Татьяна Буянкина
Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое и психическое здоровье ребенка – важнейшая тема, вызывающая пристальное внимание, как родителей, так и педагогов. Ребенок проводит довольно много времени в садике, отсюда следует, что ДОУ в значительной степени отвечает за сохранение и укрепление его здоровья. Здоровый, полный энергии и сил ребенок активно и с интересом включается в игру, развивающую деятельность, он жизнерадостен. Из этого следует, что применения методических наработок и технологий, обеспечивающих сохранность здоровья детей, является важнейшим звеном в современном дошкольном образовании.
Публикация «Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии которые направленны на решение важнейшей задачи современного дошкольного образования – сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей, а также педагогов и родителей.
Выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий :
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
педагогов дошкольного образования;
валеологического
просвещения родителей;
здоровьесберегающие
образовательные технологии в детском саду.
В свою очередь в дошкольном образовании здоровьесберегающие технологии можно разделить по следующим направлениям:
т
ехнологии сохра
нения и стимулирования здоровья;
т
ехнологии
обучения здоровому образу жизни;
к
оррекционные технологии.
«Пальчиковые игры» относится к направлению «Технологии сохранения и стимулирования здоровья» и «Коррекционные технологии».
«Пальчиковые игры» являются отличным инструментом для развития мелкой моторики. Стоит отметить, что эти игры очень увлекательны и эмоциональны, также способствуют развитию творческой деятельности и речи у детей, они отражают реальность окружающего мира (предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы).
Во время игры ребенок повторяет движение взрослых, активизируя моторику рук, что позволяет вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние дети уже воспринимают игры, которые проводятся двумя руками. Четырехлетние дети могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Детям старше четырех лет можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом (мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.).
«Пальчиковые игры» рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Одним из плюсов данных игр является то, что они могут проводиться в любое удобное время.
Стоит отметить, что результативность занятий «пальчиковых игр» зависит от того, чем еще занимается ребенок (музыка, математика, физическая культура, рисование, робототехника и т. д.).
«Пальчиковые игры» делятся на пассивные и активные игры.
Пассивные - массаж кистей рук: поглаживание, растирание, вибрация. Пассивные игры рекомендуются как предварительный этап перед активными детям с низким уровнем развития мелкой моторики.
Все упражнения «пальчиковых игр» должны проводятся в игровой форме, сложность выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка.
Перед каждой игрой необходимо настроить детей, т. е. заинтересовать их. Начинать занятие лучше всего с разминки пальцев : сгибания и разгибания, в качестве реквизита можно применять резиновые игрушки, мячики.
При обучении новой игре необходимо выполнять движение медленно, если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и помочь ему.
Произносить тексты игр необходимо максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то ему выполнять только движения. Для части игр можно рисовать на подушечках пальцев лица или надевать на пальчики бумажные колпачки.
Для достижения наилучшего эффекта необходимо, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. Если движения вялые и небрежные, то пользы от таких игр не будет.
Для того чтобы приобретенные навыки закреплялись «пальчиковые игры» необходимо проводить систематически, ежедневно, также для достижения наилучшего эффекта от занятий следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
Также для наибольшей пользы необходимо использовать различные «пальчиковые игры», применять сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев, повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.
«Пальчиковые игры» повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
Продолжительность «пальчиковых игр» зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии это неотъемлемая и важная часть дошкольного образования, позволяющая сохранять, поддерживать и обогащать здоровье детей, педагогов и родителей. В свою очередь «пальчиковые игры» - это одно из направлений здоровьесберегающих технологий, которое позволяет отлично развивать мелкую моторику, вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, могут проводиться в любое удобное время. Так же «пальчиковые игры» вырабатывают такие качества у ребенка как адекватная самооценка, способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться.