Флюра Абилова
Пальчиковая игра в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте активно развиваются познавательные
процессы, являющиеся важнейшей составной частью психического развития
ребенка, которые выступают основой формирования его умственных
способностей.
Эта разработка помогает развитию познавательных процессов, которые
определяет легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений,
возможности их использования для решения разнообразных задач, что в
свою очередь, напрямую зависит от состояния мелкой моторики рук.
Публикация «Пальчиковая игра в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Развитие мелкой мускулатуры рук дает педагогам возможность успешно
проводить профилактику, коррекцию и развитие познавательных
способностей, поведенческих навыков детей.
Подборка материала и его внедрение проходило в 3 этапа:
1 этап - организационный, на этом этапе проводилось ознакомление с
методической литературой, анкетирование родителей, выработка методов,
форм и способов работы по развитию речи и мелкой мускулатуры рук детей
5-7 лет.
2 этап - внедрение пальчиковых игр в работу детского сада.
В течение 2018-2019 учебного года они апробировались на детях старшей и
подготовительной групп. Целью данной работы
было развить речевые навыки детей через игровые упражнения и
пальчиковую гимнастику.
Работа по внедрению данного материала проходила в 3 направлениях:
1. Работа с педагогами, которая включала в себя проведение мастер-
класса по ознакомлению с пальчиковыми играми. Для удобства каждая
пальчиковая игра подбиралась по теме недели в течение учебного года.
2. Работа с родителями проводилась как в групповом - родительские
собрания, семинары, так и в индивидуальном порядке -
консультирование родителей.
3. С детьми проводились групповые и индивидуальные развивающие
занятия с использованием представленных игр.
3 этап - результативность проведенной работы.
На начальном этапе апробации коррекционного материала, в сентябре 2018
года, проводилась диагностика развития речи детей старшего дошкольного
возраста, где выявилось, что высокий и низкий уровни составляют по 30%,
средний - 40%. В конце учебного года повторная диагностика показала, что
высокий уровень составляет 47%, средний - 32%, низкий - 21%. Высокий
уровень повысился на 17%.
За то время, с которого мы стали применять в практику пальчиковую
гимнастику прослеживается положительная динамика в усвоении детьми
программных требований по ЗКР, словарю и грамматике.
Используя регулярно данные упражнения, я заметила, что у детей
улучшается память, умственные способности, устраняется их эмоциональное
напряжение, развивается координация движения, сила и ловкость рук.
Отзывы родителей свидетельствуют о том, что у детей развились
технические навыки овладении письмом, что способствует успешному
обучению в школе.
Педагоги д/с включают в свои занятия пальчиковые и дидактические игры,
основная цель, которых заключается в формировании у детей речевых
навыков.
Но, к сожалению, из-за частой смены воспитателей качество проводимых
занятий значительно снизилось, т. к. молодым педагогам приходится
осваивать с “нуля” методику проведения гимнастики и дидактических игр, а
стажеры не в силах объяснить всем, как именно это делать методически
грамотно. Поэтому творческой группой д/с стали планироваться и
проводиться семинары-практикумы, игры-тренинги с молодыми и вновь
прибывшими педагогами.
Таким образом, система работы по развитию речи дает положительный
результат и своевременное выявление многих проблем, связанных с
готовностью к сложному процессу обучения.