Ольга Кондратьева
Ознакомление старших дошкольников с архитектурой и развитие творчества в процессе конструирования из бумаги. Кондратьева
▼ Скачать + Заказать документы
Жители исторических центров, таких как Москва, Санкт- Петербург, Нижний Новгород, гордятся своими городами, знают их историю. Не оставляют без внимания очаги культуры и туристы: восхищаются архитектурными ансамблями, мостами, памятниками. Почему же мы – жители маленьких городов остаемся, безразличны и холодны к истории своего края? Да, наш город молод, но и нам есть, чем гордится, что рассказать и что показать своим детям. Люди, которые создавали и строили его больше полувека назад, делали это с большой любовью. Архитекторы, озеленители, строители, воспитанные на лучших образцах мировой культуры, делали все, чтобы наш город Дзержинск имел свое неповторимое лицо, был уютным и запоминающимся.
Публикация «Ознакомление старших дошкольников с архитектурой и развитие творчества в процессе конструирования из бумаги, Кондратьева» размещена в разделах
В исследованиях (К. И. Чуковский, Дж. Родари, Г. С. Виноградов, Т. Н. Ушакова, С. Н. Циттлин, А. Г. Арушанова, Т. И. Алиева и др.) было установлено, что в процессе творческого конструирования из разных материалов у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности.
Изобразительное искусство, в том числе и архитектура, оказывает действенное и положительное влияние на личность, особенно на формирование художественного вкуса, художественного восприятия. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в изучении духовного наследия своего народа, прежде всего ближайшего окружения т, е. малой родины. Формирование чувства «малой родины» осуществляется в процессе использования в работе с детьми регионального компонента.
В нашем городе соседствует друг с другом различные архитектурные стили : это классицизм, с присущей ему строгостью и некоторой помпезностью, прямыми строгими линиями, украшениями в виде колонн пилястр, барельефов; это конструктивизм семидесятых годов – стиль без излишеств, благодаря группе талантливых художников мозаистов эти дома в нашем городе не кажутся такими уж скучными и обыденными; современный конструктивизм с использованием с воплощением смелых идей молодых архитекторов. Кроме того, вблизи города находятся населенные пункты сельского типа, что позволяет нашим детям увидеть деревенские домики. Все впечатления об окружающем дети стремятся отразить в своих постройках.
Разновидностью конструирования из бумаги является – бумажная скульптура. Она заключает в себе богатые возможности для создания самых разнообразных архитектурных ансамблей путем комбинирования различных бумажных форм.
Целью своей работы я считаю: Познакомить детей с архитектурой, как с системой зданий, сооружений, с искусством создавать их по законам красоты.
Чтобы помочь дошкольнику овладеть азбукой архитектуры в процессе конструирования из бумаги, педагог должен сам хорошо знать и понимать этот вид искусства. Сотрудничество с краеведческим музеем с целью изучения истории развития архитектуры города, сбор информации из периодических изданий, позволил мне создать путеводитель с экскурсиями «Любимый город», где фотографии улиц и площадей соседствуют с небольшими рассказами о них.
Одним из условий развития детского творчества является необходимость соблюдения принципа интегрирования задач в разных видах детской деятельности. У нас сложилась определенная система работы, где информация приходит к ребенку через ознакомление с окружающим, свои впечатления он отражает в изобразительной и конструктивной деятельности. Использует полученные знания в игровой деятельности. Вся информация должна осваиваться практически: «Увидел – восхитился – создал – обыграл» - это простая формула успеха при ознакомлении с архитектурой города. Занятиям по конструированию предшествуют экскурсии рассматривание фотоальбомов с рассказами о зданиях. Использование развивающих методов обучения метод совместного поиска ответов на поставленный вопрос: «Почему здания не похожи друг на друга? Для чего нужны колонны? Может ли балкон быть красивым? И т. д.». Конструктивной деятельности, как и любой другой предшествует мотивация. Для чего мы это делаем? Например, перед занятием по конструированию из бумаги к детям «приходят» бумажные куклы брат с сестрой Ульянка и Иванка. Они ходили за грибами и потерялись в лесу. Дети конструируют из бумаги сельские домики, восстанавливают образ деревни по рассказам детей. Занятие по конструированию площади «Свадебной» города Дзержинска начинается с рассматривания макета здания ДКХ, после чего выясняется, что улицу Ленина и пр. Циолковского закрыл густой туман. Их необходимо восстановить, так как на площади вечером должен пройти фестиваль юных талантов. Таким образом, детям дана мотивация не только на конструирование зданий, но и на последующую режиссерскую игру.
