Александра Куянова
Пальчиковая, дыхательная гимнастика по темам недели (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Февраль. Тема месяца «Богатырская наша сила»
1. Я хочу быть здоровым.
«Дружные пальчики»
Эти пальчики щипают, Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки
(или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют, Указательный и средний "идут" по другой руке.
Эти - любят поболтать, Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга
(шурша).
Публикация «Пальчиковая, дыхательная гимнастика по темам недели (продолжение)» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Темочки
Эти - тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
Речь с движением:
«Мишутка – спортсмен»
Встал мишутка, потянулся, Дети стоят, поднимают руки вверх и тянутся.
И назад он оглянулся. Ставят руки на пояс, смотрят назад.
Наклонился вправо, влево, Наклоняются вправо, влево.
Посмотрел наверх и вниз. Поднимают голову и смотрят наверх,
опускают голову, смотрят вниз.
Стане мишка сильным, смелым, Поднимают согнутые руки («силачи»)
Как известный футболист. Имитируют движения фетболиста.
«Бегемоты»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемоты, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
2. Военная техника.
Пальчиковая гимнастика :
«Профессии на транспорте»
Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Летчик нужен самолету,
Вертолетчик – вертолету,
Капитаны – кораблям,
Машинисты – поездам.
Космонавт летит в ракете,
Транспорт нужен всем на свете!
Дети загибают пальчики на руке, перечисляя названия профессий.
Речь с движением:
«Грузовик»
Едет, едет грузовик, Дети ходят по помещению, держа в руках «рули».
Грузы он везти привык.
Может он остановиться, Останавливаются.
Может он назад поехать, Пятятся назад.
Может вправо повернуть Поворачивают направо.
И препятствие объехать. «Объезжают» стул или другое препятствие.
Если кончится бензин,
Не везет машина, Останавливаются.
Скажет он : «Би-би, би-би! Произносят «Би-би, би-би», нажимают на серену
«руля»
Подливай бензина!» Имитируют действие.
Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
3. Мы защитники Отечества
Пальчиковая гимнастика :
«Защитники»
Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)
Всех сыновей, всех кто готов, (хлопают в ладоши)
Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к
сердцу)
Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)
Речь с движением:
«Человек»
Ведущий произноси текст:
Я – веселый человечек, ты меня нарисовал.
Покажу я части тела, что сейчас ты называл.
После произнесения текста ведущий показывает на себе какую-нибудь часть тела, называя ее неправильно. Остальные дети должны правильно и быстро показать и назвать ту часть тела, которая была показана ведущим.
Дыхательная гимнастика «Насос»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
4. Как на Масленую неделю…
Пальчиковая гимнастика :
«Пальчиковый счёт»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке их пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!
Дети по очереди разгибают или загибают пальцы.
Речь с движением:
«Воробушки»
Воробушки летают, Дети машут руками и бегают.
Зернышки клюют, Наклоняют голову вниз, руки отведены назад.
Весело чирикают: Произносят «чик – чирик».
«Чик – чирик!»
И водичку пьют. Подносят ладони, сложенные ковшиком, ко рту.
Дыхательная гимнастика
«Пружинка»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
Март. Тема месяца «Весна идет – весне дорогу»
1. К нам весна шагает быстрыми шагами. Мамины руки.
Пальчиковая гимнастика :
«Букет для мамы»
Соберем цветов садовых
Маме много на букет.
Много ирисов лиловых,
Гладиолусов бордовых,
Много красных роз, пионов.
Жаль, нарциссов желтых нет!
Дети перечисляя цветы загибают пальчики.
Речь с движением:
«Мы стираем»
Один, два, три, четыре, пять, Дети загибают пальцы на руке.
Будем мы белье стирать. Имитация движений по тексту.
Мочим,
Мылим,
Долго трем,
Прополощем,
Отожмем.
Будем вешать
И сушить,
Гладить утюгом,
Носить.
А запачкаем –
Опять будем мы белье стирать.
Дыхательная гимнастика :
«Ароматный цветок»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
Дети представляют перед собой цветок и медленно вдыхают носом его запах, затем медленно выдыхают.
2. Знакомсво с народной культурой и традициями.
Пальчиковая гимнастика :
«Весна»
Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.
Капают капели.
Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны.
И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
Речь с движением:
«Мое настроение»
Настроение мое
Каждый день меняется,
Потому что каждый день
Что-нибудь случается.
То я злюсь, Дети ставят руки на пояс, произносят слова нахмурившись.
То улыбаюсь, Улыбаются.
То грущу, Опускают голову и плечи вниз, делают грустное лицо.
То удивляюсь, Разводят руки в стороны, удивляются.
То, бывает, испугаюсь, Ставят ноги вместе, немного приседаю, обхватывают себя
руками и приподнимают плечи, делают испуганное лицо.
То, бывает, посижу, Садятся, приподнимают голову, делают мечтательное
лицо.
Помечтаю, помолчу. Тихо сидят в такой позе некоторое время.
Дыхательная гимнастика «Ножницы»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
И. п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
3. День Земли.
Пальчиковая гимнастика :
«Жаворонок»
Дети показывают движениями кистей рук, как летит птичка.
Птичка, птичка, прилетай!
Весну-красну зазывай!
Птичка крылышками машет,
Веселит детишек наших!
Речь с движением:
“Птички и ветер”
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.
Дыхательная гимнастика :
«Волна»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
4. Театральная весна.
Пальчиковая гимнастика :
«К нам весна пришла»
К нам весна пришла,
Цветы красивые принесла! Ручки протягивают вперёд «с букетом».
В палисадник мы пошли
И венок себе сплели! Пальчики двигаются, будто плетут венок.
Речь с движением:
«Юла»
Я на месте не сижу – Дети сидят на корточках, затем встают на ноги.
Все верчусь, верчусь, кружу. Руки в стороны, кружатся сначала в одну сторону,
Повернусь, покружусь, затем в другую.
А потом остановлюсь. Останавливаются.
Дыхательная гимнастика :
«Лягушонок»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.
Апрель. Тема месяца : «Весна - красна»
1. Птицы – наши друзья.
Пальчиковая гимнастика :
«Грачи»
Мы лепили куличи. «Лепить пирожок»
Прилетели к нам грачи. «Помахать крыльями»
Первый грач испек пирог, Загибать пальчики по очереди на одной руке.
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики на другой руке.
Выходи грачей считать.
Речь с движением:
«Перышки»
Птицы крыльями махали, Дети ритмично поднимают и вверх и
опускают вниз руки.
Пух и перышки теряли. Кружатся. Руки вытянуты в стороны.
Перья в воздухе кружились,
На ладошки к нам ложились. Кладут одну ладонь на другую, потом
убирают (Как будто кладут перышко)
Ветерочек прилетал Дуют на ладонь «сдувая перо»
И с ладошек их сдувал.
Мы все перышки подняли, Поднимают «перышки», кладут на ладонь
С ними весело играли. и снова сдувают.
Дыхательная гимнастика
«Курочка»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
2. Этот загадочный мир – КОСМОС.
Пальчиковая гимнастика :
«Космос»
Раз, два, три, четыре, пять - По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит, Пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя
Что он видит впереди? «бинокль».
Солнце, планеты, спутники, кометы, Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну.
Речь с движением:
Полет к звездам»
Отправляется в полет Дети складывают руки рупором перед ртом,
Наш волшебный звездолет. ходят по группе в разных направлениях.
Надевай скорей скафандры! Имитируют движения.
Занимай скорей места! Становятся в рассыпную, присаживаются.
С космодрома мы взлетаем, Встают, поднимают руки через стороны вверх
Прямо к звездам улетаем! И соединяют их над головой. Подпрыгивают.
Полетели, полетели, Бегут (руки в стороны).
До Лены мы долетели. Останавливаются.
Походили, посмотрели Ходят по группе в разных направлениях.
И обратно прилетели. Бегут, останавливаются.
«Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз
3. Праздник Пасхи.
Пальчиковая гимнастика :
«Веер»
Солнце светит очень ярко, Соединить прямые пальцы рук.
И ребятам стало жарко. Расслабить руки от локтя,
Достаем красивый веер — превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
Пусть прохладою повеет.
Речь с движением:
«Человек»
Ведущий произноси текст:
Я – веселый человечек, ты меня нарисовал.
Покажу я части тела, что сейчас ты называл.
После произнесения текста ведущий показывает на себе какую-нибудь часть тела, называя ее неправильно. Остальные дети должны правильно и быстро показать и назвать ту часть тела, которая была показана ведущим.
Дыхательная гимнастика :
«Травушка колышется»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
Поднять руки вверх, плавно
покачать кистями рук – вдох,
опустить руки вниз – выдох.
