Ольга Сапегина
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования для детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи использования пальчиковых игр с нестандартным оборудованием
Основной целью представленных игр является развитие координаций движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Развивающие пальчиковые игры - это очень увлекательное, полезно, веселое и, главное, развивающее занятие!
Публикация «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования для детей младшего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Развивающие задачи :
1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
2. Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
3. Развитие тактильной чувствительности рук.
4. Развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение.
5. Развитие восприятия и умение переключаться на другие виды деятельности.
6. Упражнение в умении выражать свои эмоции, использовать мимику и выразительные движения пальцев рук.
7. Развитие чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Образовательные задачи:
1. Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
2. Закрепление проговаривания стихов одновременно с движением пальцев рук.
Воспитательные задачи:
1. Создание положительного эмоционального фона, увлечение детей сказочным сюжетом.
2. Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
3. Формирование дружественных взаимоотношений.
4. Воспитание самоконтроля за речью и желания заниматься.
5. Формирование коммуникативных навыков.
Рекомендации при проведении пальчиковых игр с нестандартным оборудованием
Прежде чем показывать ребенку пальчиковую игру с нетрадиционными предметами, для начала проиграйте ее сюжет сами.
Перед началом игры обсудите ее содержание с детьми, отработать ключевые движения и комбинации пальцев с предметами. Играя необходимо показывать разные эмоции (радость, грусть, удивление). Это не только подготовит ребенка к правильному выполнению движений, но и создаст эмоциональный фон и настрой на игру. Взрослому важно показывать свою увлеченность игрой. И если у ребенка сегодня нет настроения, занятие следует отложить до подходящего момента. Поначалу ребенок может быть пассивным слушателем, подождите, в результате тренировки движения совершенствуются, и ребенок начнет выполнять упражнение активнее.
Не ставьте перед детьми несколько задач одновременно ( например: показывать движение и произносить стихотворение, так как объем внимания у детей младшего возраста ограничен, и сложная задача может отбить желание играть. Старайтесь не замечать, если у кого – то из детей что – то не получилось по ходу игры, хвалите за успехи, внушайте ребенку уверенность, что все получится. Пальчиковые игры с нестандартным оборудованием обладают способностью концентрировать внимание детей, поэтому играми нельзя злоупотреблять – в течение дня можно обращаться несколько раз, но играть понемногу. Соблюдайте временный регламент, чтобы не вызвать переутомления у детей. Занятия с детьми младшего дошкольного возраста не должны превышать 15 минут. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка, темп развития, возможности. Стихи следует читать наизусть, произносить то, повышая голос, то понижая, делая паузы, выделять те или иные слова. Движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Играя с детьми, обращайте внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Выберите два, три упражнения, постепенно замените их новыми, особо понравившиеся оставьте, можете возвращаться к ним по желанию детей. Не забывайте, что малыши воспринимают движения зеркально: произнося команду «влево», вы должны показывать движение «вправо» и наоборот.
Пальчиковые игры с массажным мячиком
Разминка
Ручки, ручки, просыпайтесь
(Дети катают мяч между ладонями)
Пальчики, пальчики, просыпайтесь
(Нажимают каждым пальчиком на мячик)
И головка просыпайся
(Дети катают мяч круговыми движениями по голове)
И животик просыпается, в детский садик собирается
(Катают круговыми движениями по животу)
Вот и ножки просыпаются, в путь дорогу собираются
(Катают мяч по правой, а затем по левой ноге).
Мячик
Я мячом круги катаю, взад вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку, а затем сожму немножко.
(Движения выполняются по тексту).
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
(Каждый пальчик на руке нажимает на мяч).
А теперь последний трюк мяч летает между рук.
(Подбрасывание мяча вверх и поймать двумя руками).
Наши ручки
Это ручка – правая. Это ручка – левая. (Дети сжимают мячик то в правой, то в левой руке). Я на мячик нажимаю и зарядку делаю. (Дети кладут мячик на правую ладонь, каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки).
Будет сильной правая. (Крепко сжимают мячик в правой руке).
Будет сильной левая. (Крепко сжимают мячик в левой руке).
Будут ручки у меня ловкие, умелые. (Катают мячик в руках вперед назад).
О. Крепенчук
Бежит ежик по дорожке
Бежит ежик по дорожке, у него кривые ножки, весь иголками оброс, жалко ежика до слез. (Дети катают мячик в руках, вперед, назад между ладонями).
К. Шефер
Мишутка
Шел мишутка топ да топ. (Дети катают мячик вперед назад, между ладонями).
Вдоль звериных тайных троп. (Дети катают мячик круговыми движениями по животу).
Но устал. (Дети кладут мяч на правую ладонь).
