Елена Матросова
Ознакомления детей раннего возраста с произведениями фольклора на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор – народная мудрость, народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем, в которых он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклады, знание жизни, природы, культуры и верования.
Фольклор для самых маленьких детей включает в себя колыбельные песни, пестушки, прибаутки, заклички, сказочки. Особенностью фольклорных произведений является то, что он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.
Публикация «Ознакомления детей раннего возраста с произведениями фольклора на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания ребенка в детском саду.
Кроме того, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Песенки и потешки используются как в играх-занятиях, так и во всех режимных моментах. Под них дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, эмоциональнее, интереснее. У малыша при этом развиваются внимание, память, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развиваются координация и ловкость.
Детский фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит, формирует нравственные привычки.
В нашей группе работа по приобщению малышей к фольклору ведется по следующим направлениям:
1. Использования фольклора в образовательной деятельности и в режимных моментах.
2. Пополнения картотеки произведений малых фольклорных форм.
3. Создания и приобретение дидактического материала, наглядных пособий, иллюстраций, книг.
4. Взаимодействие с семьями.
Песенки и потешки мы используем в разных в видах деятельности на протяжении всего дня.
Например, в процессе умывания:
Щечки мыли?
Глазки мыли?
Ручки мыли?
Да!
А теперь мы чистые – зайчики пушистые.
При одевании и раздевании:
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Вот так хорошо!
Во время приема пищи:
Час обеда подошел.
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
Во время подготовки ко сну:
Спать пора, спать пора,
Ножки бегали с утра
Глазкам спать пора
Ждет вас кроватка
Спите, детки, сладко.
Используем малые фольклорные формы в играх и развлечениях:
Уходи с дороги, Кот, наша Танечка идет!
Наша Танечка идет! Ни за что не упадет,
Топ – топ – топ. Топ – топ – топ.
Индивидуальное эмоциональное общение с ребенком, конечно, тоже не обходится без ласковой песенки или потешки, например:
Не плачь, не плачь, детка.
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки,
Для (называю имя ребенка) потешки.
Широко используем произведения малых фольклорных форм в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Мы рассказываем детям, песенки, потешки про гусей, ворон, котика, зайчика обыгрываем их. Заучиваем отдельные фразы и четверостишия, рассматриваем игрушки, картинки, показываем кукольный и настольный театры, рассказываем сказки “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.
А наши дети с удовольствием повторяют за нами слова и фразы, движения, выполняют имитационные действия, импровизируют, участвуют в драматизации и переносят все это в самостоятельную игру.
Знакомлю малышей и с колыбельными песнями. Дети не только с удовольствием слушают, но и сами поют куклам про гулей, про кота.
К ознакомлению детей с произведениями фольклора мы, конечно, привлекаем родителей. Рассказываем им о значении песенок, потешек и сказок, советуем приобрести определенные книги, игрушки, проводим мастер-классы. Уделяем время вопросам приобщения к народной культуре на родительских собраниях и при индивидуальном общении.
Со временем я заметила у родителей повышенный интерес к использованию малых форм фольклора дома в семье. Они с удовольствием разучивают со своими малышами песенки и потешки, играют в пальчиковые игры, изготавливают игрушки своими руками, приносят в группу игрушки и книги для рассматривания картинок.
В конце учебного года я отметила, что у моих малышей речь стала более внятной, понятной, дети могу составлять простые предложения. Этому всему, конечно, способствовало использование фольклора в повседневной жизни.
К сожалению, «живой фольклор» исчезает из жизни современной семьи: дети все реже или совсем не слышат колыбельные песни, добрые сказки на ночь, мало играют в игры с пальчиками под песенки и потешки.
Поэтому я считаю важно и нужно, чтобы каждый день наши дети приобщались к народному искусству. Не только слушали, но и заучивали, и сами рассказывали песенки, потешки, маленькие сказки, и еще чтобы участвовали в драматизациях.
Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют огромное значения в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоении им культурных богатств, опыта предшествующих поколений. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.