Родители должны стать непосредственными участниками процесса ознакомления с архитектурой города. Они бывают с детьми в разных уголках города, рассказывают об истории возникновения различных зданий, выполняют творческие задания, участвуют в создании фотовыставок и макетов.
На первом этапе осуществляется первичное освоение знаний и умений, вынесение способов конструирования из общего контекста практической деятельности и последующее введение их в процесс изготовления различных построек. Важно пробудить в детях интерес к конструированию, помочь детям овладеть архитектурной терминологией. Для решения этой задачи я использую следующие дидактические игры и упражнения:
дидактические игры: «Архитектурные пазлы», «Найди отличие». Занятия (по образцу) : «История улицы Преображенской», «Деревня Березовка», «Кремлевские башни».
Знакомство со способами конструирования осуществляют через организацию конструирования по образцу (первая часть занятия, а введение их в процесс изготовления построек - через организацию конструирования типа «каркасного» (вторая часть занятия). Тема занятия «Архитектурный комплекс площади Свадебной». Геометрические фигуры или тела служат наглядной опорой для создания разнообразных построек.
На втором этапе обучения дети самостоятельное применяют знания и умения в специально - организованных взрослым условиях, предлагаются проблемные задачи, решение которых предполагает перенос знакомых им способов в новые условия. В качестве организационной формы постановки таких задач используют конструирование по условиям. Это такие занятия «Площадь «Свадебная»», «Выходной в театре кукол» «Торговый центр» На этом этапе я использую дидактические и упражнения: «Архитектурная мозаика», «Кто и как построил дом?» и игровое упражнение «Над городом на воздушном шаре» (развитие у детей умения представлять объекты сверху) активизировать в словаре детей название улиц и площадей города.
На третьем этапе развивается самостоятельное творческое конструирование (занятия по замыслу детей). Правильная организация конструирования по замыслу предполагает выполнение таких условий, как:
наличие целесообразной установки детям («Сказочный город царя Гвидона» - выполнение зданий в древнерусском стиле, «Путешествуем в город будущего» - выполнение детьми построек с фантазийными элементами); обеспечение свободы деятельности детей. Прежде всего, свобода в выборе объекта конструирования, способов и материалов конструирования, свобода в выборе форм конструирования (индивидуальное или совместное).
Очень важно создать условия для самостоятельного конструирования в свободное от занятий время и условия для обыгрывания построек. В своей работе я пришла к выводу, что очень важно продумать, как ребенок сможет использовать предметы конструктивной деятельности. Для этой цели необходимо использовать учебно - игровые макеты (напольный, подиумных, настольный). Так, например, на макете уголка парка с Дзержинским театром кукол можно развернуть режиссерскую игру «Широкая масленица», «Выходной в парке» и др. На макете площади Свадебной детей может увлечь игра «День города» с выступлением артистов, праздничной торговлей и, конечно же, с праздничным салютом.
В свободной деятельности дети «разбивают» клумбы, изготавливают ели, скамеечки, украшают здание Дворца мозаикой. Перспективный план дополняется вариантами свободного конструирования. Эта деятельность для детей не менее увлекательная, чем само занятие по конструированию. Для свободного конструирования необходимо иметь разнообразный материал. Ребенок берет на себя роль архитектора, дизайнера, познает законы красоты и гармонии. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Об этом свидетельствуют данные анализа усвоения программы. К концу года дети не только имеют представления о геометрических телах, формах называют архитектурные элементы зданий, овладевают конструктивными навыками, но и учатся работать в коллективе, сотрудничать со сверстниками. Данные анализа развития конструктивной деятельности в 2006-2007 году на много выше чем в 2005-2006 учебном году.
Мои дети большие фантазеры и выдумщики. Игра для них - реальный мир, в котором можно воплотить любые мечты. Одной из главных своих задач я считаю воспитание чувства глубокой привязанности к родным местам, уважительного отношения к своему городу и любви к своей стране. Очень надеюсь на то, что мои воспитанники будут гордиться тем, что живут в нашем замечательном городе и сделают его еще краше.