Антонина Агеева
Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста
Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и мелкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Совокупность движений тела, мелкой моторики руки органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонной речи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение. в то же время чтение стихов, в частности, потешек с их четким ритмом, помогает улучшить у маленького ребенка координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Заучивание стихотворных текстов с участием рук и пальчиков приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, активизируется его мыслительная деятельность.
Публикация «Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Долгие 15 лет моей педагогической деятельности пришлись на работу в детском саду компенсирующего вида с нарушениями речи у детей. Имея тесные взаимодействия с логопедами, изучив необходимую литературу, пройдя курсы повышения квалификации по данной теме в 2003 году, я разработала собственную рабочую программу, по которой успешно и трудилась. Так случилось, что в предпенсионный период моей жизни мне пришлось вернуться на работу в детский сад общеразвивающего вида. Сначала я радовалась, что есть возможность поработать со здоровыми детками. Но когда поближе познакомилась с детьми, услышала их речь, знакомую мне до боли, поняла, как все-таки беспечны родители по отношению к своим собственным детям. Как долго они не быот тревогу, не предпринимают никаких действий, чтобы помочь ребенку исправить речь. Проводить специальные логоритмические занятия в детском саду общеразвивающего вида нет возможности, у дошкольного учреждения другое приоритетное направление. Но у меня остались мои творческие разработки и литература М. Ю. Картушиной, которая много потрудилась и щедро поделилась с нами своим трудом. Использовать ее разработки одно удовольствие! Ничего придумывать не надо! Так как значение пальчиковых игр в развитии речи очень велико, я включаю их в каждое музыкальное занятие во всех возрастных группах как отдельный вид музыкальной деятельности.
В методическом пособии «Учите детей петь» (Т. М. Орлова, С. И. Бекина) в старшей и подготовительной группе для развития голоса и слуха предлагаются коротенькие попевки, русские народные песенки- распевки. На их основе я и придумала действия с пальчиками.
Цель пальчиковых игр:
• улучшение произношения и обогащение лексики;
• развитие внимания, терпения, внутреннего тормоза (умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
• стимулирование фантазии, проявление творческих способностей;
• умение чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возникновение неврозов;
• подготовка руки к письму (что очень важно для будущих школьников).
С помощью пальчиковых игр и упражнений я решаю следующие задачи:
• развивать мелкую моторику рук;
• совершенствовать согласованность движений пальцев рук с текстом попевок;
• развивать звуковысотный, ритмический слух;
• формировать вокально- слуховую координацию;
» формировать правильное звукообразование;
• упражнять R чистоте интонации.
Все пальчиковые игры и упражнения, предложенные в данной разработке, мною апробированы в течение нескольких лет. Они нравятся детям, и я думаю, что мною выбран правильный путь в музыкальном развитии детей дошкольного возраста и в дальнейшем обучении их R школе.
Солнышко-ведрышко (ст. гр.)
Солнышко-ведрышко, - правой ладонью с разведенными пальчиками нарисовать круг
Выгляни в оконышко. - левой ладонью нарисовать круг,
Где твои детки? - пожать плечами,
Сидят на запечке, - сложить руки полочкой,
Лепешки валяют, - «ладушки» с поворотом кистей рук,
Тебя поджидают. — пальчиком подпереть щечку.
Уж как шла лиса (ст. гр.)
Уж как шла лиса по тропке, - указательный и средний палец «шагают»,
Нашла грамоту в охлопке. - то по одной руке, то по другой,
Лиса лычки драла, - по очереди все пальчики соединятся с Большим,
Себе лапотки плела - покрутить указательными пальчиками вокруг друг друга,
Она села на пенек - обе ладони положить на колени,
И читала весь денек - обе ладони положить на колени, - соединить ладони
«книжечкой», поднести к лицу, как газету.
Ходит зайка (ст. гр.)
Ходит зайка по саду, по саду, указательный и средний палец-ушки; зайка шевелит ушами,
Щиплет травку, травушку-лебеду Большой, безымянный, мизинец-мордочка: сжимать-разжимать пальчики
Сорока (ст. гр.)
Сорока, сорока— водить указательным пальчиком по ладошке.
Где была? - развести ладони в стороны, пожать плечами,
- Далёко! - ладонь козырьком к глазам, посмотреть вдаль,
Кашу варила, - сжать кулачок, помешать кашку,
Детушек кормила - имитация еды ложкой кашу,
На порог скакала, - все пальчики по очереди встречаются с большим,
Г остей созывала. - приглашение ладонями к себе,
Гости услыхали, - ладони подставить то к одному ушку, то к другому,
Быть обещали. - ладони вперед раскрыть.
Лиса по лесу ходила (подг. гр.)
Лиса по лесу ходила, - сложить пальцы вместе, указательные пальчики
согнуть, большие — приподнять (мордочка с ушками,
Звонки песни выводила, мизинцы - рот - поднимаются и опускаются,
Лиса лычки драла, - сжимание пальчиков в кулачок и разжимание,
Лиса лапотки плела. - вращение кулачками перед грудью моторчиком.
Украл котик клубочек (подг. гр.)