И сел на пень. (Дети кладут мяч на правый кулак). И ему подняться лень. (Убирают мячик за спину). О. Крупенчук
Птичка
Ищет птичка в траве, (Дети касаются мячиком каждого пальца левой и правой рук).
И на ветках,
(Держат мячик в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки).
И в листве,
(Катают мячик по правой и левой ладони круговыми движениями).
И среди больших лугов,
(Катают мячик по животу, круговыми движениями).
Мух, слепней, червей, жуков!
(Касаются мячиком каждого пальца правой и левой рук).
О. Крепенчук
Тесто
Месим, месим тесто,
Есть ли в печи место.
(Сжимаем мяч то правой, то левой рукой).
Испечем мы каравай,
(Энергично сжимаем мяч два раза правой рукой, два раза левой).
Ты раскатывай, валяй.
(Дети катают мяч ладошками).
Орех
Прокачу я свой орех, по ладоням снизу вверх,
А потом обратно чтобы стало мне приятно.
(Дети катают мяч между ладонями снизу вверх и обратно).
Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех,
И похож, стал на Луну, а Луна вокруг Земли летает, а зачем сама не знает. (Катание мяча круговыми движениями по ладоням).
«Колкие иголки»
(Дети катают мячик сверху вниз сначала медленно, затем увеличивая темп, проговаривают слова).
У сосны, у пихты, елки очень колкие иголки,
Но еще сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник.
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим
(Дети стучат по мячику ребром ладони).
А морковку трем, трем
(Дети гладят мячик ладошкой).
А потом мы солим, солим
(Быстро стучим по мячику, ускоряя темп слов).
А потом мы мнем, мнем.
(В такт словам сжимаем мячик).
Игры с носовым платком
Платочек
Я на новенький платок дую, словно ветерок
Мой платок зашевелился, на колени опустился.
(Движения по тексту)
К нему жук приходил, по краю ходил
(Дети шагают пальчиками по краю платка)
- Жжж…жжж…жжж
К нему муха прилетала, с угла на угол скакала
(Перемещают пальчики то левой, то правой руки на уголки платка)
- Ззз…ззз…ззз
Сончас
Уложу Маринку на мягкую перинку
(Дети складывают платок пополам, приглаживают ладонью все стороны)
А подружку Аллу укрою одеялом
(Еще раз складывают платок, приглаживают)
Спит Андрюшка на подушке, а под подушкой книжка – малышка
(Еще раз складывают платок, получился квадрат (книжка)
Я ребят будить не буду, надо деточкам поспать
А платочек не забуду, я в кармашек свой убрать
(Движения по тексту).
Обезьянка Дина
На квадратной – квадратной полянке
(Дети расстилают платок на столе)
Жила – была обезьянка Дина
А где на полянке середина?
(Дети показывают пальчиком середину)
Прибежал к середине уголочек
А к нему и второй его дружочек
(дети берут уголки платка и подводят к середине)
Подтянулись еще два брата
Сколько углов у квадрата?
«Косынка для Маринки»
Шла Маринка по тропинке
(Дети пальчиками шагают по платочку)
Нашла Маринка косынку
(Складывают уголок к уголку, чтобы получился треугольник)
А узоры! Кружева - то! Только мне великовата.
Ее маме подарю, а себе еще найду.
Пошла Маринка с горки, вдоль березок мимо горки
Поднялась на бугорок, снова видит уголок
(Продолжают шагать пальчиками по краю платка)
Вот косыночка другая, чуть поменьше, не большая
(Дети складывают треугольник поменьше)
Сколько уголков смотри? Посчитаем - ровно три.
(Дети показывают уголки пальчиком и считают)
Обрадовалась Маринка, и пустилась в пляс
(Пальчики танцуют)
А пока Марина пляшет, мы платочек уберем в кармашек.
Мамина помощница
Дети кладут платочек на любую ровную поверхность.
Мама вечером стирала, а я рядышком стояла
(Дети берут платок в две руки, имитируют стирку белья)
Не стирала, охала, ох. ох, ох
Да глазами хлопала, хлоп, хлоп, хлоп
(Покачивают головой вправо, влево. Голосовое включение. Дети разводят в разные стороны пальцы обеих рук, подносят их к лицу и имитируют «моргание глазами»)
Лучше б было не стоять, а взять и маме помогать!
(Имитируют стирку белья).
Л. Дьякова
Паучок
Дети кладут платочек на любую ровную поверхность.
Паучок ползет.
(Все пальцы правой и левой руки «бегут» по платочку)
Зацепился паучок, тонкой нитью за сучок.
