаться и слушать, а в дальнейшем, двигаться и говорить; во-вторых, родитель передает свой опыт тела ребенку в процессе движения; в-третьих, в совместной двигательной активности ребенка и мамы у малыша уходит страх перед освоением новых движений; в-четвертых, включение в движение ритмов, звуков, слов, а так же тактильного ощущения тела, рук или ног мамы, развивает у ребенка ведущие каналы восприятия, которые являются собирателями информации об окружающем мире.
Публикация «Педагогическая идея для самых маленьких „Солнечные лучики“» размещена в разделах
Упражнения с мамой в большинстве своем поднимают настроение ребенку, у него формируется эмоционально-положительное отношение к движению, это в свою очередь способствует дальнейшему освоению пространства малыша. В результате такой работы родители и дети начинают намного лучше понимать и чувствовать друга. В системе «тело-интеллект» включаются скрытые древние уровни неосознанного взаимодействия, ребенок и мама понимают друг друга сейчас и в будущем, а понимание улучшает атмосферу в семье.
Для того чтобы каждое занятие стало интересным и увлекательным, я внедряю сюжетные, интегрированные и игровые формы. Все занятия сопровождаются специально подобранной музыкой. Музыка помогает и взрослым, и детям войти в образ и выразить свои чувства и эмоции через движение.
Для повышения эффективности выполнения физических упражнений использую разнообразное физкультурное оборудование. Необходимое нетрадиционное оборудование изготавливается совместно с родителями.
Психофизические средства, используемые на занятиях:
• гимнастика вдвоем;
• проблемные ситуации и творческие задания;
• подвижные игры и игровые упражнения;
• игровой самомассаж и массаж;
• логоритмические упражнения;
• музыкально-ритмические упражнения;
• психогимнастические этюды и релаксационные упражнения.
«Гимнастика вдвоем». Это физические упражнения, которые выполняются в детско-родительской паре. В занятия включены совместные строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, основные движения взрослого с ребенком.
Упражнения на развитие общей моторики детей. Это комплекс упражнений, направленный на развитие основных физических движений, проводимый в игровой форме (бег, ходьба, прыжки, лазанье, ползание, бросание)
1. «Перешагиваем через пенечки» (кубики).
2. «Вверх по лесенке» (поднимаемся по гимнастической доске).
3. «Пройдем (проползем) по мостику к своей маме» (по гимнастической скамейке).
4. «На кочку» (прыжки на подушку).
5. «Веселые лягушата» (прыжки с продвижением).
6. «К маме спрячемся под зонтик» (ходьба - бег - ходьба).
7. «Поиграем с мамой» (прокатывание, перебрасывание мячика в парах с мамой).
Игровой самомассаж и массаж. И мамам, и детям предлагается игровой самомассаж – упражнения с поглаживанием и растиранием отдельных частей тела (лица, ушных раковин, шеи, туловища, рук, ног) в игровой форме во вводной части каждого занятия и иногда в заключительной части занятия – самомассаж ног, стопы с помощью массажных мячей, любимые для всех детей «щекотушки».
Музыкально-подвижные игры. «Солнышко и дождик», «Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Игра с мячом» и др.
Игроритмика. Пластические этюды («Карусель», игровые хороводы («Плетенка», «Путанка», упражнения для согласования движений с музыкой используются в основной части занятий.
Игры на руках и коленях. Основная задача: создание эмоционально-тактильного взаимодействия мамы и ребенка, что, безусловно, способствует укреплению эмоциональных отношений. Эти игры доставляют радость и малышам, и их мамам.
В конце игр обязательно проводится небольшой игровой массаж для снятия эмоционального и телесного напряжения.
Сказка. К. Бюкер называл сказку любимым литературным жанром маленького ребенка. Сказка появляется в жизни малыша с самого рождения, а некоторые мамочки начинают рассказывать сказки своим малюткам, когда они находятся еще в утробе. Учитывая такую роль сказок в жизни ребенка, педагог придает большое значение отбору и процессу рассказывания сказок.
Сказка показывается в конце занятия и является его логическим завершением. Произведение для рассказывания детям подбирается с особой тщательностью, учитывая возрастные особенности, время года и ценности, которые содержат в себе данные произведения. Сказка должна быть короткой, ритмичной, в ней не должно быть много героев, каждое действие, демонстрируемое во время спектакля, должно оговариваться.
Психогимнастические этюды, релаксационные упражнения. В конце каждого занятия предлагаются игровые ситуации, способствующие расслаблению организма участников занятия, стимулирующие межличностное общение детей и взрослых, создающие атмосферу эмоционального комфорта. Это игровые упражнения, и релаксационные упражнения («Морские волны», «Полет на облачке», «Отдыхаем на зеленой травке», «Парашютик» и др.)
Для примера хочу предложить вам замечательную игру "щекотушку", которую просто обожают все маленькие дети.
Потешка-щекотушка «Что это такое?» Мамам предлагается сесть на специальные коврики и положить своих детей на спинку на вытянутые ноги.
Это что у нас такое? (мамы пожимают ножки)
Непонятное, чудное?
Это наши ножки –
Набегались по дорожке. (мамы гладят деткам ножки)
Это что у нас такое? (мамы пожимают пальчики)
Непонятное, чудное?
Это наши пальчики – (гладят пальчики)
Девочки и мальчики.
Это что у нас такое? (мамы пожимают щечки)
Непонятное, чудное?
Это наши щечки – красные цветочки. (гладят щечки)
И последний наш вопрос:
Что же это? (имя ребенка)
Сашин нос! Пиииип! (нажимают пальцем на носик)
Эффект от выполнения совместных упражнений детей и взрослых достигается тогда, когда мама и ребенок подстраиваются друг к другу в телесном контакте, тогда весело и маме, и ребенку, и тогда у ребенка есть желание выполнять упражнения.
Из выше сказанного следует, что развитие малыша в раннем детстве во многом зависит от физического и эмоционального состояния мамы и папы.
Совместные физкультурные занятия родителей с детьми 5-6 года жизни посредством тесного сотрудничества инструктора по физической культуре и психолога позволяют повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в плане психологического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни, оказания психологической поддержки и помощи детям и взрослым.