Надежда Ступак
Озвучивание стихов и сказок, рисование картин с помощью детских музыкальных инструментов
▼ Скачать + Заказать документы
1 Слайд: Название мастер – класса.
В современных условиях возрастают задачи эстетического воспитания дошкольников. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы. Музыкальный инструмент для маленького ребёнка – символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Во время знакомства с новым музыкальным инструментом предложить ребенку обследовать его; показать приемы звукоизвлечения
Публикация «Озвучивание стихов и сказок, рисование картин с помощью детских музыкальных инструментов» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Рисование. Все материалы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2020
Музыкальная игра является важным видом детской деятельности.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире». Это подчеркивал известный советский педагог В. А. Сухомлинский.
2 Слайд: «Рисуем» картину звуками
Ученые утверждают, что дети – прирожденные художники. Они увлеченно рисуют, отражая свое восприятие мира в этих рисунках.
Расширению представлений ребенка об окружающем, развитию наблюдательности, фантазии способствует совместное творчество с использованием детских музыкальных инструментов.
Когда ребенок освоится и получит достаточный опыт, можно составить небольшой рассказ о том. Что вы вместе наблюдали, - «нарисовать» звуками картину того или иного времени года.
3 Слайд: практическое задание – «рисуем» картину «Весна» :
Засияло на небе солнышко (глиссандо на металлофоне низу вверх).
Стало землю согревать (глиссандо на металлофоне сверху вниз).
Птички с юга прилетели, взялись песни распевать (дудочки).
С крыш закапали сосульки - «динь- динь дон, да кап- кап- кап» (колокольчики, треугольник)
Лес проснулся, оживился, весна пришла, ей каждый рад! (погремушки, маракасы, бубны, бубенцы)
4 Слайд: Озвучивание сказок.
Русские народные сказки с их яркими образами дают возможность для их озвучивания музыкальными инструментами. Могут быть исполнены разными способами: на фланелеграфе, при помощи настольного, кукольного театра, по ролям.
5 Слайд: практическое задание – озвучиваем сказку «Курочка Ряба» :
Жили - были дед да баба (музыкальная шарманка) и была у них курочка Ряба. Снесла однажды курочка яичко (кудах-тах-тах, кудах-тах-тах, - голосом, да не простое (удар деревянными ложками, а золотое (удар в бубен).
Дед бил, бил – не разбил (удары по пластинке металлофона в низком регистре).
Баба била, била – не разбила (удары по пластинке металлофона в высоком регистре).
Мышка бежала, хвостиком махнула (игра на колокольчике, яичко упало и разбилось (глиссандо на металлофоне снизу-вверх и удар в бубен).
Плачет дед, плачет баба (размеренные удары по треугольнику, а курочка им и говорит (частые удары по треугольнику) :
«Не плачь, дед (размеренные удары по треугольнику, не плачь, баба (частые удары по треугольнику). Я снесу вам яичко другое, не золотое (удар по пластинке металлофона, а простое (удар деревянными ложками).
6 Слайд: Озвучивание стихов.
Стихи увлекают своим ритмом, и дети читают их с удовольствием. Но, как и при озвучивании сказки, образы стихотворения становятся более яркими, если при чтении добавить подыгрывание на музыкальных инструментах. Они могут быть самыми разнообразными.
При рассказывании стихотворения с аккомпанированием необходимо делать паузы в конце строк, чтобы дать время для звучания музыкальных инструментов.
7 Слайд: практическое задание – озвучиваем стихотворение «Апрель» С. Маршака:
Апрель, апрель! На дворе звенит капель (удары по треугольнику).
По полям бегут ручьи (глиссандо на металлофоне снизу-вверх,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи (удары в пластмассовый молоточек или ксилофон)
После зимней стужи (погремушки, встряхивание листа бумаги, катание карандаша по столу).
Пробирается медведь сквозь густой валежник (размеренное встряхивание маракаса, удары деревянными ложками или игра на барабане).
