Яна Игошева
Пальчиковая гимнастика и ее значение
▼ Скачать
Значение «пальчиковой гимнастики» в развитии детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.
Публикация «Пальчиковая гимнастика и ее значение» размещена в разделах
Пальчиковая гимнастика в некоторой степени относится к физической культуре, поскольку осуществляется мышечное развитие, развивается координация движений. Однако пальчиковые упражнения — нетрадиционная форма развития ребёнка. Учёные считают, что взрослые используют всего 5–10% потенциала головного мозга. Помимо интеллектуальной деятельности, мозг выполняет защитные функции, способен «спасти» от чрезмерной нагрузки. Мозг работает в режиме экономии и не позволяет исчерпать свои резервы. Держать мозг в тонусе позволяют постоянные тренировки — игры и упражнения для пальчиков, которые помогают развить интеллект, внимание и память, творческие и аналитические способности.
Высказывания известных людей.
1. В. А. Сухомлинский «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
2. Аристотель «Рука – это инструмент всех инструментов».
3. Кант «Рука – это своего рода внешний мозг».
4. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» о потребностях маленького ребё нка написал так: «…он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешать ему это для него необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер, форму предметов. О свойствах, окружающих его, вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»
Пальчиковые упражнения представляют собой специальные игры, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей малышей. Регулярные занятия помогают деткам не только сформировать базовые навыки, но и улучшить эмоциональную связь с родителями.
Польза пальчиковых упражнений
Пальчиковые игры оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, речи и мышления у детей дошкольного возраста. Их польза заключается в следующем:
• Активизируют речевые зоны в мозге.
• Способствуют формированию правильной и четкой речи, предупреждают дефекты
• Улучшают память.
• Развивают способность концентрироваться и распределять внимание.
• Помогают овладеть письмом и рисованием.
•Делают пальчики и кисти более гибкими и подвижными.
• Развивают воображение и фантазию.
Базовые правила проведения пальчиковых игр следующие :
• Наиболее подходящий возраст для них 1-3 года, когда дети лучше всего усваивают речевые навыки.
• Важно, чтобы руки родителя, занимающегося с малышом, были теплыми.
• Перед выполнением упражнений надо провести малышу разминку для рук: так они будут более послушными.
• Обращайте внимание на то, чтобы задействовались все пальчики малыша.
• Упражнения нужно сопровождать поглаживаниями и щекотаниями ладошек ребенка.
• Считалки и потешки надо прочитывать выразительно.
• Заменять игры необходимо постепенно. При появлении новых персонажей вначале познакомьте с ними ребенка.
• Не нужно заставлять ребенка выполнять задачи насильно, иначе у него быстро пропадет весь энтузиазм. Занятия должны быть веселыми и приятными.
• Чтобы добиться результатов, нужно заниматься регулярно.
Пальчиковые игры – отличный способ улучшить контакт с малышом, обеспечить его правильное развитие как в умственном, так и в эмоциональном плане. Очень важно проводить занятия именно в игровой форме: так малыш будет получать от них удовольствие, а это очень важно для их эффективности.
Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.
1 группа.
Упражнение для кистей рук:
-развивают подражательную способность, достаточно просты, не требую тонких дифференцированных движений;
«Шарик».
Исходное положение. Пальчики обеих рук собраны «Щепотью» и соприкасаются кончиками.
«Надуваем шарик» : придаем пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мяч или шарик.
«Шарик лопнул» : пальцы возвращаются в исходное положение.
Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надую я.
2 группа. Упражнение для пальцев условно статическое.
-совершенствует полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
«Очки».
Исходное положение. Сделать двумя руками колечки. Поднести к глазам имитируя очки.
Вот колечки – посмотри!
Превращаются в очки!
3 группа. Упражнения для пальцев динамические :
-развивают точную координацию движений;
-учат сгибать и разгибать пальцы рук;
-учат противопоставлять большой палец остальным.
«Дождик, дождик, что ты льешь?»Дождик, дождик, что ты льешь? (Показываем брызги пальчиками.)Погулять нам не даешь? (Шагаем пальчиками.)Я водою дождевою, землю мою, мою, мою. (Складываем ладошки и потираем руки друг о друга.)Мою крышу и забор (Показываем крышу.)Мою улицу и двор. (Показываем, какой большой двор.)