(Дети крепко сжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Лапками перебирает,
(Разжимают пальцы рук, двигают ими)
паутинки сплетает,
(Водят круговыми движениями указательными пальцами обеих рук по платочку)
Мух поджидает.
(Собирают пальцами платочек в обе ладони)
Е. Янушко
Проглот
У меня живет проглот!
Весь платок он скушал – вот!
Сразу стало у проглота, брюхо как у бегемота!
1 вариант
(Дети берут платочек за два уголка, пальцами обеих рук собирают платочек в обе ладони).
2 вариант
(Дети берут платок за уголок, и собирают его целиком в ладонь пальцами одной руки, затем другой рукой).
О. Крепенчук
Рыбки
Дети кладут платок на любую ровную поверхность.
Рыбки плавали, ныряли, в чистой тепленькой воде.
(Пальцы обеих рук складывают щепоткой, руки двигаются волной от плеча, изображая плавающих рыбок)
То сожмутся, разожмутся
(Дети плотно сжимают пальцы на последнем слове, то сильно растопыривают в стороны)
То зароются в песке!
(Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони).
Прятки
Дети кладут платочек на ровную поверхность.
Пальчики играли в прятки, ловко спрятались в кроватке.
(Сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Вот так, вот так, ловко спрятались в кроватке.
(Пальцами обеих рук собирают платочек в обе ладошки)
А. Савушкина
Медведь
Дети кладут платочек на колени или любую ровную поверхность.
Сел медведь на бревнышко
(Дети ставят кулак на кулак, на поверхность платочка)
Стал глядеть на солнышко
(Пальцы обеих рук сильно растопыривают в стороны)
Не гляди на свет медведь,
Глазки могут заболеть.
(Дети берут платочек за два уголка, и закрывают им глаза)
М. Дружинина
Индюк
Платочек кладут на ровную поверхность.
(Дети ставят один кулак на платочек)
Распускает хвост павлином
(Разжимают пальчики в стороны)
Ходит важным господином
(Шагают двумя пальчиками по платку)
Любит травку пощипать
(Пальчиками щипают платок)
По земле ногами – стук
(Стучат пальчиками по платку)
Как зовут его? Индюк!
Л. Гржибовская
Игры с резинкой для волос
Играть удобно на любой ровной поверхности.
Хорошо если на резинке крепко закреплены пуговицы или бусинки, они создают дополнительный массажный эффект на фаланги пальцев.
Круг
Посмотрите - ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг
(Дети на столе пальчиком обводят круг вокруг резинки)
Пальчики все были в ряд, а теперь в кругу стоят
(Ставят пальчики одной руки в резинку, растягивают ее, образуя круг. Повторить несколько раз одной и другой рукой).
Треугольник
Треугольник – три угла,
Посмотрите детвора
(Дети ставят указательный, большой, средний палец в резинку и растягивают ее, придавая форму треугольника)
Стороны в нем тоже три, один, два, три, ты посмотри.
(Дети сжимают и разжимают пальцы, придавая резинке форму треугольника, повтор одной и другой рукой).
Квадрат
Познакомьтесь, вот квадрат!
Он знакомству очень рад!
(Дети растягивают резинку пальцами обеих рук (указательными и большими, получая форму квадрата)
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире
(Дети меняют пальцы рук в любом порядке, растягивают резинку, получая форму квадрата, повторяя стишок).
Овал
Наш овал нам сделать просто
Круг растянем – больше роста.
(Дети растягивают резинку пальцами двух рук, чтобы получился круг)
Нет углов и нет сторон,
Очень вытянутый он.
(Затем вытягивают круг переставляя и меняя местами пальчики,
до получения овала, проговаривая слова).
Бантик
Жил – был бантик на макушке у девчонки у Танюшки,
(Дети растягивают резинку указательными пальцами двух рук)
Бантик яркий, аленький на головке маленькой.
(Поднимают резинку, перекручивают, придерживают уголки банта указательными и большими пальцами, получается бант, повторяют стишок).
Крокодил
Плачет хитрый крокодил: Посмотрите я хороший,
Если съел, то лишь галоши,
Но в глазах так много фальши!
От него держитесь дальше.
В. Гвоздев
(Дети надевают резинку на пальцы, открывают и закрывают пальцы изображая пасть крокодила, повтор стихотворения).
Вертолет
Мы попали в переплет, срочно нужен вертолет!
Он своим винтом стрекочет и летает где захочет,
(Дети надевают резинку по очереди на каждый палец, задействованы две руки, выполняя вращения (винт у вертолета).
Громко мы кричим: УРА! Позади уже гора.
Ну а прямо за горою разлилось большое море.
(Затем все пальцы и вращают резинку по кругу, сохраняя натяжение резинки, повтор стихотворения).