4. Праздник весны и труда.
Пальчиковая гимнастика :
«Здравствуй!»
Дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую! (переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой)
Речь с движением:
«Домик»
В новом домике моем Деи складывают руки над головой.
Разных два окошка. Показывают два пальца.
Вот внизу сидит наш пес, Наклоняются и гладят «пса».
А на крыше – кошка. Встают на носочки и тянутся рукой вверх.
Я же в домике сижу Присаживаются, ладонь руки прижата к щеке,
И на улицу гляжу. Вторая рука поддерживает первую.
Дверь в квартиру открывается…. Встают, одной рукой «открывают дверь».
Это мама возвращается! Подпрыгивают, поднимая руки вверх.
Дыхательная гимнастика :
Хлопушка
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
Встать ноги врозь. Руки разведены в стороны. Глубоко вдохнуть, наклониться вперёд, хлопнуть ладонями по коленям – выдох. Вернуться в и. п. – вдох.
Май. Тема месяца «Весна кончается – лето начинается!»
1. День Победы.
Пальчиковая гимнастика :
«Прогулка»
Пошли пальчики гулять, (Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены
вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять, (Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом, (Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком, (Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
Пятый пальчик поскакал (Ритмичное касание поверхности стола обоими
мизинцами.)
И в конце пути упал. (Стук кулаками по поверхности стола.)
Речь с движением:
«У оленя дом большой»
У оленя дом большой. Дети складывают руки домиком над головой.
Он глядит в свое окно. Руки показывают «окно» возле лица.
Зайка по лесу бежит, Имитируют «бег».
В дверь к нему стучит. «Стучат» в дверь.
-Тук, тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой. Показывают рукой назад и оглядываются.
-Зайка, зайка забегай, Зазывающие движения рукой.
Лапу мне давай. Кладут одну ладонь на другую.
Дыхательная гимнастика :
«Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
2. Путешествие в мир леса
Пальчиковая гимнастика :
«У кого какая шубка»
Шуба серая у волка, Дети загибают пальцы на руке.
Шуба ежика в иголках,
Шуба рыжая лисы –
Удивительной красы.
Шуба белая у зайца,
У медведя – бурая.
Не страшны ему дожди Качают головой.
И погода хмурая.
Речь с движением:
«Желудь»
Желудь, желудь, Дети сидят на корочках обняв ноги.
Просыпайся! Медленно встают, поднимая сложенные ладони над головой.
И дубочек вырастай! Приподнимаются на носочки, тянутся.
Дорастай до тучи, Делают одной ногой шаг в сторону, ставят ноги на
Крепкий дуб, могучий! Ширину плеч, одновременно опуская руки через стороны
вниз на пояс.
Дыхательная гимнастика «В лесу»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
3. Цветы.
Пальчиковая гимнастика :
«Колокольчики»
В прятки пальчики играют Сжимать и разжимать пальцы рук.
И головки убирают, Открывать и закрывать глаза.
Словно синие цветки,
Распускают лепестки Сводить и разводить пальцы «веером».
Наверху качаются, Качание и наклоны кистей вправо-влево.
Низко наклоняются.
Колокольчик голубой Круговые движения кистями.
Поклонился, повернулся
К нам с тобой.
Колокольчики-цветы Повороты кистями вправо-влево,
Очень вежливы, а ты?
Ладони сверху опустить на стол.
Речь с движением:
«На лужайке»
На лужайке о ромашкам
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низка-низко наклоняюсь.
Дети выполняют действия по ексту.
Дыхательная гимнастика :
«Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
4. Скоро лето. Время веселых игр.
Пальчиковая гимнастика :
«Игрушки»
Это пальчик – красный мяч.
Ты куда пустился вскачь?
Эо пальчик – кукла Катя
В синем новом, длинном платье.
Этот пальчик – грузовик,
Он огромен, он велик!
Этот пальчик – желтый мишка,
Добрый, милый шалунишка.
Этот пальчик – самолет,
Все игрушки довезет!
Дети по очереди разгибают или загибают пальцы.
Речь с движением:
«Обруч»
Ритмично произнося текст, дети имитирую движения с обручем.
Обруч я вперед качу,
На одной руке кручу,
В обруч быстро пролезаю,
На другой руке кручу.
А потом как на скакалке
Через обруч я скачу.
Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).