Украл котик клубочек - поочередное сжимание и разжимание кулачков,
Спрятался в уголочек, - закрыть лицо руками,
Чтоб бабуся не узнала, - размахивание указательным пальчиком перед лицом,
Серы ушки не намяла. - ладошками потереть ушки.
Дождик (ст. гр.)
Дождик, лей на крылечко, - ладошками ловить капельки дождя,
Дадим огуречика.
Дождик, лей пуще, постукивание указательными пальчиками
Дадим щей гуще. - по коленям.
Соловушка (подг. гр.)
Поет, поет соловушка, - ладони сложены «клювиком», сжимать и разжимать,
Поет, поет молоденький, но, - открывать и закрывать клювики поочеред-
Молоденький, хорошенький, - одновременно двумя руками открывать
Хорошенький, пригоженький. - и закрывать клювики.
Как под наши ворота (подг. гр.)
1. Как под наши ворота -ладошками нарисовать ворота,
Подливалася вода - волнообразные покачивания ладошками,
Припев: Ой, калина моя, - сильный хлопок в ладоши, 3 хлопка «тарелочками»,
Ой, малина моя. - еще раз повторить,
2. Подливалася вода, - волнообразные покачивания ладошками,
Расстилалася трава - мягкие гладящие движения ладонями,
Припев: повторить.
3. Расстилалася трава, - мягкие гладящие движения ладонями,
Трава шелковая. - поглаживания большим пальцем другие пальчики.
Припев: повторить.
Соловей-соловеюшка (подг. гр.)
Соловей, соловеюшка, - пальцы одной руки согнуты в клювик,
Соловей, родимый батюшка, - погладить ладонью другой руки клювик,
Полетай-ка, соловушка, - раскрытые ладони перекрестить, соединив
большие пальцы в «птицу»,
На родимую сторонушку. - помахать «крыльями», поднимая руки вверх и
опуская вниз.
Не летай, соловей (подг. гр.)
Не летай, соловей
- большие пальцы соединить, скрестив ладони,
У окошечка, - помахивать кистями рук, как крыльями,
Ты не пой, соловей,
- ладони сомкнуть в клювики, раскрыть и закрыть
Громки песенки.
- клювики, сжимая и разжимая пальцы.
Антошка (ст. гр.)
Антошка - картошка, - горизоньалным указвтельным пальчиком
Соломенная ножка. -постукивать в другую раскрытую ладонь
Сам с вершок, -пальчики поочередно «здороваются» др. с др.
Г олова с горшок. -в конце все пальцы соединяются в шар
Бай качи, качи (подг. гр.)
Бай качи, качи, качи - прищелкивание пальцами больших рук,
На улице калачи, -поочередно все пальчики встречаются с большим,
За улицей прянички, -сжать один кулачок и ударять по раскрытой ладони другой руки,
В огороде яблочки -растопырить пальчики и одновременно все «поздороваться» (4 раза соединить все пальцы округлых ладоней)
Капустка (подг. гр.)
Вейся, капустка моя, -вращение правым кулачком,
Вейся, вейся, белая моя. -вращение левым кулачком,
Как мне, капустке, не виться, -вращение двумя кулачками одновременно
Белою виллою не навиться. -от себя, потом к себе,
Частный дождичек, лей-поливай, -указательным пальчиком по ладошке,
Ясно солнышко, грей-согревай -описать круг раскрытыми ладонями
Котя, котенька-коток (подг. гр.)
Котя, котенька-коток, - из большого, безымянного и среднего пальцев сделать мордочку, соединив их; указательный и мизинец-ушки;
Котя серенький хвосток. -пальцы другой руки-хвостик качающийся,
Приди, Котя, ночевать, -приглашаем к себе двумя ладонями и «спим»,
Нашу деточку качать. -ладони сложить в колыбельку друг на дуга,
Уж как я тебе, коту, -ладонью одной руки погладить другой кулачок,
За работу заплачу: -пальчиками показать «денежки»
Дам кусок пирога, -печем пирожки, складывая ладошки и поворачивая,
И кувшин молока. -соединить ладони в «кувшинчик»
Андрей-воробей (ст. гр.)
Андрей-воробей, -соединив большие пальцы рук,
Не гоняй голубей, -сделать «птицу», помахивать
Гоняй галочек -«крыльями» ритмично под музыку,
Из-под палочек.
Не клюй песок, -«клювиком»- одной руки стучать
Не тупи носок. -в раскрытую ладонь другой руки,
Пригодится носок -поменять руки, стучать в ритме попевки
Клевать колосок.
Скок, скок-поскок (ст. гр.)
Скок, скок-поскок, -ладонью скачем с верхней ступеньки вниз,
Молодой дроздок, -соединив большие пальцы и скрестив руки, делаем «птицу», машем «крыльями», растопырив пальцы,
По водичку пошел, -шагаем 2 и 3 пальцами по одной руке,
Молодичку нашел. -теперь по другой руке,
Молодиченька- -подпираем пальчиком то одну щечку,
Невеличенька -то другую,
Сама с вершок, -большим и указательным пальчиком показываем, маленький вершок,
Голова с горшок. -двумя руками большой горшок показываем.