Стали птицы песни петь (игра на свистульках,
И расцвел подснежник (игра на колокольчиках).
8 Слайд: Озвучивание картин.
Одно из любимых занятий детей – рассматривание картинок, иллюстраций в книгах. Но благодаря фантазии и музыкальным инструментам картину можно не только увидеть, но и услышать.
9 Слайд: практическое задание – озвучивание картины К. Е. Маковского
«Дети, бегущие от грозы».
Таким образом, для успешного приобщения дошкольника к музыкальной деятельности в руках у ребенка должен быть инструмент, чтобы он сам соприкоснулся с ним, почувствовал его в своих руках, извлек из него волшебные звуки.
Необходимо создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом.
Озвучивание стихов и сказок с помощью музыкальных инструментов, способствуют развитию у детей чувства ритма, музыкального творчества, расширению представлений об окружающем мире.
Литература:
1. С. В. Канкевич «Путешествие в удивительный мир музыки» (советы родителям) - М., «Детство – Пресс», 2012г. -15 с.
2. А. И. Катинене, О. П. Радынова «Музыкальное воспитание детей в семье» - М., «Просвещение: Владос», 2000г. – 223 с.
3. А. С. Ахметова стихи : «День и ночь», «В небе звездочки зажглись» - 2015г.
4. Г. И. Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольников» (старшая и подготовительная группы) - Ярославль: Академия развития, 2008. – 96 с.
«День и ночь»
Рано утром в темном небе
Вдруг раздался сильный гром: тарелки
Капли стукали по крыше
Отчего запел весь дом: треугольник
Тут поднялся сильный ветер,
Зашумел в листве, в саду: гудящая дудочка и фольга
С веток яблоки срывались,
Падали на землю – Бу-ум! барабан
А сороки от испуга
Растрещались по округе: трещотка
Гром ударил еще раз-
И затихло все тот час: пауза
Лишь маленькие капельки
Стекали с крыш и капали: металлофон
Вот тучи расступились
И солнышко взошло: металлофон – глиссандо
От птичьих трелей
Нам радостно светло: колокольчик, бубен (по одному и вместе)
Успокоилась природа,
Мы услышим новый звук за околицей, в лесу
Раздается дятла стук: деревянные ложки
На соседней улице
Тройка лошадей бежит: румба, кастаньеты
А над беленьким цветочком
Пролетая жук жужжит: детский
Незаметно стало тише,
Солнце скрылось за горой.
Спят в кроватках ребятишки
В ульях спит пчелиный рой. Кладут ладошки под щечки - «спят».
/Ахметова А. С. /
Вот одна, вторая, много! фужеры с водой +металлическая палочка или
В небе звездочки зажглись: треугольник
С наступленьем ночи мыши
Все на кухне собрались: маракассы
Нашли мешочек семечек
И вся семья мышат
С огромным удовольствием скорлупки от фисташек прикрепленные
Едят, грызут, шуршат: к деревянной ложке
Вдруг один мышонок прыгнул,
Скатерть зацепил и тут…
На пол грохнулась кастрюля.
Издавая жуткий звук: тарелки
Все мышата испугались
И по норкам разбежались. Прижать палец к губам: Т-с-с.
Нас теперь вокруг одна окружает тишина…
оркестр «Звуки осени» :
Тихо бродит по дорожке, Осень в золотой одежке
(Тихо бьют ладошками по барабану).
Где листочком зашуршит, (Маракасы).
Где дождинкой зазвенит, (Колокольчики).
Раздается громкий стук, это дятел тук-тук-тук!
(Деревянные палочки, ложки).
Дятел делает дупло, белке будет в нем тепло. (Ложки).
Ветерок вдруг налетел, по деревьям пошумел, (Бубны).
Громко завывает, тучки собирает, (Дудочки)
Дождик динь, дождик-дон, капель звонкий перезвон.
(Треугольники и металлофоны)
Все звенит, стучит, поет, Осень в гости к нам идет! (Весь оркестр).