Лучший педагог года

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Беседа о Волге»

Анна Манторова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Беседа о Волге»
▼ Скачать + Заказать документы

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: формирование представлений о матушке – реке Волге.

Задачи:

Обучающие задачи – закрепить знания детей о реке Волге (где берёт начало, куда впадает); познакомить с притоками Волги, с городами расположенными по её берегам; ввести в словарный запас детей слова: устье, исток, русло.

Развивающие задачи – развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу России; активизировать речевое общение детей.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим „Беседа о Волге“» размещена в разделах

Воспитательные задачи – воспитывать любовь к природе и животному миру России, гордость за то, что мы волжане и живём на берегу самой великой реки.

Здоровьесберегающие задачи – способствовать снятию усталости – используя танцевальную физминутку; формировать навыки правильной осанки во время беседы

Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, продуктивная.

Формы деятельности: совместная с воспитателем, самостоятельная.

Методические приё мы:

Игровой – взаимодействие со сказочными персонажами.

Наглядный – использование иллюстраций с изображением Волги,её природы; иллюстрации и фотографии городов на Волге, карта Росии.

Словесный – художественное слово: стихи, песни, загадки, поговорки о воде, о Волге; чтение сказки «Волга и Возуза» в обработке С. Я. Маршака; беседа о Волге и городах, расположенных на её берегах.

Практический – рисование реки Волги (исток, русло, устье).

Предварительная работа: беседы о реке Волге и других реках России,чтение стихотворения И. А. Бунина «Родник», С. Викулова «Три клада России, прослушивание песен о Волге, рассматривание иллюстраций с изображением обитателей Волги.

Материал и оборудование: карта России, мольберт, магнитная доска, иллюстрации, фотографии, альбомные листы и синие карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы много беседовали с вами о нашей стране и знаем, какая большая наша страна – Россия. В ней много рек, озёр, морей!

Подумайте о чё м эта загадка:

«Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит!» (Река).

А какие реки вы знаете? (Ответы детей).

Молодцы! Много рек вы назвали. Мы с вами уже много беседовали о Волге, много я вам рассказала.

Скажите, где берёт своё начало Волга?

Как называется начало реки? (Ответы детей)

Послушайте, как в русской народной сказке в обработке С. Я. Маршака говорится о начале Волги :

«Меж болот из мелкого колодца

Ручеёк, неумолкая, льётся.

Неприметен чистый ручеёк,

Не широк, не звонок, не глубок,

Перейдёшь его через дощечку,

А глядишь – ручей разлился в речку.

Перед нею путь большой и долгий

Из лесного края в край степной

И зовут её рекою Волгой –

Матушкой, кормилицей родной!»

Воспитатель: Почему в народе так называют Волгу – матушкой, кормилицей?

А ещё называют Волгу рекой – красавицей, рекой – кормилицей. Почему?

В той же сказке о Волге говорится :

«Волга – рекам Родины царица

Ни одна не может с ней сравнится!»

Почему с Волгой не может сравнится ни одна река? (Ответы детей)

(Дети рассматривают карту)

Издавна люди селились на берегах рек, создавали там города. Как вы думаете почему? (Ответы детей).

(Стук в дверь, входит Буратино, здоровается с детьми)

Буратино беседует с детьми о свойствах воды, её необходимости для жизни животных и растений.

Дети рассказывают Буратино поговорки о воде:

«Вода и лес – краса природы»

«В реке, где много водорослей – много рыбы»

«Без воды нет рыбы, без леса – зверя».

Буратино загадывает детям загадку:

«Два братца в воду глядятся,

Век не сойдутся» (берега).

Воспитатель: Буратино, оставайся с нами, ты узнаешь много интересного о великой реке Волге.

У каждой реки есть берега. Каждая река течёт по одному и тому же месту. Как называется это место реки? (Ответы детей)

Посмотрите на карту и скажите, в какое море впадает Волга? (ответы детей)

Иногда река выходит из своих берегов. Почему это случается и когда? (ответы детей)

А как называется то место на берегах Волги, которое каждую весну затапливает водой? (Бассейн реки)

После того, как вода уходит в свои берега, почва здесь становится особенно плодородной. Неслучайно существует народное изречение:

«Вода на лугу – сено в стогу».

Волга течёт по России много километров. Я хочу рассказать вам о городах, которые расположены на берегах реки Волги. (Воспитатель показывает иллюстрации городов)

Разные народы живут на берегах этой великой реки. Все они живут дружно, трудятся на заводах и фабриках.

Наш родной город Энгельс тоже расположен на Волге. Мы с вами долны гордится, что мы – волжане, как и все люди, живущие на Волге.

О своём родном городе мы с вами поговорим отдельно, в следующий раз.

А сейчас я хочу обратить ваше внимание на славный город Волгоград.

Именно здесь на Волге, под Сталинградом (так раньше назывался Волгоград, в последнюю войну наши воины разбили фашистов. В то время родилась пословица: «С родной земли – умри, не сходи».

Воспитатель обращает внимание детей на фотографии с изображением гидроэлектростанции города Волгограда.

Волга даёт электрический ток нашей стране. По берегам Волги в земле лежат большие чёрные трубы. Что в них? (Газ и нефть).

Волга снабжает страну газом и нефтью. К сожалению, вода в Волге загрязнена сточными водами заводов, фабрик и сельского хозяйства.

Большой вред реке приносит загрязнение нефтепродуктами. От этого гибнут растения и животные, погибают рыбы, насекомые. Поэтому мы с вами должны знать закон об охране природы, так как природа – источник жизни на Земле.

Поэт С. Викулов так сказал:

«Три клада у природы есть: вода,

Земля и воздух – три её основы

Какая бы не грянула беда,

Целы они – всё возродится снова».

Ребята, вы знаете, о Волге сложено много песен. Давайте послушаем одну из них «Течёт Волга». Под эту замечательную мелодию М. Фрадкина на стихи Л. Ошанина можно даше потенцевать. (Физминутка)

Воспитатель: Много рек питает Волгу своими водами. Эти малые реки называютя – притоками. (Воспитатель называет притоки Волги).

Послушайте, что говорится в русской народной сказке в обработке С. Я. Маршака об одном притоке Волги – реки Возузе. (читает произведение)

Ребята, а как называется место, где река впадает в море? (Устье)

В устье реки Волги тёплый климат. Сюда многие птицы прилетают зимовать, а некоторые живут здесь постоянно.

Сейчас мы поиграем в игру «Покажи и назови птиц, которые живут на Волге», «Покажи и назови рыб, которые живут в Волге».

Молодцы!

Далее воспитатель предлагает детям перейти к столам и нарисовать исток, русло и устье реки Волги.

Воспитатель: Буратино, тебе понравилось у нас в гостях?

Буратино: Очень! Я узнал много интересного о реке Волге : о её городах, людях. Обязательно приду к вам ещё (Дети прощаются с Буратино).

Воспитатель: Разговор о великой русской реке Волге мы продилжим на других занятиях. Впереди много нового и интересного. Я расскажу вам о жизни людей разных национальностей, об их культуре, обычиях и обрядах. Мы познакомимся с их песнями, танцами, сказками. Всё это поможет нам больше узнать о своей Родине – России.

Публикации по теме:

Беседа с детьми 4–5 лет по ознакомлению с окружающим миром «Туман, что это?» Осень время дождей и туманов. Природа окрашивает деревья и кустарники в разные цвета! По дороге в детский сад дети обращают внимание на.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром природы «Осень» Конспект занятия в подготовительной группе «Осень» Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”. Задачи: Расширять знания детей об осени.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Прогулка в осенний лес»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Прогулка в осенний лес» Конспект НОД Прогулка в осенний лес Цель: дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умение определять.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Мишутке об игрушках» Программное содержание: Развивать умение наблюдать и выделять характерные признаки игрушек; Закрепить представления о форме, цвете, величине.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Волшебные снежинки» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Волшебные снежинки» Цель: Закреплять знания детей о временах года, уточнять представления.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зима» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме «Зима» ЦЕЛИ: 1. Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, учить называть.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Овощи с огорода» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ТЕМА «Овощи с огорода» Цели: Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Космос»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Космос» Цель: Расширить представлений детей о космосе, его освоении. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Удивительные свойства воздуха» «Удивительные свойства воздуха» Цель: Создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: Обучающие:.

«Наземный транспорт». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Конспект по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Наземный транспорт» Подготовила и провела: Лозовая Юлия Виталиевна Образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Беседа о Волге»
Опубликовано: 23 ноября 2019 в 10:34
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Беседа о Волге»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Манторова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД